БЕРЛИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА В ЛИВИИ 19.01.2020. ИТОГИ

Автор: Тимошенко Н.

 

  • Вступление
  • Позиции сторон перед конференцией
  • Берлинская конференция по урегулированию конфликта в Ливии
  • Что это означает для России?
  • Подмена понятий, как часть стандартного сценария.
  • Выводы.

 

Вступление

В Ливии после свержения режима Муаммара Каддафи в 2011 году и его убийства началась борьба за власть между различными группировками и фракциями. Этот конфликт привел к гражданской войне, которая идет до сих пор, и к фактическому двоевластию.

Правительство национального согласия (ПНС) под руководством Фаиза Сараджа в Триполи было создано при поддержке ООН, чтобы прекратить кровопролитие. А на востоке страны, в Тобруке, заседает однопалатный парламент — Палата представителей, который считает себя истинной властью и не согласен с политикой Сараджа.

Позиции сторон перед конференцией

Экс-соратник Каддафи Халифа Хафтар ведет наступление на Триполи с апреля 2019 года. 76-летний генерал поддерживает парламент в Тобруке и стремится свергнуть правительство Сараджа. За Хафтаром стоят Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Россия.

Турция, со своей стороны, поддерживает правительство в Триполи.

Для Евросоюза стабилизация ситуации в Ливии важна не только с точки зрения блокирования коридора для трафика мигрантов в Европу. Еще одной проблемой для Брюсселя являются попытки Турции использовать кризис в Ливии для легализации разработок углеводородов в спорных водах Восточного Средиземноморья. Это спровоцировано в том числе и отсутствием четкого понимания в международном морском праве вопроса о наличии континентального шельфа у островов, что создает правовой вакуум, в котором каждая сторона выбирает удобные ей трактовки. Ранее ЕС уже ввел против Турции санкции за ведение разведочных работ в спорных водах близ побережья Кипра, который является членом сообщества.

На разработку месторождений углеводородов в Восточном Средиземноморье претендует целый ряд государств, включая Турцию, Кипр, Грецию и Египет, что, в частности, подрывает попытки достижения соглашения о политическом урегулировании в Ливии.

Турция в прошлом году заключила соглашение о разделе морского пространства в Восточном Средиземноморье с ПНС во главе с Фаизом Сарраджем. Затем Анкара активизировала помощь поддерживающим его силам, объявив о переброске своих военных в Ливию.

Источники Al Arabiya также сообщили, что ПНС в Ливии, несмотря на оружейное эмбарго, заключило с Турцией соглашение о поставках бронеавтомобилей и танков.

Президент Турции Тайип Эрдоган назвал конференцию по Ливии в Берлине важным шагом для урегулирования в этой стране и заявил, что Анкара намерена обсудить на ней и тему сирийского Идлиба.

Греция же, отвечая на попытки Анкары договориться о разделе морского пространства с ПНС, сблизились с главным противником Сарраджа — командующим Ливийской национальной армией фельдмаршалом Хафтаром.

Нефтяные терминалы на востоке и в центральной части Ливии, кроме Зувейтина, закрыты. Объекты были закрыты по приказу Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Хафтара. Национальная нефтяная корпорация (NOC) Ливии заявила, что в случае закрытия нефтяных терминалов будет приостановлена добыча нефти, что приведет к значительным потерям для бюджета страны.

Спикер заседающего на востоке Ливии парламента Акиля Салех заявил, что война с «террористическими и экстремистскими группировками» на всей территории страны будет продолжаться до победы, а ливийский народ не допустит вмешательства Турции и других иностранных государств.

Салех также отметил роль Египта и лично президента Абдель Фаттаха ас-Сиси по решению ливийской проблемы. «Египет и египетский президент занимают конструктивную позицию и поддерживают «законную сторону» в ливийском конфликте и весь ливийский народ», — подчеркнул спикер.

Премьер-министр ПНС Ливии Файез Саррадж в интервью немецкому изданию Welt накануне встречи сделал ряд заявлений, объясняющих позицию правительства:

  • призвал участников конференции оказать давление на сторонников Хафтара (о каких странах идет речь не уточнил);
  • прокомментировал свое решение обратиться за военной помощью к Турции, связав это с отсутствием помощи со стороны Европы и других западных стран;
  • обратился к международному сообществу с просьбой отреагировать на закрытие портов в Ливии для экспорта нефти;
  • призвал международное сообщество прийти на защиту Ливии, сформировав группу под эгидой ООН. Затем эксперты должны провести обсуждение, кто будет принимать участие, например, ЕС или Африканский Союз, или Лига арабских государств (в таких союзах не предполагается участие нерегиональных игроков, таких как РФ и США);
  • раскритиковал роль ЕС в урегулировании ливийского конфликта, назвав ее «слишком незначительной»: «Мы ожидали, что ЕС решительно выступит против наступления Хафтара и поможет положить конец кризису в Ливии. ЕС следует подвергнуть себя самокритике. Европейцы пришли слишком поздно».

По поводу помощи Ливии миротворцами в ЕС разгорелась дискуссия. Ранее Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз должен помочь обеспечить перемирие в Ливии ‒ при необходимости отправив туда своих миротворцев. В то же время спецпредставитель генсека ООН по Ливии Гасан Саламе призвал к прекращению иностранного вмешательства в ливийский конфликт. Участие других стран только усугубляет раскол в стране, подчеркнул он.

Позиция Германии, Италии и США перед конференцией заключается в главном признании, что война в Ливии идет уже не «между собой» (гражданская война), а между государствами-союзниками, которые оказывают помощь противостоящим сторонам, а сам конфликт переходит в сирийский сценарий.

Глава МИД ФРГ Хайко Маас: Поставки вооружений в Ливию должны быть остановлены, иначе это будет вторая Сирия. Государства-союзники сторон гражданской войны должны перестать посылать оружие и солдат в Ливию.

Глава МИД Италии Луиджи Ди Майо предложил вводить международные санкции в отношении тех, кто подпитывает гражданский конфликт в Ливии: «Необходимо продолжать работу по остановке всех внешних вмешательств, начиная с применения и мониторинга эмбарго на поставки оружия».

Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что ливийцы сами должны решать свою судьбу, без вмешательства внешних сил. Это ‒ региональный конфликт, который расширяется и все больше напоминает конфликт в Сирии. Как представляется, ситуация очень сложная и стороны не склонны к компромиссу.

Позиция России. Спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов обозначил основные тезисы:

  • В Ливии есть провокаторы, желающие сорвать перемирие, в настоящее время режим прекращения огня в Ливии в целом соблюдается.
  • Оружия, которое уже есть в Ливии, может хватить на многие годы войны, если не будет политической воли самих ливийцев соблюдать перемирие.
  • Решения берлинской конференции по Ливии будут доведены до сведения Совета безопасности ООН для его рассмотрения. Имеется в виду, что все эти положения этой декларации подлежат рассмотрению СБ ООН, и в зависимости от итогов этого рассмотрения будут приниматься решения.
  • Вопрос ввода в Ливию международных сил должен быть решён консенсусом, только СБ ООН уполномочен на решения, обязательные для всех сторон.
  • Мы исходим из того, что даже итоги Берлинской конференции будут обсуждаться в Совете Безопасности, и только Совет Безопасности имеет полномочия принимать решения, обязательные для выполнения всеми сторонами.
  • Россия на консультациях по Ливии в Москве общалась со всеми сторонами конфликта, в отличие от турецких коллег.
  • Выразил сомнение, что премьер-министр ПНС Ливии Файез Саррадж и маршал Халифа Хафтар будут общаться между собой на полях конференции по Ливии в Берлине.
  • Конкретных договоренностей по визиту командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара в Москву пока нет, но контакты планируются и неоднократные.

Главный упор России перед конференцией был показать, что вопрос настолько «запущен» и «запутан», что разрешить его можно только консолидированными силами и только при ее участии, своего рода «запугивание» участников конференции (в первую очередь, из числа стран ЕС) глубиной и масштабом проблемы, разрешить которую по силам только на площадке ООН.

 

Берлинская конференция по урегулированию конфликта в Ливии

19 января в Берлине прошла Международная конференция по Ливии. В ней приняли участие Сарадж и Хафтар, а также лидеры стран, напрямую или косвенно участвующих в урегулировании ливийского конфликта. Ранее в январе конференция по урегулированию ливийского конфликта проходила в Москве. В рамках мероприятия состоялся диалог Халифы Хафтара и Фаиза Сараджа, однако стороны конфликта не смогли достигнуть какого-либо соглашения.

Переговоры в Берлине продолжались около пяти часов. В них участвовали российский президент Владимир Путин, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, также были приглашены представители США, Турции, Египта, ЕС, ООН и других стран.

На итоговой пресс-конференции перед журналистами выступила немецкий политик. Канцлер ФРГ Ангела Меркель в частности заявила:

  • Конференция по Ливии в Берлине сыграла большую роль в поддержке усилий ООН по урегулированию в этой стране.
  • Согласованный в Берлине документ по Ливии будет одобрен Советом безопасности ООН и станет частью политического урегулирования.
  • Участники конференции в Берлине договорились о всеобъемлющем плане урегулирования в Ливии. «Мы договорились о том, что будет всеобъемлющий план урегулирования«.
  • Участники конференции по Ливии в Берлине вели переговоры с командующим Ливийской национальной армией, маршалом Халифой Хафтаром и главой Правительства национального согласия Фаейзом Сарраджем по отдельности, стороны напрямую не общались.
  • Страны-участницы международной конференции по Ливии выразили единую позицию в том, чтобы оружейное эмбарго в отношении североафриканской страны соблюдалось.
  • Участники сегодняшней конференции обязались не оказывать никакой поддержки в дальнейшем сторонам конфликта. Имеется в виду военная помощь и поставки оружия, чтобы оружейное эмбарго соблюдалось.
  • Перемирие должно сохраняться.
  • Участники берлинской конференции по Ливии призвали прекратить перемещение военной техники и войск по территории страны, говорится в совместном итоговом документе.
  • Участники конференции также призвали осуществить «способствующие укреплению доверия меры, такие как обмен пленными».
  • Ливийские представители договорились о формировании военной комиссии «пять на пять» и назвали имена участников.
  • «участники сегодняшней конференции сказали, что не будут оказывать поддержку противоборствующим сторонам и прекратят операции, если будет соблюдаться перемирие».
  • Если в Ливии будет установлено бессрочное перемирие, можно будет обсуждать вопрос о механизме наблюдения, но речь в Берлине об этом не шла.
  • Участники конференции не обсуждали тему введения санкций за нарушение оружейного эмбарго. «О санкциях как таковых мы не говорили»
  • Участники конференции в Ливии согласились, что конфликт может быть урегулирован только политическим путем.

Главные тезисы выступления сводятся к тому, что странами разработан некий план из 55 пунктов, который презентуется для утверждения и реализации на площадке ООН. Никаких других конкретных действий или решений принято не было. Все решения, реальные механизмы, действия и реализация должна быть утверждена в ООН (не факт, что все будет принято, есть право «вето»).

Саррадж просил конкретной помощи и вмешательства ЕС. Ответ ЕС сводится к следующему:

  • Евросоюз обязуется играть существенную роль в последующей деятельности по итогам берлинской конференции по Ливии
  • Соблюдение оружейного эмбарго ООН и мониторинг перемирия станут ключевыми элементами стабилизации ситуации в Ливии.
  • Министры иностранных дел 28 государств — членов Евросоюза на плановом заседании 20 января обсудят итоги международной конференции по Ливии, которая прошла в воскресенье в Берлине, а также возможные меры по содействию урегулированию конфликта в этой стране.
  • руководители внешнеполитических ведомств намерены обсудить ситуацию на Ближнем Востоке за неформальным ланчем в рамках встречи. Это означает, что итогового документа, равно как и юридически обязывающих решений по данному вопросу, не будет.

Глава ПНС Ливии Сарадж отказался от каких-либо встреч и совместных переговоров в Берлине с командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) Хафтаром. Об этом сообщил ливийский телеканал Al Ahrar.

Как отмечается, в кулуарах берлинской встречи Сарадж встретился с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Турции Тайипом Эрдоганом, а Хафтар — с Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном.

Al Ahrar приводит некоторые высказывания Сарраджа, который, в частности, выставил ряд условий:

  • предупредил, что: успех соглашения по прекращению боевых действий будет напрямую зависеть от вывода «сил агрессора» (Хафтара);
  • потребовал четких механизмов контроля за режимом прекращения огня;
  • в случае, если будет достигнут консенсус по единому правительству, то процесс его формирования и дальнейшая работа не должны зависеть от одобрения парламента на востоке.

На призыв Сарраджа гарантий конкретных мер и механизмов, в частности контроля за режимом прекращения огня, от представителя ООН был озвучен такой комментарий.  Генсек ООН Антонио Гуттереш: «Механизм наблюдения по соблюдению перемирия в Ливии может быть создан только при согласии сторон конфликта. Когда будет установлено перемирие, нужно будет установить механизм наблюдения.

Механизм наблюдения может быть установлен разными способами, он, конечно, потребует обсуждения между сторонами конфликта, он должен быть принят сторонами конфликта. И также он потребует решения от Совбеза ООН, в конце концов, будут вовлечены несколько международных организаций».

Т.е. только для начала рассмотрения вопроса нужно устойчивое перемирие, которое никто гарантировать не может в связи с большим количеством вовлеченных внешних игроков, заинтересованных в дальнейшей эскалации.

Но также генеральным секретарем ООН Гутерришем на пресс-конференции по итогам международной встречи по Ливии в Берлине было заявлено, что

  • Глава Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиз Сарадж и командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар согласились создать военную комиссию по надзору за соблюдением перемирия. Каждый назвал по пять членов такого органа, создание которого предусмотрено планом действий Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ).
  • Военный комитет по Ливии соберется в ближайшие дни в Женеве. Теперь есть возможность провести в Женеве заседание военного комитета в ближайшие несколько дней.

И вот подтверждение российской стороны в дальнейших действиях в этом направлении. И.о. главы МИД РФ Сергей Лавров дал пояснения: «Ситуация непростая. Создаваемый военный комитет из пяти представителей от Сарраджа и Хафтара, соответственно, будет под приглядом ООНовцев заниматься разработкой конкретных мер доверия, которые позволят сделать перемирие устойчивым».

 

Что это означает для России?

Если внимательно изучить предлагаемые меры (55 пунктов) – они представляют собой действительно реальный план по урегулированию конфликта. Эти пункты будут изучаться и приниматься на площадке ООН, на которой:

  • Россия имеет возможность влияния на принятие решений на этой площадке (постоянный член СБ ООН), включая блокировки нежелательных решений против стороны, которую она поддерживает (Хафрата) – право «вето»;
  • Турция (Саррадж) не имеет таких возможностей, но имеет рычаги давления на Россию в Сирии и в части «Турецкого потока».

Предлагаемый в Берлине план сработает только в случае полного и неукоснительного соблюдения всеми сторонами: как посредниками, так и противостоящими внутри страны, а это практически невозможно в связи с тем, что заинтересованная в противостоянии в Ливии одна из сторон (Россия) будет заниматься решением этого конфликта как якобы «независимый» арбитр на площадке ООН.

И из заявлений российской стороны по окончанию берлинской конференции это видно уже сейчас.

Так, и.о. главы МИД РФ Сергей Лавров обозначил, что «документ направят в Совбез ООН. В свою очередь, Россия будет настаивать, чтобы учитывалось мнение ливийцев при его рассмотрении».  Так же ранее российская сторона не единожды подчеркивала, что имеет контакты с обоими сторонами конфликта, а значит может якобы «заботиться» о паритете интересов всех сторон и может считаться хорошим переговорщиком, «стоящим» якобы над процессами, что даст ей возможность манипулировать этими понятиями для блокировки принятия неудобных для РФ и ее подопечных (Хафрат) решений.

Еще один момент, подтверждающий большие сложности в рассмотрении любых вопросов на площадке ООН, которыми воспользуется Россия: «Есть раздел о политическом процессе, о том, как решать экономические проблемы Ливии, с учетом того, что все ливийские стороны — конфессиональные, военные, политические группы должны иметь доступ к природным богатствам», — сказал Лавров журналистам.

Хафтар не был частью политического и экономического процесса и не обладал до этого законной возможностью, например, закрытия нефтяных терминалов, с новой трактовкой, в которой заложено понятие «все ливийские стороны — конфессиональные, военные, политические группы» происходит легализация его действий.

Подмена понятий в решающих документах – это то, к чему стремиться РФ и в других конфликтах. Так, в украинском вопросе идет работа по подмене понятия «национальное меньшинство» на понятие «русскоговорящее меньшинство», как тождественные или равностоящие.

В заключении хочется привести еще вот такой комментарий российской стороны, сделанный после конференции.

Член комитета Госдумы по международным делам Елена Панина считает, что, предложив «взвешенные формулировки», учитывающие интересы разных сторон, Россия сумела обеспечить создание под эгидой ООН механизма из шести рабочих групп, которые шаг за шагом начнут выполнять условия для продвижения к миру политическими методами. Вместе с тем, это возможно лишь в том случае, если США, Франция и Германия будут выполнять их честно, без двойных стандартов и предвзятости.

В противном случае, считает Панина, берлинские договоренности постигнет судьба минских соглашений, «которые до сих пор не выполнены по вине Украины. В любом случае предстоит длительный процесс, в котором Россия, безусловно, будет играть ключевую роль», — отметила депутат.

Россия открыто подчеркивает, что требует от международного сообщества собственного понимания и выполнения формулировок в ее трактовке, которые она закладывает в различные сценарии, как в «Минских договоренностях», так и в «ливийских», лишний раз подчеркивая, что они могут быть неоднозначными. РФ действует стандартно (шаблонно) в каждом сценарии своих активов, повторяя в них элементы друг друга.

ВЫВОД

На данном этапе развития событий вокруг ливийского вопроса можно говорить о некоем плане-сценарии России и его достаточно успешном начале реализации.

Разыгрываемый РФ сценарий:

  • Эскалация (военная) конфликта до уровня вмешательства международных игроков в связи невозможностью переговорного процесса между непосредственными участниками конфликта, которые поддерживаются значительными силами «из-вне» и уже не принимают (не могут принимать) самостоятельных решений.
  • Позиционирование себя для международного сообщества в качестве якобы «независимого» арбитра. Для этого тщательно налаживались и поддерживались контакты с одной стороной (Саррадж) — имитация, одновременно оказывалась реальная военная и другая помощь второй стороне конфликта (Хафтар).
  • Предложение переноса рассмотрения вопроса на международную площадку ООН, где РФ имеет возможность влияния на принимаемые решения и их блокировку. Подмена понятий в ключевых документах при рассмотрении конфликта, выгодных для России и той стороны, которую она поддерживает в конфликте.
  • Управление конфликтом: одновременное курирование вопроса как в ООН, так и «на земле» (вовлеченность в конфликт в поддержке одной из противоборствующих сторон).
  • Решение конфликта: при блокировке или затягивании реальных решений в ООН Россия получает возможность решить конфликт «в свою пользу» через непосредственное военное (силовое) решение конфликта «на земле» (при блокировке ответных мер в ООН) или его полную заморозку на полученных уже результатах (территориальное удерживание в предыдущих границах захвата), в зависимости от поставленных задач.

Как видно из вышеизложенного, в связи с большой вовлеченностью международных игроков во «внутренний конфликт» в Ливии, он переходит в статус «регионального конфликта», в котором принимают участие не только региональные игроки (такие как Турция, Египет, ОАЭ и др.), но и международные – страны ЕС, Россия.

Если бы ЕС смогли успешно изолировать внешнее вмешательство, это бы сыграло большую роль, но для этого сами ливийцы совсем не требуются. Требуется, чтобы международные игроки договорились между собой, а такого убежденного согласия, особенно со стороны России, Египта и ОАЭ, реально остановить поддержку Хафтара не просматривается даже в перспективе.

На первом региональном уровне конфликт мог быть решен в рамках таких организаций как Африканский Союз или Лига арабских государств, но из-за конкуренции своих интересов в Ливии и одновременного бездействия стран ЕС по отношению к этой стране конфликт вышел на новый уровень вовлечения и управления внешних сил – второй региональный уровень.

Его решение и ранее предполагало площадку ООН, но не давало никаких результатов. Из вялотекущего конфликт перешел в острую фазу.

То, что данный конфликт в острой фазе может быть решен в ООН – маловероятно. Говорить о возможности введения миротворческих сил через площадку ООН – тоже маловероятно (если это не будет выгодно одной из сторон такое решение будет заблокировано «правом вето»).

Площадка ООН заблокирована для решения таких вопросов. У ООН на данный момент нет средств, поддержки и достаточного количества людей, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт, необходимы дипломатические усилия крупнейших стран, таких как в том числе США и Великобритания, а также – Россия.

Развитие событий может подразумевать под собой как полную заморозку конфликта с помощью ООН (с продолжающимися военными и силовыми действиями по нарастающей «на земле»), так и резкую эскалацию, и силовой сценарий решений, когда одна сторона предпримет попытку решить конфликт физическим устранением противника и взятием под контроль всей территории по факту в «быстротечном» исполнении.

Фактически противостоять Хафтару (за которым стоят российские наемники, Египет и ОАЭ) в военном плане может только Турция (и сирийские наемники из оппозиции к Асаду, контролируемые Анкарой).

Так же Турция обладает такими активами как Южный газовый коридор (возможность влияния на ЕС) и «Турецкий поток» (возможность влияния на Россию). Но нужно учитывать момент, что экономическое положение в Турции сейчас достаточно критическое и вряд ли Турция рискнет «играть» в экономический «шантаж» этими активами.

У ЕС есть актив влияния на РФ в виде «Северного потока-2», но в проекте декларируется сильная заинтересованность Германии (противоположна позиции США), а в разрешении ливийского вопроса скорее большую заинтересованность показывает Италия, которая не имеет отношения в данному проекту. Результаты же конференции Германию пока вполне устраивают. Она переложила ответственность за решение конфликта на ООН и Россию, как ее постоянного члена.

Американская же сторона пока не проявила значительного интереса к разрешению данного вопроса, в котором в первую очередь заинтересованы сами страны ЕС. Это связано с позицией «не поддержки» этих же стран в вопросах, в которых заинтересованы США на Ближнем Востоке (в первую очередь – с Ираном). США в данный момент выбрали выжидательную позицию наблюдателя.

Возможно, при обращении стран ЕС к Америке за помощью в ливийском вопросе (взамен на поддержку в ее интересах в регионе) позиция США изменится и будут предложены сценарии решения данного вопроса уже при их поддержке, чего всячески старается избежать Россия. Тогда расстановка сил и балансов – изменится.

На данном этапе Россия значительно повысила ликвидность своего актива в Ливии.

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *