0

Карабах и миротворцы (10.11.20)

Автор: Тимошенко Н.

 

 

В ночь на 10 ноября, премьер-министр Армении и президенты Азербайджана и России подписали совместное заявление. Они договорились о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе и вводе в регион российского миротворческого контингента.

 

Из заявлений российской стороны вытекает, что официальные договоренности, которые подписаны тремя сторонами – это только начало переговорного процесса, он пока гарантирует только прекращение огня, а комплексный план действий по Карабаху будет разрабатываться дополнительно и рассчитан на перспективу.

 

Из заявлений сторон становится понятно, что существуют официальные договоренности, которые будут представлены на международных площадках, подписанные между Россией, Азербайджаном и Арменией, и неофициальные договоренности между Россией и Турцией, подробности которых частично озвучены азербайджанской и турецкой стороной.

 

Официальный текст соглашения. Основные пункты:

—Полное прекращение огня объявляется с полуночи по московскому времени 10 ноября. Азербайджанские и армянские военные останавливаются на занимаемых ими позициях.

—Стороны обязались произвести обмен военнопленными.

—Ереван до 15 ноября должен вернуть Баку Кельбаджарский район, а до 1 декабря 2020 года — Лачинский район, оставляя за собой Лачинский коридор шириной пять километров, который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией. При этом города Шуша, об освобождении которого ранее заявили в Баку, данный пункт не касается. Кроме того, до 20 ноября Армения должна передать Агдамский и часть удерживаемого им Газахского района Азербайджана.

Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается российский миротворческий контингент из 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортерами и 380 единицами автомобильной и специальной техники.

Миротворцев развернут параллельно с выводом армянских военных. Срок их пребывания ограничат пятью годами с автоматическим продлением на очередные пятилетние периоды, если ни одна из сторон соглашения не решит из него выйти.

—Для отслеживания выполнения договоренностей будет развернут миротворческий центр по контролю за прекращением огня.

—В ближайшие три года должен быть определен план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающий связь между Степанакертом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута. Азербайджан при этом гарантирует безопасность транспортного сообщения по Лачинскому коридору.

—Внутренне перемещенные лица и беженцы должны вернуться в Нагорный Карабах и прилегающие районы под контролем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

—Все экономические и транспортные связи в регионе должны разблокировать, при этом Армения обязалась обеспечить транспортное сообщение между западными районами Азербайджана и Нахичеванской автономией. Контролировать сообщение будут российские пограничники. Кроме того, планируется обеспечить строительство новых транспортных коммуникаций, которые свяжут основную территорию Азербайджана с Нахичеванской автономией.

 

Также нужно отметить, что на официальном сайте Кремля текст соглашения после публикации в дальнейшем был отредактирован в нескольких пунктах.

 

Основные моменты общие после правки:

  • Должен быть создан и развернут миротворческий центр по контролю за прекращением огня.
  • Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается российский миротворческий контингент.

 

Т.е. фактически создается зона деэскалации.

 

Далее – после выполнения остальных пунктов соглашения по деоккупации нескольких районов и выводе армянских войск и т.д. — начинается переговорный процесс.

Что означает, что конфликт не урегулирован, острая военная фаза конфликта замораживается на новых условиях и позициях сторон для возможности дальнейших переговоров.

 

Немного остановимся на различиях в интерпретации официальных и неофициальных договоренностей межу сторонами, о которых известно на данный момент.

 

Из заявлений президента Азербайджана Алиева следует, что Турция будет принимать непосредственное участие в создании и контроле этой зоны деэскалации (зона прекращения огня):

  • миротворцев в Нагорном Карабахе разместят Россия и Турция.
  • Турецкие военные совместно с российскими будут размещены в миротворческом центре в Нагорном Карабахе. Турция будет играть роль в контроле за перемирием.

 

Турецкая сторона также выступила с утверждением, что Анкара будет участвовать в контроле за перемирием в Нагорном Карабахе — «весь процесс контроля над перемирием будет вестись совместно». Также стало известно, что президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Тайип Эрдоган обсудили по телефону создание турецко-российского миротворческого центра по наблюдению за прекращением огня в Карабахе.

 

Нужно отметить, что армянская сторона категорически опровергает сообщение о размещении турецких миротворцев на линии соприкосновения.

А российская сторона, хотя и сообщает о том, что миротворцы (как таковые) по линии соприкосновения будут только российскими, но участие Турции в процессах контроля не отрицает, но пока и не подтверждает официально – сообщается только об интенсивных контактах России и Турции по карабахскому вопросу.

 

Также российская сторона утверждает, что миротворческий центр будет размещен в Азербайджане, а не в Нагорном Карабахе и это предмет отдельных договоренностей.

 

Еще один важный момент заключается в том, что по словам российской стороны «США и Франция не участвовали в достижении договоренности по Карабаху — это трехстороннее соглашение России, Армении и Азербайджана». России крайне важно ослабить влияние других международных игроков в регионе чтобы сохранить собственное влияние и присутствие в нем.

 

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что:

 

  • Заключенное соглашение носит временный характер;
  • Существуют официальное соглашение (между тремя сторонами: Россия, Азербайджан, Армения) и неофициальные договоренности (Россия – Турция);
  • Договоренности не имеют завершенного вида и пока находятся в стадии доработки и корректировки заинтересованных игроков (Россия-Турция) и могут претерпевать изменения.
  • Создается зона деэскалации (зона прекращения огня) и размещаются российские миротворцы по линии соприкосновения на определенной территории;
  • Контроль в зоне деэскалации будет осуществляться российской и турецкой стороной;
  • Реальный переговорный процесс между противостоящими сторонами (Армения и Азербайджан) может начаться только в случае выполнения всех пунктов соглашения в назначенные сроки (деоккупация договорных территорий, вывод войск и т.д.).

 

На данный момент российская сторона признает такой статус своих миротворцев: «это не операция по принуждению к миру».  Отправка российских миротворцев в Нагорный Карабах проведена в рамках международного права и на основании постановления Совета Федерации РФ от 30 сентября 2015 года. Ключевой аспект — это согласие на это сторон конфликта.

 

Можно также предположить, что в случае, если договоренности, как официальные, так и неофициальные, будут нарушены или не выполнены, то одна из сторон может отозвать согласие на нахождение российских миротворцев и конфликт может перейти снова в острою фазу.

 

Общий вывод: конфликт заморожен на новых условиях и в территориально изменившихся рамках на данный момент — не более.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *