Краткий курс по санкциям и РФ: «Что? Где? Когда?» Выпуск 4. (публикация 12.12.2018)

(публикация 12.12.2018) Автор: Тимошенко Н.

 

• Обзор «Акта о защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018» (DASKAA) и его предполагаемых последствий для РФ в случае принятия;
• Как обсуждения санкций будущих периодов наносят экономический вред России;
• Примеры точечной экономической дипломатии РФ как контрмеры против новых санкций.

 

 


В этом выпуске остановимся на тезисе: «Торговые войны и санкции негативно влияют на решения компаний инвестировать в РФ. Эта тенденция усугубляется дискуссиями о новых санкциях». Даже обсуждения санкций будущих периодов уже наносят экономический вред России.

Обзор «Акта о защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018» (DASKAA) и его предполагаемых последствий для РФ в случае принятия

Еще в начале августа был представлен новый законопроект о санкциях против России «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018» (DASKAA), внесенный в Сенат США сенаторами Линдси Грэм, Роберт Менендес, Кори Гарднер и Бен Кардин, – который предполагал свести в единую базу все существующие санкции против России — от CAATSA до «акта Магнитского», который создавал информационный повод не единожды в периоде наблюдения:

  • непосредственно, когда был озвучен в США (в РФ поднялась волна обсуждения, но постепенно утихла) – в начале наблюдаемого периода;
  • второй раз — когда российские издания повторно запустили ознакомительную версию самого законопроекта в СМИ, но уже делая акценты на определенные пункты в нем и разбирая детали.

После таких повторных разъяснительных публикаций на Московской бирже обвалился курс рубля: «Курс рубля снижается на опасениях новых санкций против России со стороны США. Также на Мосбирже теряют в цене акции ВТБ, Сбербанка и АФК «Система».

Напомним, что сам законопроект весьма обширен по охвату сфер реализации (напоминает Иранский пакет — всеобъемлющий), имеет несколько составляющих:

как и внутренних

  • направленных на организационные мероприятия для создания структуры для реализации и контроля.

Так и внешних:

  • Политическая составляющая
  • Милитаристическая составляющая
  • Кибербезопасность
  • Экономическая составляющая
  • Финансовая составляющая
  • Энергетическая составляющая

Так же сенаторы требовали публично призвать российские власти вернуть Крым Украине и отказаться от поддержки насилия на востоке Украины, от поддержки сепаратистов в Грузии и Молдавии, а также поддержки режима президента Сирии Башара Асада.

Т.е. затронуты все болевые точки РФ, которые она считала своими козырями по отдельности в выстраивании своих отношений с Западом, данный проект обозначал «понижение ликвидности активов РФ за счет объединения их в один пакет».

Рассмотрим пакет немного чуть более подробнее, для ознакомления.

Создания структуры для реализации и контроля — внутренние (организационные):

  • Санкционный координационный офис с Евросоюзом (создание в Белом доме санкционного офиса, который будет координировать действия США по антироссийским санкциям с европейскими странами);
  • Национальный объединенный центр для ответа на гибридные угрозы (для борьбы с попытками злокозненного влияния России в мире и в США);
  • Специальный бюджетный фонд США (открыть доступ государствам, которые уязвимы для российского воздействия);
  • Офис по вопросам киберпространства и цифровой экономики;
  • Открытие при министерстве внутренних дел отдела по Киберпространству и Цифровой экономике;
  • Создание Международного Акта о предотвращении киберпреступлений.

Внешние составляющие:

Политическая составляющая

  • сделать вмешательство в выборы в США основанием недопуска в страну.
  • требование к госсекретарю определить, подходит ли Россия под критерии страны-спонсора терроризма.

Это может стать как первым шагом к введению УСИЛЕННЫХ санкций, как это было в случае с Ираном, так и стать началом кампании по исключению России из числа постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Милитаристическая составляющая

  • поддержка НАТО и необходимость минимум 2/3 голосов сенаторов для выхода из НАТО
  • снижение зависимости стран НАТО от российского оружия
  • оказание давления на российское правительство за использование химического оружия
  • отчет от госсекретаря США по военным преступлениям и преступлениям против человечности, которые российская армия и правительственные силы совершили в Сирии
  • продление на запрет импорта российского урана

Кибербезопасность

  • санкции против любого россиянина, который может участвовать в киберпреступлениях;
  • защита электоральной системы США.

Экономическая составляющая

  • новые санкции против политиков, олигархов, членов их семей, которые участвуют в незаконной и коррупционной деятельности от лица Путина
  • требование к страховым компаниям раскрывать личности реальных владельцев дорогой недвижимости
  • отчёт об активах, принадлежащих Владимиру Путину

Финансовая составляющая

  • запрет и санкции на сделки с новой эмиссией российского долга
  • запретить все операции со всем имуществом или долями в имуществе одной или нескольких российских финансовых организаций. Среди них названы некоторые из крупнейших банков РФ:
  • ПАО «Сбербанк»,
  • ПАО «Банк ВТБ»,
  • АО «Газпромбанк»,
  • ПАО «Промсвязьбанк»,
  • АО «Россельхозбанк»
  • госкорпорация «Внешэкономбанк»
  • Банк Москвы,
  • ВЭБ — упомянут дважды без объяснения.

Энергетическая составляющая

  • санкции на инвестиции в российские государственные проекты в сфере энергетики
  • запрет гражданам США участвовать в проектах по добыче нефти в России.

Российские эксперты приходят к выводу, что при реализации данного законопроекта «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018» (DASKAA) ущерб РФ будет нанесен значительный, и учитывая антироссийские настроения, которые существуют и в Демократической, и в Республиканской партии, этот законопроект, скорее всего, будет поддержан большинством членов конгресса.

Также мнения экспертов по этим ключевым вопросам содержат описание (ожидание) некоторых контрмер, например, завкафедрой права МГУ Сурен Авакьян: «Статус «страны-спонсора терроризма», упоминающийся в законопроекте о новых санкциях США против России, может вести к международному контролю над ней со стороны ООН. Возможное признание США России «спонсором терроризма» не означает автоматическое исключение страны из СБ ООН. Такая мера может привести к еще более серьезным последствиям — уже для самой организации».

Так же делаются предположения о том, что «Если акт будет подразумевать вторичные санкции для европейцев и прочих международных инвесторов, то это станет похоже на апокалипсис. НО, в частности, Евросоюз недавно принял документ, блокирующий действие американских санкций за сотрудничество с Ираном.  Думается, что ЕС также поступит и в отношении санкций США против РФ».

Вырисовываются очертания направления работы России для минимизации потерь в этих конкретных пунктах.     

В ООН есть шанс остаться в СБ при самом негативном сценарии, если помнить, что буквально в прошлый период ООН сделала заявление, что ей не хватает материальных средств. А Россия обладает значительными материальными и человеческими ресурсами, так что торг вполне уместен.

ЕС (через Иран). А ЕС вполне может сторговаться на более облегченный пакет, частично блокирующий санкции США по отношению к РФ (блокирующий статут ЕС): так как часть компаний ЕС, которые из-за продолжающейся работы с Ираном (защищенные на территории ЕС блокирующим статутом ЕС от действий вторичных санкций США) будут лишены возможности работы с США, они будут вынуждены искать новые рынки сбыта и инвесторов уже ВНЕ зоны влияния США, но под защитой ЕС, т.е. фактически на одной территории с РФ. Так что и здесь торг тоже вполне уместен.

Такие компании при определенных гарантиях со стороны ЕС (блокирующий статут ЕС и для Ирана, и для РФ) могут наладить сотрудничество с Россией в определенных областях и быть посредниками между бизнесом России и Ирана через свои каналы с любой страной ЕС.

Как обсуждения санкций будущих периодов уже наносят экономический вред России

Так вот, возвращаясь к первоначальной теме —  как раз на ожиданиях и обсуждениях последнего проекта об усилениях санкций против РФ начались определенные процессы, в числе которых — увеличение оттока капитала, периодически наблюдается падение курса рубля и фондового рынка России.

Крупные западные банки сворачивают вложения в рубли и рекомендуют клиентам делать ставки на дальнейшее снижение российской валюты из-за риска санкций и оттока капитала

Стратег Danske Bank: «Рубль слабеет на ожиданиях ужесточения санкций. После унисона демократов с республиканцами США, рынок почти на 100% уверен, что санкции против российского госдолга — это вопрос ближайших месяцев».

Пока, на сегодняшний момент самый перспективный прогноз для РФ заключается в том, что внешняя политика России должна быть направлена на уменьшение напряженности с другими странами и как минимум сохранение и снижение санкционного режима, а не его наращивание.

Т.е. первостепенная задача России на данный момент формулируется как – хотя бы «заморозить» решения о принятии против нее новых санкций.

В свете последних «шпионских скандалов», Керченского инцидента это делать все труднее, добавим сюда же и дипломатическую изоляцию России, но вот экономическая составляющая в работе с каждой отдельной страной, а теперь уже речь заходит и с каждым «отдельным городом» в стране — это вполне все еще план. Для РФ.

Примеры точечной экономической дипломатии РФ как контрмеры против новых санкций

Также именно с этого периода активизировались обсуждения санкций и их результатов в Германии в бизнес среде: Восточный комитет германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft e. V.) управляющий директор организации Михаэль Хармс сделал несколько резких заявлений (Восточный комитет германской экономики представляет интересы 350 немецких компаний и ассоциаций на рынках России, Белоруссии, Украины, Средней Азии, Кавказа и Юго-Восточной Европы)

основные тезисы:

  • Предлагаемые американскими сенаторами санкции в отношении России угрожают сотрудничеству компаний из ЕС с Москвой в финансовой и энергетической сферах в том числе участниках строительства газопровода «Северный поток-2».
  • Немецкий бизнес опасается влияния новых антироссийских санкций со стороны США на европейскую экономику и требует от Брюсселя противостоять этому при помощи блокирующего регламента, как было в случае с Ираном

Россия проделала большую работу в этом направлении – изменение конфигураций через бизнес интересы, чтобы поддержать сомнения бизнеса ЕС и усилить разлом между политическими и экономическими интересами Европы.

Так, например, Александр Шохин, глава РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) делает ряд заявлений о том, что «Главная угроза от санкций не в расширении их со стороны США, а в том, что они могут распространиться на партнеров российских компаний в европейских странах.

Мы считаем, что дело не в самих санкциях. Российская экономика и российские компании более-менее сумели адаптироваться к санкционным режимам, но большую проблему гораздо мы видим в ситуации неопределенности, которая сдерживает реализацию инвестиционных планов компаний, сдерживает, в том числе, двустороннее и многостороннее сотрудничество».

В свою очередь одновременно в это же время, как пишет Bloomberg, Союз немецких машиностроителей (VDMA) осудил решение Международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей (SWIFT) об отключении иранских банков от структуры и предостерег от применения подобных мер в отношении России.

В VDMA полагают, что «исключение Ирана из системы может спровоцировать эффект домино, из-за чего транзакции с Россией и другими государствами, вовлеченными в политические споры, станут ненадежными» (SWIFT – это основа международных платежей. Соучредителями SWIFT являются 248 банков из 19 стран. Сейчас к ней подключены свыше 10,8 тысяч организаций в более чем 200 странах).

По заявлениям канцлера Германии А. Меркель — в немецких деловых кругах все чаще говорят о снятии санкций с РФ, «но речь идет о принципах», добавляет она, имея ввиду минские соглашения в том числе.

И даже после Керченского инцидента Германия продолжает настаивать, что не видит причин для введения новых санкций ЕС против России.  Об этом заявил министр иностранных дел Хайко Маас: «Сейчас, я считаю, что было бы неправильно говорить о новых санкциях, потому что предпринимаются усилия по снижению напряженности. С немецкой стороны не будет предложений о новых санкциях. Я не вижу договоренностей в ЕС о новых санкциях».

Видимо причина еще и в том, что на сайте Европарламента опубликован проект резолюции, который предусматривает отказ Евросоюза от Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией. Взамен странам Евросоюза предлагается перейти к точечному сотрудничеству с Россией только в тех областях, которые представляют «взаимный интерес».

Важно выделить этот момент, который способен сыграть свою определяющую роль в изменении дальнейшей конфигурации противостояния, касающийся в том числе и Украины:

Переход конфигураций – как требование от германского бизнеса к ЕС:

изменение конфигурации

США фиксируют недовольство бизнес элит ЕС и призывают Европу к единству: «США и ЕС должны поддерживать единство в проведении санкционной политики в отношении РФ, противостоять попыткам Москвы внести раскол в трансатлантические отношения. США по-прежнему привержены сильному партнерству с ЕС, несмотря на некоторые тактические разногласия, и считают эти отношения самыми важными для себя».

Поэтому американской стороной предпринимаются корректировки в санкционной политике по отношению к РФ. Какие именно читайте в следующем выпуске.

Продолжение следует…

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *