Активы России: ООН (октябрь).

Очерк из статьи: «Обзор некоторых других активов России»
(публикация 23.10.19) Автор: Тимошенко Н.

 

Проблемы с реформированием ООН:
• в Москве считают необходимым идти на расширение представленности в Совбезе развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.
• претензии и в адрес России: Россия продает оружие и энергоресурсы в обмен на голоса (африканских стран) в ООН
• США требуют создания такого механизма для миротворческих операций ООН, который обеспечивал бы прозрачность их финансирования.
Проблемы с финансированием ООН:
• США в ООН повторяют сценарий России в ПАСЕ
Работа в рамках Первого комитета ГА ООН по теме контроля над вооружениями.
• российская сторона выдвинула ряд инициатив:
— три проекта резолюции, нацеленные на предотвращение гонки вооружений в космосе:
— проект резолюции об укреплении и развитии системы договоренностей по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению содержащий пункты антиамериканской направленности:
• У представителей России возникли проблемы с визами в США
Вывод.

 

 


Действия по уменьшению американского влияния на их партнеров и союзников Россия предпринимает и на других площадках, таких как ОБСЕ, ПАСЕ, МПС вынося там различные предложения для всеобщего обсуждения и подписания.

Проблемы с финансированием ООН

Как заявляет российская сторона, «Москва поддерживает реформирование Совета Безопасности ООН, но оно должно происходить с согласия всех его членов».

Межправительственные переговоры в Нью-Йорке по ряду вопросов, связанных с реформой СБ ООН, идут давно, решения пока не согласованы. Обсуждается, в частности, как должен расширяться Совбез, каким должно быть количество его постоянных членов. В целом в Москве считают необходимым идти на расширение представленности в Совбезе развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Напомним, что Президент США Д.Трамп утвердил основные направления политики страны на Африканском континенте 13 декабря 2018 года. Во время презентации новой стратегии так же были высказаны претензии и в адрес России: «По всему континенту Россия … по-прежнему продает оружие и энергоресурсы в обмен на голоса (африканских стран) в ООН, голоса, которые удерживают у власти «силовиков», подрывают мир и безопасность и идут вразрез с подлинными интересами народов Африки».

Так же США требуют создания такого механизма для миротворческих операций ООН, который обеспечивал бы прозрачность их финансирования.

На фоне разногласий и невозможности их преодоления в процессе реформирования ООН разгорелось несколько «скандалов» вокруг функционирования этой организации, из которых можно выделить проблемы с финансированием и получением виз.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш информировал представителей нью-йоркского дипкорпуса о серьезном ухудшении финансового положения ООН. По состоянию на 9 октября 2019 года более 50 государств-членов, включая США, не выплатили взносы за текущий год в бюджеты всемирной Организации.

Ранее помощник генерального секретаря ООН Чандру Раманатан раскрыл журналистам объемы задолженностей государств перед организацией. По его словам, «США должны 674 миллиона долларов в нынешнем году и 381 миллион долларов за предыдущие годы в регулярный бюджет».

При этом общая задолженность по регулярному бюджету составляет 1,385 миллиарда долларов, отметил он. «Шестьдесят пять стран не заплатили», — добавил Раманатан. При этом он уточнил, что 97% от этой суммы должны семь государств: США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Иран, Израиль и Венесуэла.

Таким образом, уже в ноябре у Секретариата ООН могут возникнуть серьезные трудности с оплатой труда своих сотрудников и счетов, выставляемых поставщиками товаров и услуг. Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению — ключевое подразделение Секретариата — вынужден принимать меры жесткой экономии.

Начиная с середины октября текущего года для Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи будет обеспечиваться проведение только двух заседаний в день — строго с 10.00 до 13.00 и с 15.00 до 18.00, — в то время как ранее дипломаты зачастую заседали вечером и ночью. Объем документов, подлежащих переводу на шесть официальных языков ООН, будет ограничен. Также в ООН прибегнут к экономии расходов на электричество, кондиционирование и охрану помещений.

При этом представитель ООН, пожелавший сохранить анонимность, сообщил агентству, что ранее Гутерреш просил страны-члены организации увеличить взносы, чтобы избежать проблем с денежными потоками, однако эти государства отказались.

Страны платят взносы в бюджет ООН из расчета экономик государств. В этом году, как сообщало во вторник Радио ООН, свои финансовые обязательства выполнили 129 из 193 стран, внеся в бюджет 70% поступлений.

Американский президент Д.Трамп после сообщений о том, что ООН испытывает нехватку финансирования, призвал всемирную организацию «заставить платить» все государства, которые входят в ООН, «не только США».

Российская сторона обозначила свою позицию по этому вопросу так: «Задолженность США перед бюджетом ООН свидетельствует о попытках подорвать работу организации. Налицо явные попытки Вашингтона подорвать работу организации: наряду с непредсказуемой и предвзятой политикой по выдаче американских виз членам делегаций задействуются и финансовые рычаги».

В связи со сложившейся ситуацией нужно напомнить сценарий России, который она использовала по отношению к ПАСЕ.

В 2014 году, после возвращения Крыма, ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса. В ответ Москва приостановила участие в заседаниях, а в 2017 году объявила о заморозке выплаты взносов в бюджет ассамблеи до тех пор, пока полномочия российской стороны не будут восстановлены. Отсутствие российских взносов привело к финансовому кризису в организации. ПАСЕ 26 июня в полном объеме восстановила полномочия российской делегации, которая смогла участвовать в июньской сессии.

США в ООН повторяют сценарий России в ПАСЕ, и Москва вынуждена признать, что у нее нет пока механизмов противодействия этому. Напомним, что для России работа в ООН, особенно в Первом комитете, сейчас наиболее актуальна, потому что Кремль внес на разработку несколько резолюций антиамериканской направленности в попытках уменьшить влияние США в международном пространстве и через общественное давление остановить «гонку вооружений».

Работа в рамках Первого комитета ГА ООН по теме контроля над вооружениями.

Российская сторона не единожды в этот период заявляла, что «США не демонстрируют готовности к диалогу с Россией по теме контроля над вооружениями в рамках Первого комитета ГА ООН».

В ответ на заявления американской стороны о том, что «Угроза для США со стороны России и Китая в космической сфере растет, и Министерство обороны США должно перестраивать свою работу, чтобы иметь возможность дать на это ответ», российская сторона выдвинула ряд инициатив на полях ООН. 15 октября было объявлено о том, что «Российская делегация внесет на рассмотрение Первого комитета ГА ООН три проекта резолюции, нацеленные на предотвращение гонки вооружений в космосе:

  • первый проект резолюции касается мер транспарентности и доверия в космосе.
  • Второй отражает российскую инициативу о неразмещении первыми оружия в космосе.
  • третий проект резолюции — по дальнейшим практическим мерам по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.

Так же Россия представила свой проект резолюции об укреплении и развитии системы договоренностей по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению содержащий пункты антиамериканской направленности:

  • Авторы призывают государства ООН полностью выполнять, а также сохранять действующие соглашения в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.
  • В документе говорится о важности разработки дополнительных мер укрепления доверия в контексте действующих договоренностей.
  • Из материалов следует, что авторы резолюции считают востребованным проведение серьезной оценки негативных шагов, «подрывающих соответствующие режимы» и таким образом оказывающих отрицательное влияние на международную безопасность.

Возникающие проблемы с визами в США

Еще ранее США не выдали визы некоторым членам российской делегации, которые планировали участвовать в 74-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке (24-30 сентября).

Более того, тогда же американские власти практически в полном составе не допустили правительственную делегацию Российской Федерации до участия в 11-й конференции по содействию вступления в силу ДВЗЯИ (Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний).

Российская сторона выразила протест и подчеркнула, что «У Вашингтона нет никаких оснований в одностороннем порядке блокировать участие представителей государств-членов ООН в мероприятиях, проводимых под ее эгидой. Тем более решать за них, кто должен входить в состав или, более того, возглавлять национальные делегации, а кто нет. Отступать от наших законных прав – самим формировать состав российской делегации на мероприятия ООН – не будем».

Американская же сторона дала официальный ответ: «США серьезно относятся к своим обязательствам страны, которая принимает штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, и решают вопросы выдачи виз для ее посещения в индивидуальном порядке. Госдепартамент рассматривает каждый случай обращения за визой в отдельности».

Проблемы с визами возникли у делегации России в том числе и из-за санкций, которые были наложены в персональном порядке на некоторых граждан РФ, но российская сторона предпочла не учитывать данное обстоятельство и решила попробовать «идти на пролом» в надежде, что американская сторона пропустит таких делегатов в ООН. Ответом США на такую тактику стало невыдача виз.

На требования перенести России перенести работу Первого Комитета из Нью-Йорка в Вену или Женеву, был дан ответ официальным представителем генсека ООН С. Дюжарриком: «Решение о том, где проводить сессии Первого комитета ГА ООН, занимающегося вопросами разоружения и международной безопасности, могут принять только страны-члены организации».

Так же российская сторона предлагала перевести работу Первого комитета Генеральной ассамблеи, занимающегося вопросами разоружения и международной безопасности, в формат неформальных консультаций, пока не будет решен вопрос выдачи американских виз российским делегатам, потому что «программа работы комитета принимается консенсусом, а такового нет из-за того, что семь российских дипломатов из этого комитета не получили визы».

Ранее представитель Ирана заявлял, что не может дать согласие на принятие плана работы Шестого комитета, так как ни один из членов делегации не получил визы США. Иран и Россия выступили за приостановку работы Первого комитета ГА ООН, однако большинство членов органа не поддержали это решение.

В общей сложности США не выдали визы 18 российским дипломатам в ходе нынешней сессии Генассамблеи ООН, в частности, без визы остался и переводчик, который должен был бы переводить на английский язык выступления российских делегатов в Шестом комитете.

Вывод

На полях ООН Москва предложила к разработке нескольких резолюций, направленных против США, осуждающих их политику и призванных дать ей международную оценку для ослабления влияния США в международном пространстве. Россия пытается создать антиамериканскую коалицию в ООН. Одновременно Россия блокирует реформирование этой площадки.

Все эти действия РФ упираются в противодействия по сдерживанию со стороны США, пока весьма удачно.

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *