Обзор итогов саммита Дж. Байдена – В. Путина (от 16.06.21)

Автор: Тимошенко Н.

 

Вступление.
Освещение обсуждаемых вопросов с двух сторон:
1. Оценка встречи. Главные задачи саммита.
2. Изменение приоритетов сторон и используемых в переговорах активов:
• стратстабильность,
• кибербезопасность,
• обмен заключенными.
3. Инструменты баланса и контроля:
• Попытка преодоление дипломатической изоляции;
• Повышение ликвидности актива «Арктика»;
• Предложения в актив «региональные конфликты» (региональная безопасность);
4. Вопросы разногласий и противостояний: Украина и базовые демократические ценности
• Перспективы Украины.
• Демократические ценности и автократия: права человека в РФ, свобода слова;
• Несистемная оппозиция России (в т.ч. Навальный);
Выводы.

 


 

 

Первая личная встреча лидеров России и США прошла 16 июня 2021 года на вилле Ла Гранж в Женеве.

 

Состав участников: обе стороны имели расширенный состав участников[1] для обсуждения вопросов на этом саммите.

Американская сторона:

  • госсекретарь Энтони Блинкен,
  • замгоссекретаря по политическим вопросам Виктория Нуланд,
  • посол в России Джон Салливан,
  • старший директор по России Совета национальной безопасности Эрик Грин
  • помощник президента по нацбезопасности Джейк Салливан.

Российская сторона:

  • помощник президента Юрий Ушаков,
  • министр иностранных дел Сергей Лавров,
  • пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков,
  • посол в США Анатолий Антонов,
  • начальник Генштаба Валерий Герасимов
  • замглавы МИД Сергей Рябков.
  • замглавы администрации президента Дмитрий Козак
  • спецпредставитель президента по Сирии Александр Лаврентьев

 

 

Единственным документом, согласованным по итогам саммита, стало лаконичное совместное заявление с обещанием в ближайшее время запустить «предметный и энергичный» диалог по стратегической стабильности.

Процесс переговоров[2]:

Переговоры президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена в узком и расширенном составе продлились в общей сложности 3,5 часа (с перерывом).

Встреча в узком формате началась около 14:30 по московскому времени. Переговоры в узком составе продолжались почти два часа (планировалось – час). Расширенные переговоры состояли из одной сессии, а не двух, как планировалось изначально. Расширенная двухсторонняя встреча завершилась в 18:05 (мск).

Пресс-конференции[3]:

По окончанию саммита сначала выступил В. Путин, который примерно час отвечал на вопросы российских и иностранных журналистов. Дж. Байден — уже на открытом воздухе — говорил около получаса, отвечая на вопросы западных корреспондентов. Затем президент США еще раз пообщался с прессой у трапа своего самолета.

Освещение обсуждаемых вопросов с двух сторон

 

Изучая освещение сторонами различных вопросов после встречи можно сказать, что на саммите стороны скорее получили представление о намерениях друг друга (прояснение намерений и замер возможностей) нежели пришли к каким-то серьезным договоренностям.

Рассмотрим более подробно какие же намерения и возможности стороны демонстрировали друг другу и к каким выводам пришли.

 

1.      Оценка встречи. Главные задачи саммита.

 

Главные задачи саммита в принципе были выполнены – это:

— определение сфер возможного сотрудничества;

— четкое обозначение сфер конфронтации с возможным понижением градуса противостояния;

— обозначение приоритетов сторон.

Вопрос (тема, актив)

РФ (Путин)

США (Байден)

 

 

 

 

 

Оценка встречи

«С обеих сторон было проявлено желание искать сближение позиций»[4] «Целью саммита было определить сферы, по которым обе страны могут работать, чтобы продвигать общие интересы и «нести пользу миру», при этом общаться напрямую и четко обозначать свои приоритеты и ценности».[5]
«Разговор был конструктивным, не было никакой враждебности, никакого давления не испытывали, говорили без лишних дипломатических отклонений от заданных тем»[6] «Тон всей встречи… был хорошим, позитивным. Не было никаких резких действий, угроз не было»[7]
Путин заявил, что его устроили объяснения президента США Джо Байдена после резких высказываний[i] в его адрес[8] «Личную встречу между лидерами заменить ничем нельзя»[9]
«Президент Байден не приглашал меня в гости, я пока тоже не сделал такого предложения, для таких визитов должны созреть условия»[10]

Не имел и не имеет никаких иллюзий после встречи с президентом США Джо Байденом.[11]

Поводов для исключения США из российского списка «недружественных» стран пока нет[12]

«По решениям, которые мы примем или не примем, мы узнаем, получили ли мы какие-то результаты. Мы это узнаем через шесть месяцев — сможем ли вместе работать, сможем ли улаживать вместе проблемы, начиная с освобождения наших американцев из заключения и других [проблем], таких как кибербезопасность»[13]

Для США:

  • союзники США были крайне заинтересованы в возможности налаживаний хотя бы минимальных стабильных (не агрессивных) отношений с РФ с помощью Штатов. Своего рода – нейтрализация агрессии РФ на некоторое время для выработки консолидированной позиции как ЕС с США (в том числе и по РФ и Китаю), так и ЕС с РФ.

 

Для России:

  • Москва так же была заинтересована во встрече для понижения острой фазы конфронтации для передышки (возможной заморозки активов) и дальнейшего перераспределения своих приоритетов и перегруппировки сил и балансов.

 

2.  Изменение приоритетов сторон и используемых в переговорах активов.

 

Изменение приоритетов.

Говоря ранее о своих «красных линиях», изначально Россия планировала использовать в переговорном процессе свой актив «региональные конфликты» (региональная безопасность). Например, Москва это четко продемонстрировала усилением военного присутствия вокруг границ Украины (с угрозой возможного военного вторжения) с одновременным проведением военных учений «Умка» в Арктике.

Но на пороге новой «холодной войны» с консолидировавшимся коллективным Западом, РФ пришлось пересмотреть пути достижения своих целей.

Напомним, что накануне прошли несколько саммитов (G-7, НАТО, США-ЕС), которые показали достаточную решительность и сплоченность стран-участниц перед лицом угроз, одной из которых видится Россия, а также был очерчен достаточно четкий круг вероятных последствий дальнейшего деструктивного поведения России, у которой к тому же весьма непростые отношения (в том числе и в борьбе за зоны влияния) с другим соперником Запада – Китаем.

 

Вопрос (тема, актив)

РФ (Путин)

США (Байден)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красные линии, политика Кремля

«В целом нам понятно, о чем говорят наши американские партнеры, им понятно, о чем мы говорим, когда речь ведем о «красных линиях»[14]»

«По вопросам о «красных линиях» лидеры стран не дошли так далеко, чтобы что-то делить».

«Россия не должна диктовать миру. Они не могут диктовать, что происходит в мире. Есть другие важные государства, США являются одним из таких[15] США стремятся сохранить статус «ведущей, самой мощной и демократической страны»[16]

«США и их союзников едины во мнении о необходимости защиты мирового порядка на нормативных основах»[17]

«Если на Западе считают, что политика РФ непредсказуема, то это не значит, что так оно и есть»

«Все действия с ухудшением отношений со Штатами инициировались не Россией».[18]

«Отношения с Россией должны быть предсказуемыми и стабильными[19]»

«Появились подлинные перспективы для того, чтобы мы значительно улучшили отношения между нашими двумя странами, не поступившись при этом ничем основанным на наших принципах и ценностях»[20]

«РФ в рамках внешней политики ведет себя адекватно возникающим для нее угрозам, а РФ и США нужно договариваться о правилах поведения в международных делах.[21] — это и стратстабильность, и это и кибербезопасность, это решение вопросов, связанных с региональными конфликтами». «Новая холодная война не в интересах Вашингтона и Москвы».[22]

«Россия пытается остаться релевантной в мире, находясь при этом в сложной ситуации. Россия в очень сложной ситуации. Их давит Китай. Они отчаянно пытаются остаться мировой державой»[23]

 

«В ближайшее время Россия и США намерены начать консультации по кибербезопасности, обмену заключенными и контролю над вооружениями»[24] «Мы узнаем в течение следующих шести — двенадцати месяцев, есть ли у нас подлинный диалог по стратегической стабильности, сделали ли мы все в вопросе освобождения заключенных, узнаем, есть ли договоренности по кибербезопасности, которые помогут наведению порядка»

 

Как видим, актив «заложников» (обмен заключенными) по ликвидности превысил актив «региональные конфликты» — это не столько последствие изменений приоритетов РФ, сколько стремление США к улучшению отношений с Москвой без уступок по своим критичным ценностям.

Таким образом на повестку дня для совместной реализации сторонами (США и РФ) вышли три вопроса: стратстабильность, кибербезопасность, обмен заключенными.

Поэтому забегая немного вперед можно сказать о том, что вопрос Украины будет отложен как минимум на полгода – год, пока не станет ясно как продвигаются в реализации с РФ вот эти три вопроса.

 

Стратстабильность.

Нужно понимать, что вопрос стратстабильности имеет первостепенное значение для союзников США в Европе и от его продвижения зависит создание «коалиции демократии» и развитие проекта B3W в противовес Китаю (и РФ).

Еще одна ремарка по поводу сроков реализации нынешних договоренностей и связи с «коалицией демократии» — ранее Байден не раз анонсировал саммит стран демократий в аккурат на конец 2021 года, что совпадает со сроками возможной реализации намеченных мероприятий (договоренностей) с РФ.

Если Россия их выполнит, это будет «плюс» в возможностях Америки удовлетворения желаний потенциальных союзников в такой коалиции (на расстановку сил это не повлияет), а если Москва их не выполнит – это опять же будет «плюс» Вашингтону, который приложил максимум усилий в реализации пожеланий союзников, и лишний раз подчеркнет недоговороспособность Кремля, что по идее еще крепче должно сплотить ряды «коалиции демократии» против стран с авторитарным режимом.

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

 

 

Стратегическая стабильность

ЛИДЕРЫ РФ И США ПРИНЯЛИ СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ[ii].

Лидеры двух стран анонсировали запуск комплексного диалога по стратегической стабильности, который должен заложить основу будущего контроля над вооружениями.

«Странам необходимо работать вместе над механизмом, который поможет контролировать новые системы вооружений, которые сокращают время реагирования.[25] наши военные эксперты и дипломаты вместе будут работать в механизме».
«У нас есть соглашение работать над крупным соглашением в области контроля над вооружениями»[26]

 

Главное достижение в данном активе было сформулировано в совместном заявлении по стратегической стабильности. Формулировка «запуск комплексного диалога» подразумевает под собой формулировку «договорились договариваться» — т.е. это пока заявление о намерении, подтвержденное обоими сторонами. Будет ли это намерение реализовано и в какие сроки – пока не известно, но озвучен дедлайн от 6 до 12 месяцев.

Наиболее заинтересованная сторона в реализации – союзники США (страны ЕС).

Заинтересованность Америки заключается в возможности создания нового договора с учетом дополнительны требований по включению в него более широкого спектра вооружений и подключению в договор новых игроков (в первую очередь – Китая).

Заинтересованность России – сохранение (или возможная модернизация) двустороннего договора (США-РФ), что гарантировало бы России место в «высшей лиге» (статус «супердержавы» с опциями зон влияния – независимого отдельного полюса).

 

Кибербезопасность.

В данном вопросе в контексте нужно помнить об итогах саммита НАТО по вопросу кибербезопасности в том числе и о декларировании тезиса о том, что 5 статья устава НАТО может быть использована и при угрозах в киберпространстве (в случае необходимости альянс намерен принимать решение о применении статьи 5 Устава НАТО в ответ на кибератаки в индивидуальном порядке).

Для более успешной реализации противостояния с соперниками, представителями автократий (РФ, Китай, Иран, КНДР и др.) в киберпространстве,  необходима выработка «правил игры», так, еще 10 июня Байден высказался за установление общих норм поведения и технологий в киберпространстве[27], а американский сенатор-республиканец Марко Рубио намерен вскоре представить законопроект, направленный на борьбу с киберпреступностью, направленный против РФ в том числе (проект направлен против правительств других стран, которые сознательно предоставляют убежища киберпреступникам)[28].

Это в том числе может грозить России дополнительными и очень серьёзные санкциями в будущем.

Поэтому Байден не лукавил, когда говорил о том, что вопрос кибератак касается взаимных с Россией интересов.

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

 

 

 

 

Кибербезопасность

«По поводу того, кто на себя должен брать какие обязательства — наибольшее количество кибератак в мире совершается из США, России в списке стран -«лидеров» нет»[29] «Вопрос кибератак касается взаимных с Россией интересов»[30]

Не говорил с Путиным о каком-либо военном ответе США на кибератаки

«Россия и США начнут консультации по кибербезопасности. Россия и раньше предоставляла всю информацию по запросам США о кибератаках, однако сама вообще не получает ответов на свои запросы от американских спецслужб». «США и Россия дадут поручение группам экспертов рассмотреть конкретные случаи кибератак, которые имели место в обеих странах, и разработать четкие принципы неприемлемого поведения в киберпространстве».[31]

 

Передал Путину список из 16 организаций критической инфраструктуры, атаки на которые в США считают неприемлемыми, ожидается, что РФ гарантирует как со стороны государства, так и действующих на его территории преступных группировок, что такие объекты не будут подвергаться кибератакам.[32]

 

 

С другой стороны, выработка каких-то общих правил в киберсфере может помочь РФ в дальнейшем не столько обезопасить себя, сколько изучить их и выработать методы обхода этих правил, чтобы избежать обвинений и наказаний за неправомочные действия, в дальнейшем использовании которых, к сожалению, со стороны России сомневаться не приходится.

По итогам саммита американской стороной также было объявлено и о том, что российской стороне был передан список из 16 организаций критической инфраструктуры, атаки на которые в США считают неприемлемыми.

 

Обмен осужденными

Изначально разница в позициях сторон в данном активе (обмен осужденными) была в том, что Штаты были заинтересованы в освобождении и возвращении своих граждан в США (считают незаконными обвинения в их сторону), Россия же заинтересована именно в обмене заключенными (поэтому и «набирала заложников»).

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

Обмен осужденными

«Госдеп США и МИД РФ поработают над вопросом об обмене осужденными»[33] Призвал Россию отпустить основателя инвестиционного фонда Baring Vostok американца Майкла Калви. Байден обсудили ситуацию вокруг Тревора Рида и Пола Уилана[34]

 

На данном этапе один из трех ключевых вопросов, который должен быть реализован после встречи в течение ближайшего времени (полгода-год).

Реализация в большей степени зависит от российской стороны и от того, на каких условиях и кого именно она потребует в обмен на американских заложников, поэтому видимо и связали заложников в один пакет вместе с стратстабильностью и кибербезопасностью, исключив из договоренностей актив «региональных конфликтов», на который ранее рассчитывала Москва. Заложники на данном этапе отношений РФ и США оказались более ценным активом.

 

3.    Инструменты баланса и контроля:

 

Преодоление дипломатической изоляции РФ в США.

Преодоление дипломатической изоляции — это главный по приоритетности вопрос для России, на него было затрачено значительное количество усилий России.

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

Дипломатические осложнения[iii]

«Послы двух стран вернуться к своей работе»[35] Договорились о важности возвращения наших послов
«Министерство иностранных дел Российской Федерации и Госдеп США начнут консультации по всему комплексу взаимодействия на дипломатическом треке»[36] «США и Россия договорились изучить вызовы в работе дипломатических представительств», — высокопоставленный представитель администрации США[37]

 

Из достигнутого – анонсировано возвращение послов.

Из намерений – американская сторона сделала вид что пошла на уступку, обличив это в очередную формулировку «договорились изучать вызовы» — консультации.

США смогут, как и ранее, использовать данный актив как инструмент контроля за выполнением Россией взятых обязательств по другим активам – активизируя или сворачивая консультации по данному вопросу под различными предлогами.

 

Повышение ликвидности актива «Арктика»

Для РФ может получит новое развитие актив «Арктика», в котором Москва постарается занять более сильную позицию, что соответственно приведет ее к увеличению вкладываемых в этот актив своих ресурсов.

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

 

 

 

Арктика

«Обсуждали сотрудничестве в Арктике»[38]

О милитаризации Арктики — «нет ни одной проблемы, которую РФ и США не смогли бы решить вместе со странами-членами Северного Совета.[39] Россия восстанавливает сейчас в Арктике созданную в советское время, но позднее утраченную инфраструктуру — «и военную, и пограничную, и, чего там не было, инфраструктуру, связанную с охраной природы».

Имеют одни и те же заявленные цели в Арктике, но расходятся в понимании вопроса милитаризации региона[40]

Четко дали понять, что стремимся сохранить Арктику в качестве региона для мирного сотрудничества.

РФ создает там базу МЧС, что позволит при необходимости спасать людей в море. Отдельная тема — это Северный морской путь.

«Сделать так, чтобы там было подлинное понимание правил движения судов, которое становится все более интенсивным».

 

Американская сторона на данном этапе внешне поддерживает такой сценарий, вовлекая Россию во взаимодействие, вероятно в том числе и для переключения внимания России от других активов для снижения конфронтации Москвы в них, сохраняя контроль в этом активе (по типу «направить энергию и ресурсы России в более мирное русло для возможности стабилизации отношений»).

Если американская сторона надеется на изменение сценария поведения РФ в данном активе – она заблуждается, РФ не изменит своего привычного (агрессивного) сценария, но как переключение России на сложный и ресурсно-затратный участок – вполне рентабельно, особенно если РФ будет уверена в заблуждении, что здесь она «сможет всех переиграть».

 

Предложения в активе «региональные конфликты» (региональная безопасность);

Ранее актив «региональные конфликты» Россия хотела использовать более активно для продвижения своих интересов.

Но произошли изменения, которые видимо связаны с озвучиванием новых приоритетов сторон, в первую очередь – американских, как было заявлено цель США сводилась к тому, чтобы попытаться улучшить взаимоотношения с РФ без уступок по своим критичным ценностям.

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

 

 

 

 

Региональные конфликты

Сирия: обсудили Сирию и гуманитарный доступ — необходимости сохранять и вновь открывать гуманитарные коридоры в Сирии[41]. Сирия представляет важность для США[42]: «Если и будет дальнейшее сотрудничество по Сирии, в первую очередь, мы должны увидеть продолжение работы гуманитарных коридоров«, — высокопоставленный представитель администрации США.

Путин и Байден в Женеве не пришли к каким-либо договоренностям о гуманитарном доступе в Сирии[43]

Беларусь: обсудил Белоруссию. «Я поделился нашими обеспокоенностями. Путин не спорил с тем, что произошло, а сказал, что есть разные взгляды на то, что нужно с этим делать».[44]
Афганистан. «Обсудил как предотвратить подъем терроризма в Афганистане. Путин пообещал помогать поддерживать безопасность в Афганистане, он указал, что он готов помогать в Афганистане»[45]
Иран: договорились о совместной работе по Ирану и в вопросе неполучения этой страной ядерного оружия.[46] «Он (Путин) указал, что готов помочь … по Ирану».

 

После саммита были озвучены такие затрагиваемые в переговорах вопросы, по которым стороны не пришли к договоренностям или такие договоренности еще не озвучивались вслух:

Сирия (США подчеркнули и свою заинтересованность, но на своих условиях, тогда как ранее Россия ставила свою позицию по Сирии в приоритете и невозможности компромиссов по ней) – договоренностей пока не достигнуто;

Афганистан – пока заявлено о готовности РФ в оказании помощи, но не указано на каких условиях;

Иран – заявлено о возможной готовности России в оказании помощи, так же прозвучал тезис о договоренности совместной работы по Ирану, но без конкретики;

Беларусь – стороны зафиксировали различие оценок и пока разошлись во взглядах о последующих действиях.

 

Т.е. можно предположить, что для использования своего влияния в активах «региональных конфликтов» для России «время еще не пришло», или ее влияние не имеет критического значения для сегодняшних интересов американской стороны.

Так же стоит отметить, что после саммита не было сделано никаких заявлений по Ливии, КНДР, Карабаху, хотя до этого российская сторона достаточно активно продвигала на саммит повестку и по этим активам.

 

4.    Вопросы разногласий и противостояний: Украина и базовые демократические ценности

 

Перспективы Украины.

Украина стремиться присоединиться к ЕС и вступить в НАТО – примкнуть к союзам стран с демократическим устройством и мировоззрением. Россия же считает Украину – зоной своего влиянии на основании того, что Украина находится в зоне постсоветского пространства и любые действия Украины в сторону демократического лагеря вызывают у РФ раздражение и агрессию, вплоть до военной.

Поэтому позиция Москвы по Украине, на пресс-конференции после саммита была очень подробно обрисована Путиным. В этой позиции Путин обвиняет коллективный Запад в поддержке т.н. «госпереворота» в Украине, который, по его словам, и вынудил Россию к аннексии Крыма и оккупации Востока Украины (ОРДЛО).

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

 

 

 

 

 

 

 

Украина

«У РФ обязательство только одно[47]: способствовать реализации Минских соглашений. Если украинская сторона готова к этому, мы пойдем по этому пути, без всякого сомнения. (предложения Украины) ничего общего не имеет с Минскими соглашениями». «Сообщил о неизменной приверженности США суверенитету и территориальной целостности Украины. Мы договорились, что будем добиваться дипломатии, поддерживать Минские соглашения». [48]

«Обсуждали, есть ли возможности сдвинуть урегулирование украинского кризиса с мертвой точки»[49]

«Россия проводит военные учения на своей территории, так же, как и США, но не «подтаскивает» свою технику к американским границам. К сожалению, наши американские партнеры делают это прямо сейчас. Поэтому озабоченности должны быть не у американской стороны по этому поводу, а у российской»[50]
«Сложно говорить о «стабильности» внешней политики Запада, поддержавшего госпереворот на Украине, который привел к известным последствиям -и юго-восток, и Крым затем» [51] «У нас имеются явные и значительные разногласия, начиная с Украины»[52]

 

Американская сторона неоднократно подчеркивала, что по Украине у нее с РФ значительные и серьезные разногласия, зафиксировав и в этот раз свою позицию как приверженность Америки суверенитету и территориальной целостности Украины.

Как уже говорилось выше (в разделе приоритетов) – по всей видимости украинский вопрос будет заморожен (полгода-год) – на данный момент это в интересах обоих сторон саммита:

и США

  • (связано с формированием коалиции демократии, для которой необходимы решения вопросов: стратстабильности, кибербезопасности и обмена заключенными, для реализации или нереализации которых нужно выждать время);

и РФ

  • (связано с дальнейшими попытками убедить коллективный Запада в том, что Украина должна остаться в зоне влияния России (саммит ядерной пятерки и т.д.), а также Украина сейчас является «болевой точкой», через которую Россия может привлекать внимание или шантажировать коллективный Запад, и т.д.)

Поэтому, американская сторона после саммита очень лаконично обрисовала будущее продвижение в украинском вопросе – «добиваться дипломатии, поддерживать Минские соглашения» — т.е. фактически пока «заморозка», но временная и, надеюсь, без ухудшения позиций Украины.

 

Демократические ценности и автократия: права человека в РФ, свобода слова и тд.

Как ни раз уже подчеркивалось ранее, основные претензии сторон (РФ и США) лежат в плоскости взглядов на построение мироустройства, а также приоритетности системы ценностей (демократических ценностей) над ситуативными интересами.

Американская сторона продолжает консолидировать вокруг себя союзников и партнеров через защиту и продвижение демократических ценностей, в основе которых лежат фундаментальные права человека, свободы слова и т.д.

Российская же сторона продолжает утверждать, что все претензии коллективного Запада по поводу нарушения этих ценностей и фундаментальных прав внутри России – всего лишь придирки Запада, истинной целью которых является разрушение российской власти и государственности.

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

 

Права человека и свобода слова 

По правам человека. «Послушайте меня, Гуантанамо до сих пор работает, вообще не соответствует ничему — ни международному праву, ни американским законам, ничему. в американских тюрьмах, в том числе в Европе, применялись пытки, а так права человека не защищают»[53] «Я очень четко сказал президенту Путину, что мы будем поднимать вопросы о фундаментальных правах человека, потому что это является нашей основой, это является самоочевидным[54], потому что это одна из их основополагающих ценностей»
Путин, комментируя появление в США движения Black Lives Matter, заявил, что Россия сочувствует народу США, но не хочет, чтобы подобное происходило на ее территории, и не допустит этого.[55]
«У нас всего-то два таких средства массовой информации, которые работают на зарубежную аудиторию: Russia Today и Sputnik, — до этого американская сторона объявила их ионогенами у себя, лишила аккредитации. И только то, что мы сделали, сделали в ответ: американские средства массовой информации не выполняют до конца требования российского закона» Байден поставил вопрос о работе признанного иноагентом «Радио Свобода» в России.[56]
«Russia Today выполняет все требования американского регулятора и закона, соответствующим образом там регистрируется и так далее и так далее»[57]

 

Россия декларирует, что не признает и не будет далее признавать обвинения коллективного Запада в недемократичности процессов внутри своей страны, потому что у России свой, особенный путь. Этот «особенный» путь и был классифицирован в США как «автократия». К странам в авторитарным режимом управления относят Россию, Китай, КНДР, Иран и т.д.

Но РФ упорно продолжает требовать признания права на свою собственную трактовку понятия «демократия». Так, на пресс-конференции Путиным были подняты некоторые вопросы по нарушениям прав человека в демократическом лагере (тюрьма Гуантанамо), ущемлении свободы слов — российских средств массовой информации в США (Russia Today и Sputnik), это по мнению лидера России вполне может оправдать действия Кремля в сторону ущемления, например, «Радио Свободы» в РФ и т.д. и т.п.

 

Несистемная оппозиция России (в т.ч. Навальный)

В свете обвинений со стороны стран демократического лагеря в сторону России, как страны с авторитарным режимом (автократией), очень много времени Путин на пресс-конференции после саммита уделил также внутренней повестке дня России – отношению власти РФ к несистемной оппозиции.

 

Вопрос (тема, актив) Путин (РФ) Байден (США)
 

 

Навальный

(несистемная оппозиция)

Считает, что блогер Алексей Навальный[iv], который знал, что объявлен в РФ в розыск, сознательно шел на то, чтобы быть задержанным[58] «Последствия возможной смерти блогера Алексея Навального могли бы быть для России «разрушительными«[59]
«США объявили Россию своим противником и врагом еще в 2017 году и решили поддерживать политические организации в РФ[60]. В законодательство США внесены положения о том, что США должны поддерживать правила и порядок демократического управления в нашей стране и поддерживать политические организации» «Моя повестка не направлена против России или кого-либо другого. Она направлена на американский народ».[61]

«Путин по-прежнему считает, что мы хотим его сместить, но не думаю, что это вера является его движущей силой»[62]

О преследовании оппозиции в РФ Путин напомнил, что в США после захвата Капитолия сторонниками проигравшего на выборах президента, было арестовано порядка 400 человек[v] «Это нелепое сравнение (речь идет о сравнении Путиным протестов в России и захвата Капитолия в США). С одной стороны, преступники вламываются в Капитолий, убивают офицера, а здесь люди, которые выступают с защитой своих прав»[63]
О «Фонде борьбы с коррупцией[vi]» — «Объявление иноагентом не прекращает деятельность, работа не запрещена. Если организация имеет экстремистский характер, то это другая история»[64].
«Россия должна с настороженностью относиться к внесистемной оппозиции и организациям, которые способствуют реализации политики США на российском направлении, но все действия будут проводиться в соответствии с законодательством РФ»[65]

 

Основные месседжи (если обобщить) сводились к тому, что «несистемная оппозиция в России финансируется Западом и совершает различные противозаконные провокации с целью свержения успешной и законной власти и погружению России в хаос», но у врагов РФ (по версии Путина, США объявила Россию врагом и противником в 2017 году, решив на законодательном уровне поддержать политические организации в РФ) – ничего не получится, потому что власть будет бороться с такими недружескими проявлениями коллективного Запада, «прикрывающегося демократическими лозунгами про ценности», действиями, соответствующими законодательству РФ, которое также критикуется на Западе за свою непрозрачность и не соответствие демократическим стандартам.

Американская сторона в этот раз обошлась достаточно жёсткими заявлениями о судьбе А. Навального, последствия смерти которого могут быть для России «разрушительными». Также несколько раз Байденом был повторен тезис о том, что его повестка не направлена против России, а направлена на американский народ, и защита фундаментальных прав человека всегда будет в приоритете Америки.

 

Можно констатировать что по вопросам защиты и отстаивания демократических ценностей и противостояния в этом активе, стороны остались каждая на свой прежней твердой позиции.

 

Вывод.

 

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что стороны получили общее представление о намерениях друг друга (прояснение намерений и замер возможностей).

 

Говоря о выполнении главных задач саммита можно выделить, что в блоке «определение сфер возможного сотрудничества» стороны (США и РФ) вышли на попытку реализовать три вопроса: стратстабильность, кибербезопасность, обмен заключенными.

Изменение приоритетов в «сфере возможного сотрудничества» (с исключением конкретных решений по вопросам региональной безопасности (в т.ч. Украины)) — произошёл не столько из-за изменений приоритетов РФ, сколько по инициативе США в реализацию их ключевого принципа — «улучшение отношений с Москвой без уступок по своим критичным ценностям».

Американцам нужно время (полгода – год) для формирования коалиции демократии, после чего с Москвой можно будет разговаривать более твердо, представляя не только собственную позицию, но и от имени своих союзников, будучи уже в статусе лидера коалиции демократии, что значительно усилит позиции представителей коллективного Запада против стран автократии.

 

С точки зрения решения украинского вопроса в свете новых реалий, то, по всей видимости, он будет пока заморожен (на полгода-год) до достижения промежуточных результатов сторонами (США и РФ) по итогам саммита, а также до создания (или не создания) коалиции демократии, которая будет вырабатывать консолидированные решения уже по каждому вопросу повестки дня, в том числе и в первую очередь в вопросах противостояния коллективного Запада с Россией.

В числе вопросов этого противостояния как раз и входит украинский вопрос. И возможно предположить, что если у коллективного Запада появится общая платформа и общая консолидированная позиция (например, на основе коалиции демократии), то и по украинскому вопросу в будущем с такой консолидированной позицией можно ожидать позитивные (для Украины) сдвиги, поддержку и решения.

 

 

 

 

 

[1] https://ria.ru/20210616/sammit-1737226073.html

[2] https://ria.ru/20210616/vstrecha-1737281071.html

[3] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11671483

[4] https://ria.ru/20210616/putin-1737290124.html

[5] https://radiosputnik.ria.ru/20210616/bayden-1737317295.html

[6] https://ria.ru/20210616/peregovory-1737298413.html

[7] https://ria.ru/20210616/vstrecha-1737309195.html

[8] https://ria.ru/20210616/putin-1737292690.html

[9] https://ria.ru/20210616/bayden-1737307269.html

[10] https://ria.ru/20210616/putin-1737296765.html

[11] https://ria.ru/20210616/illyuzii-1737297110.html

[12] https://ria.ru/20210616/ssha-1737323350.html

[13] https://www.rbc.ru/politics/16/06/2021/60ca37f59a79471bb2b26832

[14] https://ria.ru/20210616/linii-1737295200.html

[15] https://ria.ru/20210616/bayden-1737309726.html

[16] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11671323

[17] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11672171

[18] https://ria.ru/20210616/putin-1737303811.html

[19] https://ria.ru/20210616/bayden-1737307269.html

[20] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11670087

[21] https://ria.ru/20210616/putin-1737299253.html

[22] https://ria.ru/20210616/voyna-1737310692.html

[23] https://ria.ru/20210616/bayden-1737324059.html

[24] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11664377

[25] https://ria.ru/20210616/vooruzhenie-1737307768.html

[26] https://ria.ru/20210616/soglashenie-1737316015.html

[27] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11613597

[28] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11657953

[29] https://ria.ru/20210616/kiberataki-1737290687.html

[30] https://ria.ru/20210616/kiberataki-1737308518.html

[31] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11670853

[32] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11672427

[33] https://ria.ru/20210616/obmen-1737296226.html

[34] https://ria.ru/20210616/kalvi-1737309994.html

[35] https://ria.ru/20210616/posly-1737287892.html

[36] https://ria.ru/20210616/putin-1737290124.html

[37] https://ria.ru/20210617/dippredstavitelstva-1737335054.html

[38] https://ria.ru/20210616/putin-1737287305.html

[39] https://ria.ru/20210616/putin-1737297224.html

[40] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11672171

[41] https://ria.ru/20210616/siriya-1737308127.html

[42] https://ria.ru/20210617/siriiya-1737335764.html

[43] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11672171

[44] https://ria.ru/20210616/belorussiya-1737308650.html

[45] https://ria.ru/20210616/afganistan-1737313870.html

[46] https://ria.ru/20210616/iran-1737320889.html

[47] https://ria.ru/20210616/obyazatelstvo-1737290282.html

[48] https://radiosputnik.ria.ru/20210616/bayden-1737317295.html

[49] https://ria.ru/20210617/ukraina-1737335457.html

[50] https://ria.ru/20210616/ucheniya-1737294040.html

[51] https://ria.ru/20210616/ukraina-1737304805.html

[52] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11672437

[53] https://ria.ru/20210616/putin-1737293317.html

[54] https://www.kommersant.ru/doc/4858065

[55] https://ria.ru/20210616/blm-1737306992.html

[56] https://ria.ru/20210616/vstrecha-1737301031.html

[57] https://ria.ru/20210616/rt-1737297380.html

[58] https://ria.ru/20210616/navalnyy-1737291411.html

[59] https://ria.ru/20210616/bayden-1737307551.html

[60] https://ria.ru/20210616/protivnik-1737291574.html

[61] https://ria.ru/20210616/bayden-1737308817.html

[62] https://www.kommersant.ru/doc/4858065

[63] https://www.kommersant.ru/doc/4858065

[64] https://ria.ru/20210616/putin-1737295791.html

[65] https://ria.ru/20210616/oppozitsiya-1737305356.html

[i] Ранее Байден в интервью СМИ, утвердительно ответил на вопрос, считает ли он своего российского коллегу «убийцей». Он также сказал, что Путин «ответит» за якобы вмешательство в американские выборы. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки отказалась пояснить, были ли слова Байдена о Путине «метафорой». Она добавила, что президент США заявлял ранее, что «не будет сдерживаться» в выражении своей позиции ни в ходе прямых контактов с российским руководством, ни при публичных оценках. В свою очередь российский лидер прокомментировал слова Байдена, пожелав ему здоровья и напомнив, что оценивать других людей — все равно что смотреть в зеркало (кто как обзывается, тот так и называется).

[ii] Владимир Путин и Джо Байден выступили с совместным заявлением по итогам переговоров в Женеве. Оно посвящено вопросам стратегической стабильности. «Россия и США демонстрировали, что даже в периоды напряженности они способны добиться прогресса в реализации совместных целей по обеспечению предсказуемости в стратегической сфере, снижению рисков вооруженных конфликтов и угрозы ядерной войны», — говорится в документе. В качестве примера подобного подхода приводится недавнее продление Договора о СНВ. «Сегодня мы подтверждаем приверженность принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана», — указывается в совместном заявлении.

[iii] Посла России в США Анатолия Антонова в марте пригласили в Москву для консультаций. Это произошло после того, как американский президент Джо Байден в интервью телеканалу ABC News заявил, что российский лидер «заплатит за вмешательство в выборы». При этом глава Белого дома утвердительно ответил на вопрос, считает ли он Владимира Путина «убийцей». В середине апреля США ввели очередной пакета санкций против России. В рамках этих мер под ограничения попали .32 физических и юридических лица. Кроме того, Вашингтон объявил о высылке десяти сотрудников российской дипмиссии. Ответ Москвы включил как зеркальные, так и ассиметричные меры. В частности, десять американских дипломатов также объявили персонами нон грата. Кроме того, Россия начала процедуру денонсации соглашения о поездках сотрудников посольств и консульств за пределы мест их базирования, а также запретила россиянам и гражданам третьих стран устраиваться на работу в посольство или генконсульства США. Также Москва анонсировала прекращение деятельности фондов и НПО, подконтрольных Госдепу и другим американским госструктурам. Помимо этого, МИД России предложил послу СЩА Джону Салливану вернуться в Вашингтон для консультаций.

[iv] «Что касается нашей несистемной оппозиции и гражданина, которого вы упомянули. Первое — человек этот знал, что нарушает действующий в России закон. Он обязан был отмечаться как лицо дважды осужденное к условной мере наказания. Сознательно, хочу это подчеркнуть, игнорируя это требование закона, этот господин выехал за границу на лечение, его не требовали органы власти на регистрацию. Как только он вышел из больницы и разместил свои видеосюжеты в интернете, такое требование возникло», — заявил Путин. «Он не явился (на регистрацию после выписки из больницы в Германии — ред.), проигнорировал требование закона, его объявили в розыск. Зная об этом, он приехал (в Россию — ред.). Я исхожу из того, что он хотел, сознательно шел на то, что быть задержанным. Он сделал то, чего он хотел, поэтому о чем здесь можно говорить», — заявил Путин. В настоящее время Навальный находится в колонии — условный срок по делу о хищении средств у компании «Ив Роше» ему заменили реальным лишением свободы из-за нарушений режима условного осуждения.

[v] Шестого января группа поддерживающих бывшего президента США Дональда Трампа избирателей ворвалась в Капитолий, более 140 человек пострадали, пятеро погибли. В связи с инцидентом власти расследуют более 170 дел. Трампу объявили импичмент в контролируемой демократами палате представителей, но сенат, где демократов лишь половина, Трампа оправдал за недостаточностью голосов.

 

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *