0

Конфликт в Ливии – пути урегулирования (февраль-сентябрь 2020г.) — 1.

Часть 1. Попытки ЕС самостоятельной реализации урегулирования ливийского конфликта.

Автор: Тимошенко Н.

 

Вступление

Часть 1. Попытки ЕС самостоятельной реализации урегулирования ливийского конфликта.
Развитие событий после Берлинской конференции 19 января 2020 года
• Обсуждение нового формата: «евротройка» (Германия, Франция, Великобритания) и Италия.
• Оружейное эмбарго в Ливии и миссия IRINI
• Противостояние ПСН и парламента (с ЛНА)
Фактор нефти
• Российский фактор.
Каирская инициатива
• Реакция ПСН
• Реакция других игроков
Возвращение к берлинским договоренностям
Обращение различных сторон к США с просьбой вмешательства в разрешение конфликта.
• Обвинения России во вмешательстве
Промежуточный вывод

Часть 2. Тактика «активного нейтралитета» Америки в ливийском конфликте
Основные балансы США в регионе.
Конфликтные линии.
Предпринимаемые действия для достижения баланса.
Сигналы со стороны США.
Изменение позиций вовлеченных сторон
• МУС
• Италия.
• Франция.
• Египет.
• Сирия
• ЛАГ
• ОАЭ
• Россия
• Турция
Промежуточный вывод

Часть 3. Установление промежуточного баланса в Ливии и переход к переговорному процессу
Американская инициатива по посредничеству.
• Объявленное перемирие и начало переговорного процесса
• «Буферная зона» как предмет обсуждения (Турция-Россия)
• Назначение даты переговоров в Женеве
• Средиземноморье – подготовка к переговорному процессу
Промежуточный вывод

Вывод.

 


 

Вступление

 

В Ливии после свержения в 2011 году Муаммара Каддафи и его убийства началась борьба за власть между различными группировками и политическими силами.

В июне 2014 года в стране прошли парламентские выборы: победу на них одержало антиисламистское объединение националистов и либералов, которое поддерживал генерал Халифа Хафтар. Избранный парламент переместился из Триполи в Тобрук на востоке страны. Парламент в Тобруке назначил генерала Хафтара командующим «Ливийской национальной армией».

Генерал Хафтар и политические структуры на востоке страны не хотят признавать правительство Сараджа. С апреля 2019 года Хафтар совершает попытки наступления на Триполи.

Так, в Ливии параллельно существуют два органа исполнительной власти: международно признанное ПНС Фаиза Сарраджа и временный кабинет Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, действующий на востоке страны совместно с парламентом и поддерживаемый ЛНА.

Фельдмаршал Хафтар 12 декабря прошлого года объявил о начале решающего наступления на Триполи с целью ликвидации окопавшихся там террористических группировок.

 

Часть 1. Попытки ЕС самостоятельной реализации урегулирования ливийского конфликта.

 

Ливийского генерала поддерживают Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Россия (также была информация о негласной поддержке Франции и Италии). Халифа Хафтар в последние годы неоднократно посещал Москву и проводил переговоры с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, один из визитов состоялся в ноябре 2018 года. На его встрече с главой Минобороны России был замечен бизнесмен Евгений Пригожин, которого связывают с ЧВК Вагнера. Россия отрицает официальное военное вмешательство в гражданскую войну в Ливии.

В конце ноября 2019 года Госдепартамент США обвинил российских военных и наемников в дестабилизации ситуации в Ливии. Помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер указал на присутствие в этой стране «в значительном количестве» российских регулярных войск и бойцов ЧВК Вагнера для поддержки «Ливийской национальной армии».

Правительство в Триполи поддерживает Турция. Турция в прошлом году заключила соглашение о разделе морского пространства в Восточном Средиземноморье с ПНС во главе с Фаизом Сарраджем. Затем Анкара активизировала помощь поддерживающим его силам, объявив о переброске своих военных в Ливию.

Турция использует кризис в Ливии для легализации разработок углеводородов в спорных водах Восточного Средиземноморья. На разработку месторождений углеводородов в Восточном Средиземноморье претендует целый ряд государств, включая Турцию, Кипр, Грецию и Египет, что, в частности, подрывает попытки достижения соглашения о политическом урегулировании в Ливии.

Таким образом, ливийский конфликт оказался инструментом в борьбе для распределения влияния во всем Средиземноморье.

 

Развитие событий после Берлинской конференции 19 января 2020 года

 

13 февраля 2020 года ООН принял резолюцию, закрепляющую итоги берлинской конференции по Ливии. Автором резолюции является Великобритания. Резолюцию поддержали 14 стран, Россия воздержалась при голосовании.

 

В тексте резолюции говорится, что СБ ООН утверждает итоги берлинской конференции по Ливии. Совбез также подтверждает необходимость прекращения огня в Ливии при первой же возможности без каких-либо предварительных условий.

Совбез напоминает об обязательстве участников берлинской конференции воздерживаться от вмешательства в вооруженный конфликт или во внутренние дела Ливии и о призыве к международным игрокам делать то же самое, отмечается в проекте.

Как говорится в тексте, «СБ выражает обеспокоенность в связи с растущим привлечением наемников в Ливию». Кроме того, в проекте подчеркивается, что Совбез напоминает о взятых в Берлине обязательствах соблюдать эмбарго на поставки оружия. Совбез призывает прекратить любую поддержку сторон и «вывести весь вооруженный состав наемников». Кроме того, СБ требует от всех государств-членов ООН «не вмешиваться в конфликт и не принимать меры, которые усугубляют конфликт».

СБ ООН в проекте резолюции напоминает о своем решении о том, что физические или юридические лица, оказывающие поддержку действиям, угрожающим миру, стабильности или безопасности Ливии, или вовлеченные в них, могут быть внесены в санкционный список. Речь идет о запрете на поездки и заморозке активов.

Совбез ООН приветствует назначение обеими сторонами в Ливии своих представителей объединенной военной комиссии формата «5+5». Как отмечается в тексте, СБ призывает, чтобы последующие встречи комиссии проходили без задержек и при полной явке. Совбез просит генерального секретаря представить промежуточный доклад о необходимых предложениях по эффективному мониторингу прекращения огня под эгидой ООН.

 

Позиция российской стороны:

Россия не уверена, что принятая резолюция СБ ООН, закрепляющая итоги берлинской конференции по Ливии, будет исполняться, заявил постпред России Василий Небензя.

Он указал, что пока нет ясного понимания о готовности всех сторон ливийского конфликта выполнять решения берлинской конференции. Постпред отметил, что принятая резолюция «предписывает исполнять то, чего еще нет, причем предусматривает возможность введения санкций за неисполнение того, чего еще нет».

 

Обсуждение нового формата: «евротройка» (Германия, Франция, Великобритания) и Италия.

 

Министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, предложила создать новый формат для стабилизации в Ливии при участии «евротройки» (Германия, Франция, Великобритания) и Италии.

 

Позиция России:

  • «Россия могла бы войти в «новый формат», предложенный ФРГ, для полноценного разговора по стабилизации ситуации в Ливии. Многие участники сегодняшнего противостояния разных сторон, которые имеются у Ливии, прислушиваются к Москве, выходили на консультации с нашим министерством иностранных дел» — первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков.
  • Предложение Германии привлечь к урегулированию в Ливии страны «евротройки» с подключением Италии может скрывать намерения тешить свои внешнеполитические амбиции и решать свои собственные задачи, — считает председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
  • политики ЕС испытывают некую геополитическую ревность в связи с тем, что в Ливии важную роль играют другие игроки, в частности — Россия и Турция.

 

Оружейное эмбарго в Ливии и миссия IRINI

 

12 февраля Совбез ООН принял резолюцию о продлении санкций в отношении Ливии до 30 апреля 2021 года, в том числе оружейного эмбарго, запрета на импорт и экспорт нефтепродуктов, предусмотренных резолюцией 2146. За резолюцию проголосовали 14 членов СБ ООН. Россия воздержалась.

 

Резолюция 2146 была принята в 2014 году и запрещала незаконный экспорт сырой нефти из Ливии и давала государствам-членам ООН полномочия для проверки судов в открытом море.

В тексте сказано, что «Совет Безопасности осуждает попытки незаконного экспорта из Ливии нефти, в том числе сырой, и продуктов нефтепереработки». Однако в отличие от прошлого раза, когда действие санкций продлевалось, в нынешнем документе появилось упоминание об импорте нефтепродуктов в Ливию. В частности, в тексте сказано, что Совбез «просит группу экспертов пристально следить за незаконным импортом в Ливию» нефти, включая продукты нефтепереработки.

Согласно тексту резолюции, СБ ООН «призывает в полной мере соблюдать эмбарго на поставки оружия и призывает далее все государства-члены не вмешиваться в конфликт и не принимать меры, которые усугубляют конфликт». Кроме того, согласно тексту, физические и юридические лица, нарушающие запрет на поставку оружия «подлежат включению в санкционный перечень».

 

Глава МИД ФРГ Хайко Маас в интервью газете Süddeutsche Zeitung 13.02.20 заявил о необходимости создать наблюдательную операцию за выполнением оружейного эмбарго в Ливии, которая бы в равной степени контролировала все доступы поставок оружия в страну.

По словам Мааса, премьер Правительства национального согласия Файез Саррадж прежде всего получает оружие морским путем, а командующий Ливийской национальной армии маршал Халифа Хафтар — сухопутным и воздушным. «Мы должны в равной степени контролировать все пути», — добавил он.

ЕС с 1 апреля запустило миссию по контролю оружейного эмбарго в отношении Ливии. Мандат операции IRINI первоначально продлится до 31 марта 2021 года.

 

«В частности, миссия сможет проводить инспекции судов в открытом море у берегов Ливии, подозреваемых в перевозке оружия или связанных с ним материалов в Ливию и из нее в соответствии с резолюцией 2292 (2016) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций», — говорится в документе.

Кроме того, миссия будет выполнять и второстепенные задачи.

«Это мониторинг и сбор информации о незаконном экспорте из Ливии нефти, сырой нефти и нефтепродуктов.

Она будет содействовать наращиванию потенциала и подготовке ливийской береговой охраны и военно-морского флота к выполнению задач по обеспечению правопорядка на море, а также способствовать разрушению бизнес-модели сетей контрабанды и торговли людьми посредством сбора информации и патрулирования с помощью самолетов», — поясняется в заявлении.

 

5 июня Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию о продлении действия эмбарго на поставки оружия Ливии еще на 12 месяцев с даты принятия настоящей резолюции.

11 июня было решено, что операцию IRINI теперь возглавит адмирал ВМФ Греции Теодорос Микропоулос – сигнал-предупреждение для Турции.

13 июля верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель на пресс-конференции по итогам встречи глав МИД ЕС заявил, что «Совет ЕС намерен ужесточить санкции, введенные с целью обеспечения более жесткого соблюдения эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. Он также прямо потребовал от Турции соблюдать эмбарго на поставки оружия и предупредил, что ЕС намерен усилить свою военно-морскую операцию по контролю за соблюдением этого эмбарго.

«Ситуация остается плохой. Мы наблюдаем грубые нарушения эмбарго на поставки оружия [в Ливию]. Мы намерены ужесточить режим санкций для лучшего выполнения резолюции Совета Безопасности ООН», — сказал он.

 

Противостояние ПСН и парламента (с ЛНА)

 

Противостояние в Ливии после Берлинской конференции не закончилось в связи с тем, что стороны под различными предлогами не прекратили военных действий и не приступили к исполнению ранее достигнутых договорённостей, пытаясь изменить обстановку «на земле».

 

Так было отмечено, что «гуманитарная ситуация в Ливии не улучшилась после берлинской конференции, поскольку военная обстановка в стране не изменилась», — заявил 02.03.20 верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди.

5 апреля новостной портал Afrigatenews со ссылкой на данные Национального комитета по правам человека сообщил, что «Свыше 4,3 тыс. человек стали жертвами продолжающихся уже год боев за столицу Ливии. В столкновениях за Триполи за год погибли 4387 человек, в том числе 506 гражданских лиц, ранения получили 12753 человека, включая 800 мирных жителей», — отмечается в докладе. Среди жертв — 41 медицинский работник, 64 женщины и 81 ребенок.

Общее число перемещенных лиц в результате вооруженного конфликта между силами контролирующего главный город страны Правительства национального согласия (ПНС) и Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара достигло 342 тыс. как из столицы, так и прилегающих к ней пригородов и расположенных на подступах населенных пунктов. Большинство из них — дети, женщины, больные, инвалиды и пожилые люди, которые, как отмечают правозащитники, являются «наиболее уязвимыми возрастными и социальными группами».

Заявления и претензии сторон в рассматриваемый период:

В ПСН заявили, что «Иностранные государства, влияющие на стороны конфликта в Ливии, не придерживаются принятых ими на Берлинской конференции решений», а «присутствие турецких военных в Ливии сбалансировало ситуацию под Триполи».

В итоге, в результате активных боевых действий со стороны ПСН, при активной поддержке Турции, силы ЛНА были вытеснены из-под Триполи. 3 июня силы Правительства национального согласия Ливии объявили о возвращении контроля над административными границами Триполи.

Силы правительства национального согласия (ПНС) Ливии 6 июня объявили о начале операции «Пути к победе», целью которой является установление контроля над расположенным на побережье Средиземного моря городом Сирт и рядом других близлежащих районов и территорий.

 

Фактор нефти

 

Основная проблема ЛНА и их союзников сводится к тому, что США и ООН под угрозой санкций запрещают экспорт нефти из Ливии в обход Ливийской национальной нефтяной компании (NOC), штаб-квартира которой находится в Триполи, где заседает сформированное при поддержке ООН и Евросоюза Правительство национального согласия во главе с Файезом Сарраджем.

Ранее ливийские племена блокировали нефтяные объекты. 9 июня Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation, NOC) Ливии заявила о захвате Эш-Шарары вооруженными группировками, а также формированиями Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. А с 26 июня было заявлено, что «Военные Ливийской национальной армии (ЛНА) под прикрытием авиации начали патрулирование в районе нефтяных месторождений на востоке страны».

27 июня Посольство США в Ливии выступило с осуждением «иностранного вмешательства» в нефтяную отрасль Ливии, обвинив в нем Россию: «Мы разделяем глубокую обеспокоенность NOC постыдными действиями связанной с Россией группы Вагнера и других иностранных наемников против мощностей и персонала компании на нефтепромысле Эш-Шарара», — говорится в заявлении дипломатов.

Главную проблему ЛНА и ее союзников в сложившейся ситуации после вытеснения войск Хафтара из-под Триполи и заявлении ПСН о начале операции «Пути к победе», объяснил заместитель спикера парламента Ахмида Хома.

Он указал, что существуют попытки оказать давление на контролирующее Триполи Правительство национального согласия Файеза Сарраджа, чтобы оно направило войска в сторону Сирта на восток страны, потому что через города Сирт и Мисурату лежит путь к крупнейшим нефтяным полям на юге, над которыми хочет установить контроль правительство в Триполи.

Бои могут начаться на ливийских нефтяных месторождениях в случае, если до них дойдут протурецкие силы, заявил в интервью вице-председатель Верховного совета шейхов и старейшин племен Ливии ас-Сенуси аль-Халик.

 

Нефть – это власть и финансы. Кто контролирует нефть – тот контролирует страну. Поэтому в сложившихся новых обстоятельствах отступления Хафтара возникла реальная угроза разрешения конфликта через военные действия в ущерб интересам парламента, заседающего на востоке Ливии в Торбуке и поддерживающих их союзников (России, ОАЭ, Египту).

Поэтому ЛНА и их союзники срочно вспомнили о том, что конфликт должен быть урегулирован мирными способами и стали запрашивать переговоры для достижения новых договоренностей, которые до этого полностью срывались из-за позиции Хафтара, рассчитывающего через силовые военные действия поменять расстановку сил «на земле» в свою пользу, но потерпел в этом неудачу из-за помощи Турции ПСН.

Начали звучать заявления о том, что парламент поддерживает идею справедливого распределения нефтяных доходов между всеми городами и районами Ливии.

По словам аль-Хальки, племена выступают против поступления всех средств от добычи нефти ПНС, о чем они несколько раз заявляли на переговорах с международным сообществом. Это стало одним из главных поводов для блокировки работы нефтяных месторождений, отметил вице-председатель совета аль-Халик.

В конце июня Ливийские племена полностью передали контроль над нефтяными месторождениями и портами парламенту на востоке страны и Ливийской национальной армии (ЛНА) во главе с маршалом Халифой Хафтаром, заявил вице-председатель поддерживающего ЛНА верховного совета шейхов и старейшин племен Ливии ас-Сенуси аль-Халик.

Аль-Халик отметил, что нефтеносные районы переданы под контроль ЛНА при условии соблюдения требований племен, в противном случае нефтяные объекты будут вновь блокированы.

«У нас пять требований, от которых мы не откажемся», — подчеркнул аль-Халик. В качестве основных условий он указал:

  • открытие банковского счета для поступлений от нефтяных доходов, который будет находиться в ведении суверенного фонда без участия Национальной нефтяной компании (NOC) и Центробанка Ливии;
  • справедливое распределение доходов между тремя регионами (историческими областями Ливии: Триполитанией, Киренаикой и Феццаном);
  • изменение руководства совета директоров NOC и Центробанка в Триполи;
  • прекращение войны;
  • формирование нового правительства.

Российский фактор.

Верховный совет шейхов и старейшин племен Ливии намерен открыть банковский счет для справедливого распределения прибыли от продажи нефти между всеми ливийцами, предпочтительный вариант – российский банк, сообщил 29 июня вице-председатель совета ас-Сенуси аль-Халик.

«Более того, мы предлагали международному сообществу открыть новый банковский счет, на который будет поступать вся прибыль от продажи ливийской нефти. Я хотел бы, чтобы этот счет был открыт в России, чтобы все средства от продажи нефти были на этом счету и затем распределялись в равной степени между тремя регионами Ливии», — заявил аль-Халик..

Он уточнил, что вопрос об открытии счета продолжает обсуждаться на переговорах с «ООН и международным сообществом». «Однако мы хотим, чтобы РФ сыграла большую роль, чем сейчас, в этом вопросе«, — резюмировал аль-Хальки.

Т.е. Россия хотела бы получить полный контроль финансовых потоков от продажи нефти, главного источника наполнения бюджета этой страны.

Это означает контроль всех сторон в конфликте.

 

Каирская инициатива

 

6 июня в Каире состоялась встреча президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси с командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром и главой заседающей на востоке Ливии Палаты представителей Акилой Салехом.

По итогам встречи глава Египта объявил о «каирской инициативе», которая включает в себя прекращение огня на всей территории Ливии с 8 июня и условия политического урегулирования:

  • базируется на договоренностях, достигнутых на Берлинской конференции по Ливии в январе
  • предусматривает продолжение переговоров в Женеве под патронажем ООН совместного военного комитета в формате «5+5» (по пять представителей от каждой стороны).
  • призывает международное сообщество оказать давление на всех внешних игроков, чтобы они вывели из Ливии иностранных наемников, распустили вооруженные формирования и передали их оружие Ливийской национальной армии (ЛНА), чтобы она могла взять на себя функции по обороне страны и обеспечению ее безопасности.
  • Ливийское государство должно вернуть контроль над всеми органами безопасности и оказать всестороннюю поддержку военным институтам в лице ЛНА, которая берет на себя ответственность по борьбе с терроризмом, а также должна будет в сотрудничестве с силовыми структурами и полицией взять на себя функции по охране суверенитета Ливии и обеспечивать сохранность воздушного, морского и наземного пространства страны.
  • Формируемый президентский совет в составе трех представителей от востока, запада и юга принимает решения простым большинством, за исключением решений, связанных с вооруженными силами, которые могут утверждаться только в присутствии главнокомандующего.
  • Оговаривается процедура выбора президентского совета, и ООН призван мониторить процесс. Этот орган должен будет назначить премьер-министра страны, который вместе с вице-премьерами от трех регионов представят состав правительства для его одобрения советом и парламентом. При этом каждый регион получает определенное количество министерских портфелей.
  • Ливийский парламент должен разработать новую конституцию страны, которая определить форму госуправления. Она будет вынесена на всенародный референдум. На ее разработку отводится 90 дней с момента формирования конституционной комиссии.
  • Переходный период рассчитан на полтора года с возможностью однократного продления на шесть месяцев и должен завершиться проведением президентских и парламентских выборов.

 

С одной стороны, по задумке авторов «каирской инициативы» предлагается легализировать и узаконить ЛНА, передав ему ВСЕ силовые функции в Ливии.

С другой стороны, в «каирской инициативе» есть реальные предложения для решения спорных вопросов в политическом треке между противостоящими сторонами, которые заслуживают внимания, но их жесткая привязка к силовому блоку ЛНА не приемлема в таком виде для части заинтересованных игроков и нарушает баланс.

Именно на разрушение такой жесткой привязки к ЛНА и была выстроена дальнейшая дипломатическая работа, в том числе и американцев.

Реакция ПСН

Власти в Триполи отвергли выдвинутую Каиром инициативу политического урегулирования в Ливии. Как заявил телеканалу Al Jazeera глава действующего совместно с Правительством национального согласия (ПНС) Высшего государственного совета (исполняет консультативную роль) Халед аль-Мишри, любая мирная инициатива, не основанная на Схиратском политическом соглашении, будет отклоняться.

 

«Ливийское политическое соглашение», подписанное в декабре 2015 года в марокканском городе Схират, основано на мирном плане ООН, предусматривающем создание в Ливии органов власти, в частности ПНС и Президентского совета (выполняет функции главы государства). Обе эти структуры базируются в Триполи и возглавляются премьер-министром Фаизом Сарраджем.

Палата представителей неоднократно указывала на то, что ПНС, несмотря на международное признание, потеряло легитимность, поскольку так и не получило одобрения парламента, как того требует политическая сделка. 27 апреля Хафтар объявил о признании недействительным Схиратское соглашение, которое, по его словам, «разрушило страну и поставило ее в опасное положение».

 

«Ливийцам не нужно больше никаких инициатив, — заявил он. — Командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар хочет вернуться за стол переговоров после своих поражений, и мы отвергаем это». По его словам, «Хафтар должен сдаться и предстать перед военным трибуналом».

«Мы удивлены, что Хафтар ставит условия, находясь в проигрышном в военном плане положении. Он не пользуется народной поддержкой, — указал аль-Мишри. — Мы отвергаем его присутствие и требуем принять меры в отношении стран, которые дают ему деньги и оружие». Так, по словам аль-Мишри, власти в Триполи «находятся в состоянии войны с ОАЭ», «отвергают вмешательство Египта».

 

Силы Правительства национального согласия (ПНС) Ливии будут готовы к мирным переговорам с Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара только после того, как вернут контроль над стратегически важным городом Сирт и авиабазой в муниципалитете Эль-Джуфра. Соответствующее заявление министр внутренних дел Ливии Фатхи Али Башага сделал в опубликованном 7 июня интервью агентству Bloomberg.

«Политические переговоры с востоком состоятся, но мы должны взять Сирт и Эль-Джуфру», — заявил политик.

Реакция других игроков

Поддержку «каирской инициативы» в информационном пространстве выразили:

  • Франция
  • ОАЭ
  • Саудовская Аравия
  • ЛАГ (Лига Арабских Государств)
  • Россия
  • Евросоюз – на первом этапе позитивно оценивает каирскую инициативу

 

Против «каирской инициативы» выступили:  

 

Турция (глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу):

  • «Каирская инициатива» по ливийскому урегулированию неубедительна и неискренна,
  • Соглашение о перемирии должно было быть подписано на таких площадках, как Москва или Берлин, где (участники конфликта) собрались вместе.
  • Призыв к прекращению огня для спасения Хафтара не кажется нам искренним и заслуживающим доверия.

 

США (помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер):

  • США позитивно оценивают некоторые меры по преодолению кризиса в Ливии, предложенные в каирской инициативе,
  • однако считают наиболее продуктивной формой разрешения кризиса мирный процесс под эгидой ООН и продолжение берлинской конференции.
  • в египетской инициативе есть «некоторые отклонения» от заявленных ООН целей консолидации ливийского общества.

 

 

Возвращение к берлинским договоренностям

 

Коллективный Запад в итоге не поддержал «каирскую инициативу» и призвал все стороны конфликта и их союзников вернуться к Берлинским договоренностям.

 

В совместном заявлении министров иностранных дел Германии Хайко Мааса, Франции Жан-Ива Ле Дриана, Италии Луиджи Ди Майо и главы внешнеполитической службы ЕС Жозепа Борреля от 9 июня говорится:

  • Все стороны конфликта в Ливии и действующие там иностранные игроки должны немедленно прекратить военные операции и принять конструктивное участие в переговорах в формате «5+5» (совместного военного комитета) на основе проекта соглашения о прекращении огня от 23 февраля.
  • Все стороны должны внести конструктивный вклад в проводимые под эгидой ООН внутриливийские переговоры, чтобы проложить путь к всеобъемлющему политическому соглашению в соответствии с параметрами, согласованными в Берлине.

 

В Европейском союзе не видят альтернативы политическому урегулированию конфликта в Ливии на основе берлинской конференции, подтвердила 14 июля представитель Европейской комиссии на пресс-конференции в Брюсселе, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать призыв парламента востока Ливии к Египту оказать поддержку в борьбе против «иностранного вмешательства».

 

Но к сожалению усилия ЕС, в урегулировании конфликта в Ливии не приводят к каким-либо положительным результатам.

 

Вероятно, это связано с тем, что у ЕС нет действенных рычагов влияния на всех заинтересованных акторов в данном конфликте.

Часть игроков, которые участвуют в урегулировании конфликта по сути сами втянуты в него, оказывая поддержку противостоящим сторонам «на земле», чем еще более усугубляют положение.

Например, (упрощенно и условно):

Из таблицы видно, что интересы участников переплетаются и пересекаются, и данные участники, которые как прямо (такие как ОАЭ, Египет, Турция) так и косвенно, скрыто (Франция, Италия, Россия) не могут быть модераторами данного конфликта, потому что действуют в своих узких интересах.

А такие страны, как Германия и Великобритания даже при поддержке в ЕС и ООН, и создании инструментов (таких как миссия IRINI по контролю оружейного эмбарго, наделенной некоторыми полномочиями по возможному введению санкций), не в состоянии в полной мере воплотить и использовать их против нарушителей, которые прямо или косвенно втянуты в конфликт.

 

Это так или иначе приводит к запросу на «третью» силу – модератора, который стоял бы над конфликтом и имеющего не только авторитет в международном пространстве, но обладающего инструментами, в том числе и силового давления (как военного, так и санкционного), которые могли бы подействовать на всех вовлеченных участников, не зависимо от их принадлежности.

 

И действительно, такие запросы на помощь в разрешении конфликта поступали и не раз в сторону США от различных заинтересованных сторон.

 

Обращение различных сторон к США с просьбой вмешательства в разрешение конфликта.

 

Так, Министр внутренних дел в ливийском Правительстве национального согласия (ПНС) Фатхи Башага в интервью агентству Блумберг 22.02.20 заявил, что власти Триполи «не возражали бы» против строительства американской базы на территории Ливии, поскольку это послужило бы сдерживающим фактором для вмешательства других стран.

«Ливия важна в Средиземноморье: ее нефтяные богатства, простирающееся на 1,9 тысячи километров побережье, порты делают ее в глазах России воротами в Африку. Если США попросят о базе, мы, как ливийское правительство, не возражали бы — для борьбы с терроризмом, организованной преступностью и удерживания на расстоянии других стран, которые вмешиваются», — отметил министр.

Министр также прокомментировал планы США по корректировке военного присутствия в странах Африки. «Мы не до конца понимаем (планы) по передислокации. <…> Но мы надеемся, что эта передислокация будет учитывать Ливию, чтобы не оставить пространство для маневра России», — заявил он.

«Россияне в Ливии не только ради Хафтара. У них большая стратегия в Ливии и Африке», — добавил Башага.

 

А в комментарии МИД РФ от 14.05.20 говорится о том, что «Вашингтон так и не отреагировал на сделанное в декабре главой МИД РФ Сергеем Лавровым предложение наладить экспертный диалог по урегулированию в Ливии».

«Хотели бы отметить, что еще 10 декабря 2019 года в ходе рабочего визита Лаврова в Вашингтон российской стороной было озвучено предложение о налаживании экспертного диалога с США по всему комплексу тем, представляющих взаимный интерес в целях политического урегулирования ливийского кризиса. Внятной реакции мы не услышали ни тогда, ни после», — говорится в комментарии ведомства.

 

11 июня глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу призвал США играть более активную роль в урегулировании ливийского кризиса.

 

Американцы же возложили ответственность на Россию через ее вмешательство в ливийский конфликт за усугубление ситуации не только в Ливии, сколько во всем Средиземноморском регионе.

 

Обвинения России во вмешательстве

 

Также надо отметить, что США предпринимали определенные действия и делали заявления, обвиняющие Москву в прямом вмешательстве в конфликт в Ливии, на протяжении всего периода после принятий решений на Берлинской конференции – сопровождали процесс.

 

7 мая 2020 года агентство AP со ссылкой на доклад независимых наблюдателей, представленный Комитету по санкциям Совета безопасности ООН в отношении Ливии сообщило, что:

  • Группа специалистов выявила присутствие боевиков из ЧВК Вагнера в Ливии с октября 2018 года
  • ЧВК «Вагнера оказывает техническую поддержку по ремонту военной техники, участвует в боевых операциях и в операциях влияния»,
  • Боевики также участвуют в выполнении «более специализированных военных задач, таких как функции передового артиллерийского наблюдателя и передового поста наведения авиации», а также задействованы в снайперских миссиях.
  • От 800 до 1200 наемников из российской частной военной компании (ЧВК) Вагнера могут поддерживать наступление командующего «Ливийской национальной армией» Халифы Хафтара в Ливии.

 

Комитет по санкциям Совета безопасности ООН в отношении Ливии) был учрежден 26 февраля 2011 года в целях контроля за оружейным эмбарго, замораживанием активов и запретом на поездки в эту страну. Мандат был расширен в 2014 году и коснулся борьбы с попытками незаконного экспорта нефти из Ливии.

 

Свои выводы они сделали «на основе сообщений из открытых источников и ограниченных наблюдений». Эксперты также пришли к выводу о возможной напряженности во взаимоотношениях между вагнеровцами и командованием Хафтара. Доклад был представлен Совбезу ООН 24 апреля.

 

Также в США считают, что в ходе гражданской войны в Ливии обе стороны используют сирийских наемников, заявил 08 мая первый зампомощника госсекретаря по делам Ближнего Востока Генри Вустер. По его словам, США также обеспокоены установлением дипотношений между сирийскими властями и ЛНА Хафтара.

 

Спецпредставитель Госдепартамента Джеймс Джеффри в ходе телефонного брифинга 08.05.20 выступил с утверждениями, что Россия способствует переброске из Сирии в Ливию боевиков. По мнению американских дипломатов, «Россия работает с президентом Сирии Башаром Асадом по переброске боевиков, возможно, из третьих стран или сирийцев, в Ливию, равно как и оборудования».

 

На брифинге госдепартамента США первый зампомощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Кристофер Робинсон обвинил РФ в «злонамеренной деятельности по использованию региональных конфликтов ради своих узких политических и экономических интересов» и подрыве политического мирного процесса в Ливии.

 

В конце мая африканское командование Вооруженных сил США (AFRICOM) выпустило релиз, в котором утверждается, что Москва перебросила в Ливию авиацию для поддержки армии маршала Халифы Хафтара. Речь шла о 14 находящихся в Ливии истребителях Су-24 и МиГ-29.

 

Так же Госдепартамент выразил признательность правительству Мальты, заявившему 26 мая о перехвате поддельных ливийских динаров на сумму $1,1 млрд, которые были напечатаны российским Гознаком. Об этом говорится в сообщении американского внешнеполитического ведомства. «Приток контрафактной ливийской валюты, напечатанной в России, в последние годы усугубил экономические проблемы Ливии», — утверждается в тексте.

В заявлении отмечается, что «единственным легитимным центральным банком в стране является Центробанк Ливии в городе Триполи.

 

Помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер обвинил Россию во вмешательстве в дела Ливии, которое, по его словам, «спровоцировало интервенцию Турции». В качестве обоснования своих выводов он привёл такие утверждения.

«Несмотря на то, что Ливийская национальная армия окончила осаду Триполи и несмотря на (переговоры) в Каире, которые свели вместе ливийских лидеров с востока страны и открыли путь к более широкому политическому диалогу, боевые действия интенсифицировались с участием иностранцев.

Мы особенно обеспокоены продолжающимся наплывом российского военного оборудования, оружия и российских наемников «Вагнера», чье присутствие привело к значительной интервенции Турции, которая проходит сейчас», — сказал Шенкер на брифинге.

«Продолжающееся вмешательство внешних сил является вызовом интересам США и региональной стабильности в Восточном Средиземноморье, а также трагедией для ливийского народа. Ливийцы хотят мира и окончания иностранной интервенции», — сказал Шенкер.

 

Госсекретарь США Майк Помпео 10 июня призвал противостоящие в Ливии стороны — Правительство национального согласия (ПНС) и Ливийскую национальную армию (ЛНА) — к переговорам «без вмешательства России».

«Соглашение между ПНС и ЛНА о возобновлении переговоров под эгидой ООН — хороший первый шаг. Теперь требуются быстрые и добросовестные переговоры для реализации прекращения огня и запуска внутриливийских политических переговоров. Пришло время всем ливийцам на всех сторонах обеспечить, чтобы Россия или какая-либо другая страна не могла вмешиваться в суверенитет Ливии ради собственных игр», — сказал Помпео на брифинге в госдепартаменте.

По его словам, переговоры также должны включать сохранение ливийских нефтяных объектов и доступ признанных властей к национальной нефтяной корпорации.

 

Промежуточный вывод

 

Как видно из вышеизложенного, урегулирование ливийского конфликта силами коллективного Запада на Берлинской площадке не увенчалось успехом, несмотря на предпринятые усилия, такие как:

  • 13 февраля 2020 года ООН принял резолюцию, закрепляющую итоги берлинской конференции по Ливии.
  • предложили создать новый формат для стабилизации в Ливии при участии «евротройки» (Германия, Франция, Великобритания) и Италии.
  • 12 февраля Совбез ООН принял резолюцию о продлении санкций в отношении Ливии до 30 апреля 2021 года, в том числе оружейного эмбарго, запрета на импорт и экспорт нефтепродуктов, предусмотренных резолюцией 2146.
  • ЕС с 1 апреля запустило миссию по контролю оружейного эмбарго в отношении Ливии. Мандат операции IRINI первоначально продлится до 31 марта 2021 года.

 

Пользуясь противоречиями основных игроков участники конфликта попытались изменить расстановку «сил на земле», прибегая к силовым (военным) методам открыто (Турция-ПНС) и скрыто (Россия-ЛНА) поддерживая противоборствующие стороны, одновременно блокируя выполнение мирных инициатив.

 

Основная проблема ЛНА и их союзников сводится к тому, что США и ООН под угрозой санкций запрещают экспорт нефти из Ливии в обход Ливийской национальной нефтяной компании (NOC), штаб-квартира которой находится в Триполи, где заседает сформированное при поддержке ООН и Евросоюза Правительство национального согласия во главе с Файезом Сарраджем.

 

Российская сторона вошла в более тесный контакт и усилила свое влияние на востоке Ливии, где ей были сделаны привлекательные предложения взамен на ее поддержку в конфликте, такие как:

  • Временное правительство Ливии приглашает российские компании к восстановлению страны после достижения мира.
  • Новое государство будет дружественным к России, потому что Россия всегда играла позитивную роль.
  • племена выступают за то, чтобы открыть банковский счет для справедливого распределения прибыли от продажи нефти между всеми ливийцами, предпочтительный вариант – российский банк.
  • счет предлагается открыть в России, чтобы все средства от продажи нефти были на этом счету и затем распределялись в равной степени между тремя регионами Ливии.
  • Племена передали контроль и охрану нефтяных месторождений ЛНА (Хафтару), в число которых входят иностранные наемники, в числе которых – российские.

 

Также ЛНА (Хафтар), при поддержке РФ, установила тесные контакты с ее союзниками:

  • С сирийским правительством Б.Асада – открытие посольства.
  • В Венесуэле – переговорный процесс.

 

Одновременно российской стороне были выдвинуты обвинения со стороны США и коллективного Запада:

  • обвинения РФ в «злонамеренной деятельности по использованию региональных конфликтов ради своих узких политических и экономических интересов» и подрыве политического мирного процесса в Ливии.
  • Обнародован доклад независимых наблюдателей, представленный Комитету по санкциям Совета безопасности ООН в отношении Ливии, которые выявили присутствие боевиков из ЧВК Вагнера в Ливии с октября 2018 года. Доклад был представлен Совбезу ООН 24 апреля.
  • ЧВК «Вагнера оказывает техническую поддержку по ремонту военной техники, участвует в боевых операциях и в операциях влияния. Численность — от 800 до 1200 наемников.
  • Россия способствует переброске из Сирии в Ливию боевиков из третьих стран или сирийцев, равно как и оборудования».
  • Москва перебросила в Ливию авиацию для поддержки армии маршала Халифы Хафтара
  • осуществлен перехват поддельных ливийских динаров на сумму $1,1 млрд, которые были напечатаны российским Гознаком.

 

Россию обвиняют во вмешательстве в дела Ливии, продолжающимся наплывом российского военного оборудования, оружия и российских наемников «Вагнера», которые «спровоцировали интервенцию Турции».

 

В развитие событий данного периода, ПНС при поддержке Турции удалось переломить ситуацию «на земле» и отбросить силы ЛНА, поддерживаемые РФ, от Триполи, в надежде развить наступление с целью установления контроля над нефтяными полями.

 

Ранее нефтяные поля были заблокированы силами, поддерживающими Хафтара (ЛНА), которые выдвинули свои требования против ПНС:

  • открытие банковского счета для поступлений от нефтяных доходов, который будет находиться в ведении суверенного фонда без участия Национальной нефтяной компании (NOC) и Центробанка Ливии;
  • справедливое распределение доходов между тремя регионами (историческими областями Ливии: Триполитанией, Киренаикой и Феццаном — ред.);
  • изменение руководства совета директоров NOC и Центробанка в Триполи;
  • прекращение войны;
  • формирование нового правительства.

 

Опасаясь потерять контроль над нефтяными полями представители парламента (ЛНА) обратились за военной помощью к Египту. Представители Египта предложили новую инициативу по разрешению ливийского конфликта – т.н. «каирскую инициативу». По задумке авторов «каирской инициативы» предлагается легализировать и узаконить ЛНА, передав ему ВСЕ силовые функции в Ливии, и с этих позиций начать реализацию резолюции ООН по мирному урегулированию в Ливии.

В «каирской инициативе» есть реальные предложения для решения спорных вопросов в политическом треке между противостоящими сторонами, которые заслуживают внимания, но их жесткая привязка к силовому блоку ЛНА не приемлема в таком виде для части заинтересованных игроков и нарушает баланс.  Именно на разрушение такой жесткой привязки к ЛНА и была выстроена дальнейшая дипломатическая работа, в том числе и американцев.

«Каирскую инициативу» не поддержали ПНС, Турция, США и в конечном итоге – в ЕС, призвав все стороны вернуться к исполнению принятых в Берлине договоренностей.

 

Ситуация вернулась к базовому началу, но с новой расстановкой сил «на земле» и балансов и новым уровнем противостояния в Средиземноморье (конфликты по линии Турция – Кипр, Греция, Франция).

 

Возникла реальная необходимость вмешательства в урегулирование конфликта авторитетного, но независимого арбитра.

 

Американцы назвали действия России — вызовом интересам США и региональной стабильности в Восточном Средиземноморье и призвали противостоящие в Ливии стороны — Правительство национального согласия (ПНС) и Ливийскую национальную армию (ЛНА) — к переговорам «без вмешательства России».

 

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *