0

Обзор активов РФ в международном пространстве (март-апрель 2021 года)

Автор: Н. Тимошенко

 

 

Многополярность (мироустройство)
Отношения с США, санкции
Отношения с ЕС
Активы:
• «Северный поток 2»
• Стратегическая стабильность (гонка вооружений)
• СВПД (ядерная сделка – Иран)
• Афганистан
• Карабах
• Сирия
• Ливия
• Арктика
Выводы.
• Таблица 1. Оценка изменения ликвидности активов РФ в международном пространстве.
• Таблица 2. Основные переговорные площадки по активам
• Возможные условия Кремля к коллективному Западу по Украине.

 

 

Многополярность (мироустройство)

Различия подходов России и США в построении мироустройства сводятся к тому, что:

  • для РФ более выгоден многополярный мир (множество отдельных независимых «полюсов», взаимодействующих в международном пространстве по принципу приоритетности собственных интересов над общими ценностями – ситуативные союзы)
  • для США – биполярный мирполюс коалиции демократии» против «полюса автократии»), где первостепенное значение для коалиции (полюса) имеют общие ценности.

Поэтому усилия стран направлены на достижение своих собственных целей.

Так, США стремятся к тому, чтобы создать (подключить) в т.н. «коалицию демократии» (основной тезис которой – «порядок, основанный на правилах») как можно больше союзников и партнеров для общего (консолидированного) противостояния странам автократии (Китай, Россия, Иран, КНДР и др.).

Российская же сторона всячески этому препятствует, ссылаясь на то, что основы миропорядка (правила) прописаны в уставе ООН, полноценная работа которого сейчас фактически заблокирована, но все страны все равно должны его соблюдать. Россия видит многополярность в признании и независимости таких полюсов – Россия, США, ЕС, Китай, Индия, где РФ тоже получит статус отдельного «полюса».

Отношения с США, санкции

В текущий период Россия столкнулась с реальной угрозой введения новых санкций со стороны США на фоне кризиса возможного разрыва дипломатических отношений.

В США в данном периоде анонсировали возможное скорое введение санкций из-за таких действий России:

  • кибератаки через компанию SolarWinds,
  • вмешательства в выборы,
  • применения химического оружия при попытке убить Алексея Навального,
  • вознаграждения за (убийство) американских военнослужащих в Афганистане,
  • за нарушения соблюдения прав человека (дело Алексея Навального, Крым, ситуация с правами человека в Чечне и т.д.)

Так же анонсировалось, что санкции будут исходить от США и Великобритании и могут быть направленными против суверенного долга и бизнесменов России (санкции в отношении лиц, близких к президенту России В. Путину и агентств, связанных с вмешательством в выборы в США). Дополнительно указывалось, что возможные шаги Штатов могут включать ограничительные меры и высылку российских дипломатов.

Угроза значительной дипломатической изоляции усугубилась после высказывания Дж.Байдена 17 марта в интервью телеканалу ABC News, из которого вытекало, что он считает Путина «убийцей» (обозначение токсичности президента России). На попытки российской стороны (в т.ч. и самого Путина) преодолеть кризис после высказываний Байдена, американская администрация отмежевалась, заявив, что Соединенные Штаты считают, что, несмотря на существующие разногласия, могут работать с Россией по ключевым вопросам двухсторонней повестки, включая ядерные, но будут и далее привлекать Россию к ответственности за ее действия.

Вопрос о российско-американских отношениях был рассмотрен на оперативном совещании президента РФ В. Путина с постоянными членами Совбеза 19 марта, и уже в конце марта началась переброска значительного количества вооруженных сил и техники России к границе с Украиной и в Крым. Стали транслироваться угрозы возможного военного вторжения России в Украину под различными надуманными предлогами.

Американская же сторона в этот же период сделала официальное предложение президенту РФ В.Путину принять участие в саммите по климату.

6 апреля произошла встреча С.Лаврова (глава МИД РФ) и Д.Керри (спецпосланник президента США по климату) в Дели. Также российская сторона публично очертила круг возможных вопросов для взаимодействия с американской стороной:

  • борьба с международным терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью,
  • Сирия,
  • ближневосточное урегулирование,
  • ядерная проблема Корейского полуострова (КНДР),
  • СВПД (совместный всеобъемлющий план действий – ядерная сделка с Ираном).

13 апреля Президент США Джо Байден в телефонном разговоре предложил российскому президенту В. Путину провести саммит в третьей стране в предстоящие месяцы для обсуждения таких вопросов:

  • обеспечение стратегической стабильности и контроль над вооружениями,
  • СВПД (иранская ядерная программа),
  • ситуация в Афганистане,
  • глобальное изменение климата.

На данный момент российская сторона выставляет главным условием для проведения подобной встречи и ослабления давления со стороны России на УкраинуНЕ принятие новых санкций США против России.

15 апреля в Белом доме сообщили о введении новых санкций в отношении Москвы. Также президент США Д. Байден издал указ о возможности широких санкций против России по ряду обвинений, включая «подрыв стабильности США» и объявил режим чрезвычайной ситуации в сфере национальной безопасности в связи с действиями РФ.

В этот же день, позже, в выступлении президента США, посвященному России, Джо Байден еще раз подтвердил свое предложение президенту РФ В.Путину встретиться летом в Европе. Реакция России и последующие действия – в развитие.

Отношения с ЕС

Как отмечают обе стороны, Россия и ЕС, их отношения в данный период «достигли дна».

Российская сторона подчеркивает, что от отношений с Евросоюзом остался только базовый документ об условиях торговли и инвестиций, однако практическая реализация этого соглашения идет лишь по двусторонним каналам с отдельными странами ЕС.

Европейская же сторона подчеркивает, что Брюссель после 2014 года отказался от каналов связи и общения с Москвой не без причин, которые продолжают и далее усугубляться со стороны РФ — это касается в том числе кризиса ситуации на востоке Украины.

Российская сторона хотя и декларирует, что не выступает против сближения США и ЕС, но на самом деле крайне недовольна таким сближением, потому что рассчитывает рассматривать ЕС – как отдельный независимый полюс, что даст ей возможность разбить консолидированную позицию коллективного Запада против себя.

Несмотря на то, что главы государств и правительств Евросоюза отложили на июнь стратегическую дискуссию об отношениях с Россией (по итогам онлайн-саммита ЕС, закончившегося 26 марта), Кремль обвинил ЕС в том, что Евросоюз «присягнул на верность» президенту США Джо Байдену.

Дипломатическая изоляция с ЕС и попытки ее преодоления.

Также в этот период Президент России В. Путин поговорил в формате видеоконференции с федеральным канцлером ФРГ А.Меркель и президентом Франции Э. Макроном. И хотя темы разговора были представлены в достаточно широком диапазоне (ситуация в Украине, Беларуси, вопросы по Ливии, Сирии, Ирану, вопрос о ситуации с А. Навальным, борьба с коронавирусом и другая повестка), причиной для такого разговора стало именно обострение на востоке Украины. Как было отмечено ранее, РФ и ЕС больше не имеют площадок для официальных переговоров, кроме «Нормандского формата». И как видно из тем разговора – были охвачены многие темы, интересующие именно Россию.

В дальнейшем российская сторона попыталась продвинуть предложение о том, что у отдельного формата «евротройки» (Россия, ФРГ и Франция) существует «очевидный потенциал на будущее», в надежде получить положительны ответ на создание новой переговорной площадки с влиятельными представителями ЕС, но это предложение не нашло должной поддержки.

Но наибольшую тревогу в РФ вызвали сообщения о том, что в Европарламенте появились призывы к ужесточению европейских и американских санкций против России в случае эскалации ситуации на востоке Украины или ухудшения здоровья Алексея Навального. Такие призывы содержат предложения о масштабном замораживание счетов олигархов или отключении России от SWIFT, а также санкции против «Северного потока – 2».

 

Активы

 

«Северный поток 2»

Соединенные Штаты задекларировали, что продолжают считать строительство газопровода «Северный поток 2» «плохой сделкой» для Европы и настроены наращивать санкции.

Оператор строительства газопровода «Северный поток — 2», компания Nord Stream 2 AG в начале апреля заявила о повышении активности иностранных военных кораблей и самолетов в районе проведения работ. В связи с такими сообщениями о «спланированных и подготовленных провокациях» российская сторона потребовала, чтобы все нормы мореплавания в районе проведения работ по укладке трубопровода «Северный поток – 2» строго соблюдались.

Уже 7 апреля в Белом доме заявили, что обсуждают назначение спецпосланника США, который возглавил бы переговоры о прекращении строительства газопровода «Северный поток 2».

Немецкая партия «Зеленые» 12 апреля призвала правительство ФРГ принять жесткие меры против России из-за эскалации ситуации вокруг Украины, в том числе остановить строительство трубопровода «Северный поток — 2». А немецкая организация по защите окружающей среды (DUH) 13 апреля подала иск в административный суд Гамбурга, оспаривая разрешение немецкого регулятора на строительство трубопровода «СП-2».

Также американская сторона заявила, что, не смотря на различные взгляды на будущее «СП-2», Вашингтон не позволит, чтобы вопрос трубопровода «Северный поток 2» встал на пути развития отношений США и Германии и США продолжат работать с Германией и остальными партнерами в регионе, чтобы укреплять совместный альянс.

Стратегическая стабильность (гонка вооружений)

Круг вопросов, которые рассматриваются в области стратегической стабильности, очерчивается вокруг ДСНВ-3, ДРСМД, ДОН.

ДСНВ-3

ДСН-3 был пролонгирован 3 февраля сторонами (США и РФ) на 5 лет. Стороны договорились о необходимости создания и подписания нового договора по истечении этого срока. Американская сторона подгоняет Россию в этом направлении (переговоры по новому договору), говоря, что для его наработок остается не так много времени. Российская же сторона заверяет, что Москва передала Вашингтону свое видение будущего «уравнения безопасности» в сфере стратегической стабильности.

Американская сторона продолжает настаивать на том, что США хотят субстантивного диалога с РФ и КНР по новым военным технологиям, включая стратегическую стабильность. Китай выступает против, его позицию поддерживает Россия.

На этом фоне были сделаны несколько заявлений Великобритании о том, что власти планируют увеличить ядерный потенциал страны (до 260 боеголовок) и инвестировать в ускоренную разработку гиперзвукового оружия, объяснив свои намерения тем, что это связано с усилением противоракетной обороны (ПРО) России, а также заявлено, что к подобному шагу ВБ подталкивает модернизация ядерных потенциалов России и Китая.

Российская сторона отметила, что значительное наращивание Великобританией ядерного потенциала может привести к обсуждению договора СНВ-3 в новых условиях, когда Россия сокращает вооружение и баланс интересов нарушается. Таким образом у России может появиться дополнительная мотивация для разработки нового договора с подключением в него других игроков, таких как Китай, Великобритания и возможно Франция. В России делают заявление о том, что сфера стратегической стабильности и контроля над вооружениями является главным вопросом для диалога между Россией и США.

США так же подчеркивают, что могут совмещать оказание давления на Россию и сотрудничество по вопросам стратегической стабильности и одновременно заявляют о том, что намерены продолжать модернизацию ядерного арсенала своей страны.

ДРСМД

Российская сторона признает, что Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности возродить будет крайне сложно.

Отсутствие договора дает возможность США в первую очередь, и Великобритании большее пространство для маневров. Так, были сделаны заявления о рассмотрении вопроса о возможном размещении их ракет наземного базирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе, которое было прокомментировано российской стороной как «глобальный проект США по сдерживанию России и Китая».

ДОН

Американская сторона выразила в дипломатической ноте, которая была направлена международным партнерам США (которые настаивали на возвращении США в ДОН), позицию о том, что США считают, что их возвращение в Договор по открытому небу пошлет неверный сигнал России и подорвет позиции Вашингтона в сфере контроля над вооружениями.

А говоря о консультациях, касающихся возможного возвращения США в ДОН, американские власти считают, что ситуация у российско-украинской границы может препятствовать усилиям по работе с РФ в сферах, представляющих взаимный интерес, включая консультации по Договору по открытому небу (ДОН).

СВПД (ядерная сделка – Иран)

Американская сторона согласилась на переговоры через посредников по ядерной сделке с Ираном, подчеркнув, что США имеют схожие интересы с РФ и Китаем на проходящих в Вене переговорах по СВПД и Вашингтон рассматривает эти страны как своих партнеров в этом вопросе.

Несмотря на то, что на условия Ирана (Тегеран готов вернуться к обязательствам по ядерной программе при условии снятия всех санкций) в Вашингтоне назвали «максималистскими» и неконструктивными, и напомнили, что шаги должны быть обоюдными, появились утечки в СМИ с информацией о том, что  на переговорах в Вене была согласована дорожная карта, призванная спасти ядерную сделку, и были созданы две рабочие группы для изучения экономических санкций в отношении Ирана, которые США необходимо будет снять, чтобы вернуться к выполнению резолюций Совета Безопасности ООН, и шагов, которые Иран должен будет предпринять для приведения своей ядерной программы в соответствие с условиями 2015 года.

Американская сторона 10 апреля заявила, что CША не готовы снять все санкции с Ирана даже при возвращении к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). Российская же сторона призвала не драматизировать ситуацию вокруг переговоров по Ирану, в том числе по вопросу отмены санкций США, и акцентировала внимание на создании самой переговорной площадки высоко оценив востребованность этого нового формата и наличие у него неплохих перспектив.

Но «неожиданно» произошли два события, в результате которых переговоры по ядерной сделке могут быть сорваны.

  1. Произошло ЧП на ядерном объекте в Натанзе. Иранские власти обвинили Израиль в проведении диверсии, назвав событие актом «ядерного терроризма». США же заявили, что не причастны к этому инциденту.
  2. Евросоюз продлил на год санкции против Ирана в связи с нарушением прав человека в этой стране, добавив в черный список еще восемь человек и три организации. Тегеран в ответ на санкции ЕС заявил, что приостанавливает сотрудничество с Евросоюзом по правам человека, терроризму, наркотикам и беженцам. А Россия заявила, что если это решение ЕС принято осознанно в разгар переговоров в Вене, то это ошибка, которая хуже преступления.

В итоге, 13 апреля Иран сделал несколько заявлений:

  • Иран приступает к обогащению урана до уровня 60%, и установит еще тысячу центрифуг на ядерном объекте в Натанзе. Российская сторона поспешила объяснить, что это якобы необходимо Ирану для медицинских целей.
  • Ставит участникам переговоров по СВПД в Вене четыре условия по санкциям: отмена всех санкций, процесс не должен быть пошаговым, переговоры в Вене должны принести результат в краткие сроки, Иран должен «без спешки» установить, что санкции сняты.

Американская сторона подчеркнула, что США готовы продолжать переговоры в обозначенном формате, несмотря на провокационные заявления Ирана об обогащении урана до 60%, но просят дать оценку другими участниками переговоров о таком повышении уровня обогащения – «шестерка» должна единогласно его отвергнуть.

Франция, Германия и Великобритания в совместном коммюнике подчеркнули, что озабочены заявлениями Ирана по обогащению урана до уровня 60% и отвергают любую эскалацию со стороны любого участника. А в заявлении ЕС говориться, что Евросоюз крайне обеспокоен планами Ирана обогащать уран до 60%, не видя этому убедительных оправданий с гражданской точки зрения. Такое заявление Ирана было признано крайне тревожным с точки зрения ядерного нераспространения. ЕС призвал Иран пересмотреть свое решение об обогащении до 60%.

Так, европейские партнеры США вынуждены были отреагировать на деструктивное поведение Ирана на переговорах в противовес сдержанной позиции США. В ответ на критику и призывы участников переговоров, в Иране 15 апреля сделали еще одно заявление о том, что иранские власти способны начать обогащение урана до 90%.

Конструктивные переговоры на данный момент находятся под угрозой срыва по вине Ирана. Россия же в итоге может потерять эту новую переговорную площадку с коллективным Западом.

Афганистан

Конференция расширенной «тройки» (Россия, США, КНР и Пакистан) по Афганистану прошла в Москве 18 марта, в ней приняли участие также афганские стороны. По окончании конференции было сделано заявление «евротройки» призывающее талибов воздержаться от нападений в весенний период и снизить уровень насилия в стране.

США же было заявлено о скором проведении в Турции стамбульской конференции по вопросу афганского мирного урегулирования. Изначально называлась дата 16 марта и длительность конференции – около 10 дней. Россия ожидала получить приглашение, но еще 10 апреля такого приглашения не было.

13 апреля турецкая сторона распространила информацию о том, что конференция по мирному урегулированию в Афганистане (организованная ООН, Турцией и Катаром) пройдет в Стамбуле с 24 апреля по 4 мая и на нее приглашены представители России, США, Евросоюза, НАТО, Организации исламского сотрудничества (ОИС) и еще 20 стран.

Сразу же после оглашения даты конференции и ее участников со стороны США последовала информация о переносе окончательной даты полного вывода войск из Афганистана с 1 мая на 11 сентября (максимальная дата, возможно вывод закончится раньше). Также американская сторона сообщила, что будет поддерживать мирные переговоры правительства в Кабуле с радикальным движением Талибан, несмотря на предстоящий вывод войск США из Афганистана. Президент Афганистана Ашраф Гани сообщил, что Исламская Республика Афганистан уважает решение США, будет работать с партнерами из США, чтобы обеспечить плавный переход. А радикальное движение Талибан заявило, что не будет участвовать ни в каких конференциях, пока из Афганистана не будут выведены все иностранные войска.

Реакция российской стороны сводилась к тому, что высказалась озабоченность возможной эскалацией вооруженного конфликта, что в свою очередь чревато подрывом усилий по началу прямых межафганских переговоров.

И уже 14 апреля Президент США Джо Байден официально заявил о начале вывода войск из Афганистана с 1 мая по 11 сентября, пригрозил талибам ответить «всеми инструментами» в его распоряжении в случае атаки на американских военных во время вывода войск из Афганистана, а также попросил другие страны в регионе делать больше для поддержки Афганистана, прежде всего, Пакистан, а также Россию, Китай, Индию и Турцию. Одновременно прошло сообщение и о том, что Главы МИД и минобороны стран НАТО договорились начать вывод войск из Афганистана в синхронизированные с США сроки.

Карабах

Госдепартамент США 8 апреля выступил с утверждением, что Россия, возможно, стремится сохранить конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а не урегулировать его. Также было высказано мнение о росте неудовлетворенности азербайджанских властей присутствием российских военных (миротворцев) в Карабахе на долгосрочную перспективу.

И действительно, Азербайджан начал выражать обеспокоенность в связи с тем, что Армения ведет переговоры с Россией о модернизации собственных вооруженных сил, а также подчеркивалось, что Азербайджан ждет ответа на вопрос о том, как у Армении оказались ракеты «Искандер-М», которые были выпущены по городу Шуша в Нагорном Карабахе. Вопрос об Искандерах обсуждался также президентом Азербайджана И. Алиевым с президентом России В. Путиным, и Баку послал официальное письмо в Москву по этому поводу.

Также 13 апреля было заявлено, что Баку ожидает, что Минская группа ОБСЕ представит свои предложения по дальнейшему налаживанию мирной жизни в регионе (Минская группа ОБСЕ: сопредседатели — Россия, США и Франция; состав — Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, Турция, а также Армения и Азербайджан).

Особенно Баку интересует позиция и предложения США — сопредседателя Минской группы ОБСЕ. В Азербайджане считают, что США должны вести себя в соответствии с тем, чтобы поддерживать баланс в регионе.

Сирия

  • Проблема ослабления или снятия санкций для Сирии без реализации политической части резолюции 2254 ООН на данный момент является не преодолимой.

Администрация президента США Д. Байдена считает, что политическое урегулирование является единственным способом преодолеть кризис в Сирии в долгосрочной перспективе, а Европейский союз заявил, что тоже не отменит санкции против Сирии и не будет помогать восстановлению этой страны, пока там не начнется транзит власти.

Коллективный Запад (США, ЕС) по-прежнему в категорической форме не признает возможность нормализации отношений с правительством президента Сирии Б.Асадом, а также задекларировал не признание итогов будущих выборов президента Сирии и призвал международное сообщество не нормализовать отношения с Дамаском после них.

  • Проблема международной гуманитарной помощи беженцам и переселенцам на подконтрольных Б.Асаду территориях на данный момент остается не преодолимой.

В конце марта Евросоюз провел конференцию доноров Сирии (без участия официального Дамаска), на которой решено выделить более 11 млрд. евро беженцам, которые находятся вне территорий, контролируемых Б.Асадом (и Россией).

  • Проблема нехватки нефтепродуктов на подконтрольных Б.Асаду территориях на данный момент не решена.

Также на подконтрольной сирийским курдам и США территорий Сирии, где расположены крупнейшие нефтяные и газовые месторождения (Заефратье) продолжается добыча и реализация нефти на соседние территории, не подконтрольные официальным сирийским войскам.

  • Продолжают выдвигаться обвинения против Б.Асада в применении им химического оружия против мирного населения в Сирии.

Так, во втором докладе ГРИ (группы по расследованию и идентификации) ОЗХО указывается, что ВВС Сирии сбросили в феврале 2018 года бомбу с хлором на удерживаемый повстанцами город Серакиб в провинции Идлиб. Первый доклад был опубликован 8 апреля 2020 года, в нем утверждается, что ВВС Сирии несут ответственность за три инцидента, имевших место в населенном пункте Эль-Латамина в провинции Хомс в марте 2017 года.

Ливия

Политическое урегулирование ливийского конфликта привело к созданию Ливийского Правительства национального единства (ПНЕ), которое было приведено 15 марта к присяге перед депутатами Палаты представителей (парламент).

В результате развития мирного процесса глава Евросовета Шарль Мишель 4 апреля посетил столицу Ливии Триполи и пообещал вернуть посла ЕС в страну «к концу месяца».

В вопросе восстановления экономики страны прозвучали цифры затрат, требующихся на масштабные проекты по восстановлению – более 500 миллиардов долларов.

Со слов главы профсоюза строителей Ливии, они приветствуют участие российских компаний при условии, что они будут сотрудничать с ливийскими национальными компаниями с целью взаимовыгодного обмена опытом и обучения молодых ливийских специалистов, но на таких условиях предложений от российских компаний не поступало.

А вот Турция проявляет в этом вопросе активность. По итогам переговоров в Анкаре с ливийским премьер-министром 12 апреля стороны подписали пять соглашений, которые предусматривают строительство Турцией в Ливии трех электростанций, нового терминала международного аэропорта Триполи, нового торгового центра в Триполи, а также сотрудничество в сфере СМИ.

Также президент Турции Т. Эрдоган заявил, что Турция считает своим приоритетом распространение власти Правительства национального единства Ливии на всю страну.

По-прежнему достаточно остро стоит вопрос о выходе иностранных войск и наемников с ливийской территории. Так, этот вопрос рассматривался 14 марта на встрече Совместного военного комитета «5+5» Ливии с международными наблюдателями и представителями Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ). 23 марта президент Франции Эммануэль Макрон сделал заявление о том, что иностранные силы, в том числе турецкие и российские, должны покинуть территорию Ливии как можно быстрее. А 8 апреля министр обороны Великобритании Бен Уоллес выступил с предложением о том, что силы Запада должны бросить вызов частным военным компаниям, действующим в Ливии.

Арктика

В начале февраля Россия оценивала военные угрозы в Арктике как относительно низкие и утверждала, что каких-либо проблем, требующих военного решения, на сегодняшний день в регионе нет.

В начале марте генеральный секретарь НАТО Столтенберг отметил, что усиление активности альянса в Арктике происходит на фоне возросшего там российского присутствия, но при этом подчеркнул, что уровень сотрудничества с Россией на Крайнем Севере выше, чем где-либо.

10 марта Великобритания сделала заявление о том, что ее военно-морские силы будут постоянно находиться за северным полярным кругом, чтобы противостоять стратегическому преимуществу России в том, что касается контроля над новыми торговыми маршрутами, открывающимися в результате таяния льдов а Арктике.

С 20 марта 2021 года под руководством главного командования ВМФ РФ в рамках экспедиции «Умка-2021» Россией проводились военные учения в приполярных районах: выполнялся комплекс учебно-боевых, научно-исследовательских и практических мероприятий различной направленности. Всего речь шла о 43 мероприятиях на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа) и прилегающей акватории, покрытой льдом.

Как объяснила российская сторона 25 марта, такая неожиданная демонстрация российских возможностей в виде учений «Умка-2021» — это подготовка к председательству в Арктическом совете России в 2021 – 2023 годах. В РФ подчеркнули, что считают важным максимально использовать этот формат для продвижения инициатив России в Арктике и защиты ее национальных интересов

Американцы же со своей стороны 26 марта заявили, что вооруженные силы (ВС) США внимательно наблюдают за происходящим в Арктике, однако не комментируют российскую комплексную экспедицию «Умка-2021» и состоявшиеся в ее рамках военные учения.

И уже 5 апреля американская сторона заявила, что США не только внимательно отслеживают активность России в Арктике, но и намерены отстаивать свои национальные интересы в этом регионе. Пентагон пока не уточнил, намерены ли ВМС США проводить в Арктике операции по обеспечению свободы мореплавания, подобные тем, которые Вашингтон периодически осуществляет в Южно-Китайском море.

 

Из вышеизложенного можно сделать несколько выводов.

Выводы

 

В данном периоде обострения отношений с коллективным Западом Россия стремиться сохранить достигнутые ранее результаты во всех своих международных активах – заморозить их до наступления «лучших времен» (более благоприятных для реализации интересов Москвы условий). Но делать Москве это в новых меняющихся условиях становится все тяжелее в том числе и из-за нарастающего санкционного давления на Москву за деструктивное поведение.

В данном периоде наблюдения можно отметить, что практически во всех активах происходят изменения условий, которые длительное время до этого так или иначе были или заблокированы, или заморожены.

Так, можно выделить такие группы изменений условий:

— Ситуация неопределенности для РФ с возможными негативными последствиями (изменения условий под влиянием США и/или коллективного Запада):

  • Проект «Северный поток 2»;
  • Стратегическая стабильность;
  • СВПД;
  • Афганистан;
  • Ливия.

— Ситуация заморожена (с обеих сторон: и коллективного Запада, и РФ):

  • Сирия.

— Ситуация пока контролируемая РФ, (не стабильная).

  • Карабах;
  • Украина (критическая для РФ).

— Ситуация контролируемая РФ (пока стабильная):

  • Арктика.

Рассмотрим более подробно изменение условий в основных активах РФ в международном пространстве и возможные последствия таких изменений, все ситуации в активах находятся в развитие (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1. Оценка изменения ликвидности активов РФ в международном пространстве.

 

Актив Оценка для России (изменение ликвидности)
Изменения условий под влиянием США и/или коллективного Запада
«Северный поток 2»

 

Возможное понижение ликвидности актива.

Ситуация неопределенности для РФ с возможными негативными последствиями, усугубление ситуации из-за:

·         более активной позиции США, которые выступают против проекта;

·         из-за ухудшения отношений РФ с ЕС в целом (эффект Навального, Украина и т.д.).

·         из-за формирования «коалиции демократии» между США и ЕС против стран автократии (Китай, Россия, Иран, КНДР).

Угроза ввода со стороны США новых санкций (дополнительные издержки). Угроза остановки строительства и замораживание проекта (невозвратные затраты).

 

Стратегическая стабильность

 

Возможное понижение ликвидности актива.

Усугубление ситуации из-за:

·         Разрыва ДРСМД (угроза размещения РСМД США и ВБ в Европе и Индо-тихоокеанском регионе);

·         Угроза выхода из ДОН;

·         Нарастающая высокотехнологическая гонка вооружения (массовое создание и производство высокоточного, гиперзвукового оружия и т.д.), к которой подключаются ведущие мировые игроки;

·         Нарастающая гонка вооружений в космосе (дополнительные затраты);

·         Новая стратегия НБ Великобритании (в которой Россия указана противником).

Частичная фиксация ситуации по ДСНВ-3 (продлен на 5 лет), но с изменяющимися в последствии негативными условиями:

·         Составление и заключение нового договора (с включением в него новых видов вооружения);

·         Возможное подключение к новому договору дополнительных участников (в первую очередь речь о Китае).

·         Модернизация ведущими игроками ядерных арсеналов.

·         Новая стратегия НБ Великобритании.

Косвенно ведет Россию к потере статуса «супердержавы», единолично имеющей двусторонние договоры по стратегической стабильности с США; снижается возможность влияния и участия РФ как в международных процессах на правах «супердержавы», так и возможность России использовать опции такого статуса – иметь право на свои международно-признанные «зоны влияния».

Значительно увеличивает расходы России на военные нужды в режиме гонки вооружений, одновременно создавая токсичный имидж РФ – как угрозы в первую очередь для ее европейских партнеров.

 

СВПД

 

Возможное понижение ликвидности актива.

Ситуация неопределенности для РФ с возможными негативными последствиями:

·         Начаты переговоры по возвращению США и Ирана к ядерной сделке;

·         Условия Ирана – полное снятие санкций – невыполнимо и не приемлемо для США;

·         Переговоры могут либо затянуться, либо прекратиться из-за неконструктивной позиции Ирана, вмешательства региональных игроков (Израиль, Саудовская Аравия и т.д.), имеющих дополнительные претензии к Ирану помимо ядерной сделки;

·         США в доктрине безопасности указывают Иран как страну автократии, по отношению к которой также будет применяться стратегия сдерживания, как и к России и Китаю (союзникам Ирана).

Россия реализовывает в т.ч. логистический проект «Север-Юг» с участием Ирана, в котором заинтересован и ЕС. Санкции, наложенные на Иран, значительно затрудняют реализацию и этого проекта, а также полноценного участия Ирана в ЕАЭС.

 

Афганистан

 

Возможное понижение ликвидности актива.

Ситуация неопределенности для РФ с возможными негативными последствиями:

·         Несогласованный с талибами срок вывода американских войск (и войск НАТО) может привести к срыву мирных переговоров между талибами и афганской властью, что повлечет за собой эскалацию насилия в этой стране, что соответственно приведет к прямым угрозам стабильности на границах государств, граничащих с Афганистаном (Иран, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан, Китай, Индия (оспариваемая Индией, КНР и Пакистаном территория Кашмира); Таджикистан же является участником ОДКБ).

·         Отсутствие сдерживающей третьей силы (США и НАТО) в регионе (вакуум силы). Создание нестабильной серой зоны.

·         Угроза втягивания РФ в вооруженный конфликт в Афганистане.

·         Угроза ввода новых санкций из-за обвинений в оплате талибам за нанесение ущерба американским солдатам (убийства военнослужащих).

В результате выхода из Афганистана высвобождаются значительные ресурсы США и НАТО, которые могут быть задействованы против РФ.

 

Ливия

 

Возможное понижение ликвидности актива.

Ситуация неопределенности для РФ с возможными негативными последствиями:

·         Россия, в отличие от Турции, не может легализовать свое военное присутствие в стране ни на официальном уровне, ни на уровне ЧВК. В результате положительного развития мирного процесса и далее окончательно теряется возможность такого присутствия.

·         Угроза новых санкций из-за незаконного присутствия российских ЧВК (дополнительные издержки).

·         Угроза физического устранения на территории Ливии российских ЧВК (новые методы работы в серых зонах со стороны США и ВБ, прописанные в их доктринах НБ).

Экономическое присутствие РФ Ливии в постконфликтный период будет значительно затруднено в т.ч. и из-за повышенной конкуренции с региональными игроками и странами ЕС, а также одним из препятствий является цена участия (вклад в финансирование восстановления Ливии).

 

Под контролем России или под ее влиянием
Карабах

 

Возможное понижение ликвидности актива.

Ситуация контролируемая, но не стабильная.

·         возможен отзыв мандата на российских миротворцев одной из сторон конфликта;

·         возможно нарастающее недовольство сторон конфликта;

·         стоимость миротворчества (нарастающие издержки).

Возможна угроза перехода в ситуацию неопределенности с негативными последствиями при активизации в постконфликтный период Минской группы (не участвовавшей в разрешении горячей фазы конфликта), где сопредседателями помимо России являются еще Франция и США, преследующие свои интересы в этом регионе (серая зона).

 

Украина

 

Возможное критическое понижение ликвидности актива.

Ситуация неопределенности для РФ с возможными наибольшими негативными последствиями:

·         обвинения в вовлеченности РФ в конфликт (оккупация и аннексия) – одна из основных причин санкций и эскалации отношений с коллективным Западом;

·         значительное снижение влияния РФ в Украине; активная борьба с пророссийским влиянием.

·         угроза денонсации Минских соглашений (потеря контроля над разрешением конфликта на своих условиях);

·         угроза со стороны развития Крымской платформы (консолидированная позиция коллективного Запада с активным привлечением внимания к крымскому вопросу);

·         повышенная активность НАТО и США в Черноморском регионе, угроза блокады Крыма (защита свободы судоходства, проблема милитаризации Крыма);

·         угроза новых санкций как по конфликту на востоке Украины (ОРДЛО), так и по Крыму.

Потеря контроля над разрешением конфликта на востоке Украины (денонсация Минских соглашений, новые условия, новый формат, новые участники и т.д.) ведет РФ не только к дополнительным издержкам, но и к угрозе потерять Украину полностью как свою зону влияния (включая ОРДЛО) и получить основное давление со стороны коллективного Запада по крымскому направлению.

 

Арктика

 

Сохранение предыдущей ликвидности актива

Ситуация контролируемая.

·         Увеличивается конкуренция заинтересованных игроков, а значит будут расти затраты на поддержание такой конкуренции с каждой стороны (увеличение издержек).

·         Данный актив обозначен важным для национальных интересов США и ВБ, его приоритетность возрастает и в НАТО.

·         ВБ декларирует увеличение своего физического присутствия в Арктике (защита свободы судоходства).

На данный актив Россией возложены надежды для нахождения точек соприкосновения с коллективным Западом.

 

Замороженное состояние

Сирия

 

Замороженная ликвидность актива с признаками возрастания издержек

Ситуация заморожена.

Предыдущие достигнутые результаты России в Сирии – тоже (достижение максимума).

На подконтрольных сирийской власти (при поддержке России и Ирана) территориях гуманитарная ситуация ухудшается (возрастание издержек). Коллективный Запад не идет на уступки, усиливая санкционное давление на официальный Дамаск.

 

 

В таких изменяющихся условиях и возникающих в этой связи угрозах для России, Москве требуются наличие стабильных переговорных площадок с коллективным Западом в целом и конкретными основными игроками, такими как США и ЕС.

США же взяли курс на усиление дипломатической изоляции России в международном пространстве, оставляя за собой права выбора переговорных площадок и тем (вопросов) для участия России в них.

Дипломатическая изоляция России приводит к нескольким последствиям, например:

  • Россия понижается в статусе на уровень регионального государства;
  • В таком статусе (регионального государства) России будет более затруднительно реализовать вовлеченность (как влиятельного игрока) в международные процессы и региональные проблемы;
  • Россия исключается из переговорных площадок международного уровня (уровень контроля) и вынуждена решать региональные конфликты и вопросы на уровне региональных игроков (уровень вовлеченного участника).

 

Рассмотрим более подробно наличие у РФ реальных переговорных площадок с коллективным Западом (см. Таблицу2).

 

Таблица 2. Основные переговорные площадки по активам

Как видно из таблицы 2, Россия на данный момент имеет несколько прямых переговорных площадок с США:

  • стабильную — в активе «Арктика» (есть европейское присутствие);
  • менее стабильную — в активе «Стратегическая стабильность» (нет европейского присутствия);
  • не стабильную — в активах «СВПД» (есть европейское присутствие).

В других активах, которые в том числе так или иначе контролируются со стороны США, Россия находится в противостоящий позициях с Турцией (региональным игроком): Сирия, Карабах, Ливия. Так же американской стороной создаются условия вовлечения России и Турции на региональном уровне в актив «Афганистан».

Россия также имеет переговорную площадку с представителями ведущих стран ЕС (Германией и Францией), в которой нет американского присутствия:

  • под угрозой нарушения стабильности – в активе «Украина» (Нормандский формат).

Можно сказать, что Россия имеет всего две отдельные площадки только с США и отдельно– только с ЕС:

  • с США в активе «Стратегическая стабильность»,
  • с ЕС в активе «Украина».

 

Одна из основных задач РФ – преодоление консолидированной позиции Запада, поэтому Москве крайне важно иметь отдельные площадки для переговоров с США и с ЕС для возможного оказания влияния на представителей этих стран для недопущения сближения их позиций по различным вопросам международной повестки.

И если площадка с США в активе «Стратегическая стабильность» гарантирует в некоторой степени стабильность в ближайшие 5 лет (срок, на который был продлен ДСНВ-3) даже при минимальной вовлеченности участников, то площадка с ЕС в активе «Украина» подвержена высокой степени риска ее потери для России как и из-за возможности денонсации Минских договоренностей со стороны Украины, что соответственно повлечет за собой закрытие площадки «Нормандского формата», так и из-за возможности подключения к данной площадке других весомых игроков по инициативе Украины, таких как США, Великобритания и т.д.

Также надо отметить, что при денонсации минских соглашений Украина может переключить свои усилия по урегулированию конфликта на альтернативную площадку («Крымская платформа») с широким представительством участников коллективного Запада, а у России нет такой альтернативы (другой отдельной площадки с европейцами).

 

Поэтому Российская Федерация будет прикладывать максимальные усилия для того, чтобы заморозить украинский конфликт на своих условиях, чтобы сохранить для себя площадку «Нормандского формата» в нынешнем виде и составе, добиваясь в том числе и возможного расширения своей зоны влияния в Украине (план максимум), более широкой чем ОРДЛО (план минимум), требуя от вовлеченных на данный момент участников (США, Украина, Германия, Франция, ЕС, НАТО) гарантий соблюдения интересов Москвы.

 

Среди таких условий (интересов) Кремля могут быть предположительно:

  • Гарантированная возможность закончить строительство «Северного потока 2» (речь уже не об эксплуатационных возможностях, а о символичности сдачи данного объекта, как победы РФ в противостоянии с США);
  • Гарантии о невступлении Украины в НАТО и ЕС в ближайшем будущем (от краткосрочного периода до 20 лет);
  • Гарантии на не размещение на территории Украины иностранных военных баз, возможное сокращение помощи Украине в части военного вооружение и т.п.;
  • Снижение активности нерегиональных игроков в Черноморском регионе;
  • Сохранение в нынешнем виде Минских соглашений, площадки Нормандского формата и состава его участников;
  • Мораторий на введение новых санкций против РФ по украинскому конфликту (и возможно — Крыму);
  • Мораторий на дальнейшие обвинения России по украинскому вопросу (разделение и закрепление зон влияния в Украине);
  • Создание гарантированного механизма не возобновления военного силового противостояния Украины с ОРДЛО в любой форме (отказ украинской армии от вооруженных действий);
  • Гарантии безопасности российских граждан в ОРДЛО;
  • Уменьшение или снятие давления с В.Медведчука и его соратников в Украине (представителей пророссийских сил).

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *