Возможное изменение приоритетов и задач России в Сирии

Автор: Н. Тимошенко

 

Вступление.

Юбилей трагических событий марта 2011 г. В Сирии — повод подвести предварительные итоги сирийского конфликта и вовлеченности России в текущем времени.  Напомним, что РФ планирует остаться в Сирии всерьез и надолго как значимый не региональный игрок на Ближнем Востоке.

Более подробно о разворачивающихся событиях и вовлечённых участниках в сирийский конфликт мы ранее описывали здесь: Краткий обзор по ситуации в Сирии https://geo-analytics.com.ua/blizhnij-vostok/siriya-chast-1-kratkij-obzor-po-situacii-v-sirii/

С 2011 года в Сирии идет гражданская война. На этой территории с 2014 года началась борьба с террористической организацией ИГИЛ международной коалиции во главе с США (68 стран — с 22 сентября 2014 года; с 25 мая 2017 года к коалиции присоединились силы НАТО), и отдельно — РФ (с 30 сентября 2015 года) и Ирана, образовавших отдельную коалицию (РФ, Иран, Сирия).

С 2017 года ИГИЛ практически «победили» и вопросы урегулирования гражданской войны в Сирии вышли на первый план. Еще в ноябре 2015 года во время проведения международных переговоров по Сирии был согласован план политического урегулирования вооруженного сирийского конфликта – «резолюция 2254 ООН по Сирии», который был проголосован единогласно, основные пункты которого заключаются в создании конституционного комитета, далее – написание новой конституции и проведение выборов в Сирии по ней.

В конце января 2017 года для реализации положений резолюции 2254 ООН был основан так называемый Астанинский формат, а также созданы зоны деэскалации. За зоны деэскалации ответственны страны, представительницы Астанинского формата – Россия, Иран, Турция.

Ранее в наших материалах мы описывали в общих чертах цели, задачи и сценарии, которые Россия пыталась реализовать в Сирии:

 

Основной болезненный вопрос для РФ в Сирии был в восстановлении полной территориальной целостности этой страны и в сохранении власти Б.Асада. Причин было много, и одна из них в том числе была в том, что договор об аренде военно-морской и военно-воздушной баз подписан именно с его правительством. В Сирии РФ находится по официальному приглашению сирийских властей и легитимно, пока Б.Асад — легитимный президент страны. А выполнение резолюции 2254 ООН по Сирии (за которую в том числе голосовала и РФ) обязует провести новые выборы. Новая власть – это новые риски для РФ и возможность потерять и присутствие военных баз в Сирии и влияние на Ближнем Востоке, которого она добивалась огромной ценой.

Так рождается план РФ в Сирии – условно назовем его «Сирия Наш». По условиям резолюции после выполнения ее основных пунктов и проведения выборов международное сообщество обязалось помочь восстановлению Сирии после столь длительной и многоуровневой войны (гражданская война + война с терроризмом). Цена вопроса международной гуманитарной помощи – от 250 до 400 млрд. долларов.

Но дело не только в помощи на восстановление, которую нужно освоить и желательно исключить конкурентов, особенно международных. Сирия – страна с огромным потенциалом, как в логистическом аспекте транспортных маршрутов, таки в нефтегазодобывающей сфере и как страна «транзитер» – через ее территорию проходили и могут быть еще построены в дальнейшем крупнейшие нефти-газопроводы, выводящие газ и нефть на рынки Европы как из самой Сирии, так и из близлежащего региона, таких стран как Катар, Иран, Ирак и т.д. Перспективы на территории – огромные.

Возникал вопрос о том, как России легитимно и гарантированно и далее оставаться на территории? Сохранить власть Б. Асада – это и есть так условно называемый план РФ «Сирия Наш». Для этого сначала предпринимались длительное время попытки заблокировать или максимально замедлить процесс реализации резолюции 2254 ООН. Одновременно РФ предпринимались усиленные попытки убедить мировое сообщество начать выплачивать гуманитарную помощь для восстановления Сирии и снять международные санкций до выполнения всех пунктов резолюции.

Эти попытки не возымели успеха.

Но без финансирования невозможно восстановить экономику Сирии и значит нет и возможности привлечь людей (беженцев) вернуться добровольно – а это потенциальные избиратели на будущих выборах и рабочая сила для восстановления страны. Все пункты, указанные для преодоления данной проблемы (проблемы легитимности нахождения России на территории Сирии в дальнейшем) упираются в финансовую составляющую. На Сирию наложены санкции. На Иран наложены санкции. На РФ тоже наложены санкции, но пока не такого серьезного уровня, как на союзников. Позволить себе попасть под вторичные санкции или заработать в Сирии новые санкции — Россия не может.

Поэтому в дальнейшем план России «Сирия Наш» плавно перешел в подраздел «Асад Наш» (условные названия). Условно основными задачами в данном плане можно обозначить:

  • Возвращение неподконтрольных территорий;
  • Возвращение беженцев;
  • Улучшение имиджа Б.Асада;
  • Выстраивание экономических схем для обхода санкций.

 

Итоги реализации плана «Сирия Наш» — «Асад Наш».

 

Тактика России в сложившихся новых геополитических реалиях современного мира на данном этапе практически во всех международных активах, в которых Москва имеет вовлеченность и заинтересованность, сводится к их «заморозке» с сохранением достигнутых ранее результатов до наступления «лучших времен», когда наступят или будут созданы условия для реализации выгодных сценариев для Москвы — «перезагрузка отношений с коллективным Западом» для преодоления стратегического сдерживания России. Такую перезагрузку в РФ видят в периоде с 2024 по 2031 год.

Далее рассмотрим, как сама российская сторона рассматривает свои итоги на сегодняшний день в реализации своих планов и какие новые задачи ставит перед собой.

 

Россия не смогла достигнуть значительных результатов в основных условных пунктах своего плана по Сирии. Потому российские эксперты прогнозируют, что сирийский конфликт еще долгое время будет «заморожен».

 

Так, в пункте «Возвращение неподконтрольных территорий»:

  • констатируется, что восстановить территориальную целостность страны в ближайшем будущем де-факто не получится. Россия уперлась в «тупики» в Идлибе (курируется Турцией), на курдском северо-востоке (курируется США и коалицией), на Голанских высотах (курируется Израилем).
  • При любом развитии событий, включая «заморозку», основным приоритетом в РФ видят задачу не допустить окончательного фиксированного раздела Сирии.

 

В пункте «Возвращение беженцев»:

  • в России признают тот факт, что полного возвращения семи миллионов беженцев и вынужденных переселенцев уже не произойдет. Значительная их часть так и останется в местах нынешнего проживания на Ближнем Востоке и в Европе и образует новую диаспору.
  • Приоритетом ставится работа по возможности оказания активного влияния России на эту новую диаспору, сложившуюся из беженцев и переселенцев, которая, по мнению Москвы, будет оказывать существенное воздействие на политическую жизнь ближневосточного региона, затрудняя процесс реинтеграции Сирии в этот регион.

 

В пункте «Международная гуманитарная помощь»:

  • В России выражают понимание того, что никакой масштабный план постконфликтной реконструкции Сирии стоимостью в сто или двести миллиардов долларов не будет реализован не только потому, что реализация резолюции 2254ООН «пробуксовывает», но в том числе и потому, что в условиях пандемии и пока не преодоленного до конца экономического кризиса на такое предприятие просто нет финансовых ресурсов.
  • А также в Москве есть понимание, что в приоритетах коллективного Запада могут происходить перераспределения приоритетов тоже, например – решение конфликта в Йемене и восстановление этой страны будет более «разрешимой и реальной» в плане достижения результата задачей коллективного Запада.
  • Россия в этом видит и определенный плюс — проблема перевыборов Б.Асада не становится непреодолимой проблемой для РФ и помогает сохранить конфликт в Сирии «замороженным» с сохранением результата (власть Б.Асада) до «лучших времен» без значительных потерь и последствий для своих интересов.

 

В пункте полная «Реализации резолюции 2254 ООН» (выборы):

  • Россия признает проблемы влияния Москвы на официальный Дамаск. Российские эксперты признают, что у Москвы за пять лет непосредственного участия в сирийском конфликте так и не появилось стратегии выхода из сирийского конфликта. А степень влияния России на режим в Дамаске тоже остается открытым вопросом для Кремля.
  • Одновременно отмечается, что, с одно стороны, иранское присутствие в Сирии носит стратегический и долгосрочный характер и за это время оно вышло на принципиально новый уровень: возник коридор, связывающий Иран с Ливаном и Средиземным морем, расширились возможности Ирана оказывать поддержку «Хезбалла».
  • С другой стороны, в России подчеркивают, что Сирия была и остается преимущественно суннитской страной, в которой возможности шиитского Ирана неизбежно останутся ограниченными и это дает возможность Кремлю сдерживать амбиции Б.Асада и Ирана в желании обойтись без присутствия и вовлеченности РФ и сохранять некий баланс собственных интересов.
  • Так российская сторона констатирует тот факт, что надежд на прорыв или даже на прогресс в Женеве очень мало, сирийский режим чувствует себя уверенно и не считает необходимым идти на уступки оппозиции и стоящему за оппозицией Западу.
  • В свете этого в России в будущем рассматривают вопрос о возможной альтернативной замене политической персоны Б.Асада на приемника, но при ряде условий – прежний курс и отношение к РФ новой фигуры должны быть достаточными для сохранения и продвижения интересов России, такая фигура должна быть одобрена политическими и экономическими элитами как в Сирии, так и в Иране и т.д. и т.п.

 

Исходя из всего вышесказанного, в России на ближайшую перспективу рассматривают в приоритете реализацию двух основных задач для себя в период «заморозки»:

  1. Задача минимум: для сохранения своего присутствия, вовлеченности и возможности влияния и контроля при «заморозке» в Сирии, России необходимо не только сохранить, но и обеспечить дальнейшее развитие Астанинского процесса.
  2. Задача максимум: постараться «выторговать» у коллективного Запада хотя бы частичное ослабление санкционного режима против Сирии при сохранении власти Б.Асада взамен на возможную частичную политическую либерализацию и начало экономических реформ в стране.

 

 

 

Источник изучения: «Сирия: в середине длинного цикла» 9 марта 2021. Автор: Андрей Кортунов https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/siriya-v-seredine-dlinnogo-tsikla/

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *