Влияние «Стратегии Трампа» на регионы (публикация 24.05.2019)

(публикация 24.05.2019) Автор: Тимошенко Н.

 

Региональная стратегия в развитие на сегодняшний день (Декларация/Реализация):
• Ближний Восток.
• Африка.
• Южная и Центральная Азия.
• Индо-Тихоокеанский регион.
• Западное полушарие.
Основная цель региональной стратегии США заключается в создании и сопровождении «региональных коалиций» — «от мирового полицейского» к «мировому арбитру»:
• Суть стратегии.
• Сопровождение региональной коалиции (схема),
• Какие выводы можно сделать из доктрины Трампа в контексте интересов Украины.

 

 


Отсутствие в документе четкой региональной стратегии свидетельствует о том, что происходящие изменения масштабны и корректируются в развитии по месту событий.

Ближний Восток.

Декларация.

Одной из главных тем внешнеполитической доктрины стал «джихадистский террор» как основная причина нестабильности на Ближнем Востоке. «Израиль – не причина ближневосточных проблем, — написано в документе, определяющим официальную политику США.

Документ: На протяжении поколений противостояние между Израилем и палестинцами считался основой помехой миру и процветанию на Ближнем Востоке. Сейчас джихадистский террор и иранская угроза создали понимание того, что Израиль – не источник проблем в регионе. У различных стран возникли общие с Израилем интересы в борьбе с общими угрозами.

В документе говорится, что США остаются приверженцами «глобального мирного соглашения», которое будет приемлемо для обеих сторон – Израиля и палестинских арабов.

Трамп выступает за расширение сотрудничества между Израилем и нефтяными монархиями Персидского залива с целью противодействия иранскому экспансионизму. США рассматривают Саудовскую Аравию и Израиль как главные столпы для реализации своей региональной повестки дня.

Документ: Мы будем поощрять государства региона, в том числе Египет и Саудовскую Аравию продолжать модернизацию своей экономики. Мы будем играть роль катализатора позитивных изменений путем вовлечения в экономическую деятельность, оказания поддержки реформаторам и поддержки в проведении реформ, выгоды от открытых рынков и обществ.

В ближневосточном регионе США намереваются укреплять «долгосрочное стратегическое партнерство с Ираком как независимым государством, стремятся к окончанию гражданской войны в Сирии, чтобы позволить беженцам вернуться домой и начать заново жить в безопасности, работать с нашими партнерами во имя предотвращения иранской ядерной угрозы».

США отмечают, что их главные цели – это укрепление сотрудничества со странами Персидского залива.

Стратегия безопасности Трампа больше ориентирована на угрозы, поэтому центральной враждебной фигурой в документе является Иран. В документе перечислены «злонамеренные действия Ирана» в регионе, поскольку он расширяет свое влияние в Ираке и Сирии, используя прокси-группы, такие как «Хезболлах», которая боролась в поддержку правительства президента Сирии Башара Асада. США обязуются «работать с партнерами, чтобы нейтрализовать злокачественное влияние Ирана».

Документ гласит: «Иран – это ведущий спонсор терроризма в мире, воспользовался нестабильностью, чтобы расширить свое влияние с помощью партнеров и доверенных лиц, распространения оружия и финансирования. Он продолжает разрабатывать более способные баллистические ракеты и разведывательный потенциал, и она осуществляет вредоносную кибер-деятельность».

Центральной дестабилизирующей силой региона для США является Иран.

Реализация.

Заявлением о выходе сил США из Сирии (от 17.12.18) Америка добилась достижения промежуточных целей в выстраивании новой стратегии: США твердо заявили, что рассчитывают на то, что Россия выполнит свои обязательства по Сирии в рамках принятой ранее резолюции Совета Безопасности ООН под угрозой наложения дополнительных санкций со стороны США. Также американская сторона объявила о том, что продолжат добиваться урегулирования сирийского кризиса мирными и дипломатическими средствами. Сейчас процесс близится к завершению стадии создания конституционного комитета.

Суть новой стратегии США в Сирии: выйти за рамки регионального игрока. Основные противоречия и осложнения у оставшихся «региональных» игроков России, Сирии, Ирана, Турции усилились при достижении собственных целей, нейтрализовав их возможные негативные или агрессивные действия в рамках предыдущих договоренностей.

При анонсируемом выходе из Сирии США объявили о том, что выбрали более выгодную стратегическую позицию – Ирак, стараясь усилить там свое влияние. Так же американцы в этот период продолжили переговоры по выстраиванию «Ближневосточного стратегического союза» (Middle East Strategic Alliance, MESA)- «арабское НАТО» во главе с Саудовской Аравией, как антииранской коалиции с привлечением в нее Израиля.

К концу 2025 года Израиль планирует построить газопровод в Европу East med мощностью 20 млрд кубометров в год.  В добыче израильского газа активно участвует американский бизнес. Маршрут газопровода пройдёт только через страны-члены ЕС: Кипр, Крит, Греция, Италия. При планировании маршрута Израиль обошёл территорию Турции. В будущем США могут организовать через израильский трубопровод поставки в Европу из арабских стран.

Также американской стороной анонсирован «план века» по урегулированию израильско-палестинского конфликта, который уже якобы внесен на рассмотрение в ООН, но его подробности тщательно скрываются. По всей видимости можно предположить, что недавнее подписание декларации о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами, которое не нашло поддержки в международном пространстве – это старт к предметным переговорам в данном направлении.

Также как результат всех действий США все больше влияния на Сирию начинают оказывать региональные страны с антииранской позицией.

Что касается действий против Ирана, то они плавно идут по нарастающей. США анонсировали на май месяц принятие новых санкций против этой страны, а созданный ЕС механизм обхода санкций INSTEX для Ирана на деле оказался механизмом для бартерных сделок, что совершенно не устраивает сам Иран. Благодаря санкциям США и их дипломатическим усилиям объемы продажи нефти в Иране значительно снижаются.

Стратегия в реализации: обозначение террористической угрозы, определение центральной дестабилизирующей силы в регионе, развитие двусторонних отношений, разделение «союзников» и «партнеров», приглашение «союзников» в региональные коалиции, создание совместных с «союзниками» экономических проектов.

Африка.

Декларация.

В Стратегии отмечается, что Африка представляет собой потенциальные новые рынки для товаров и услуг США, спрос на которые высок и, вероятно, будет расти из-за стремления многих стран к реализации своих политических и экономических моделей. США будут предлагать американские товары и услуги, которые достаточно выгодны для стран Африки, кроме того, они будут служить альтернативой экономической деятельности Китая, часто оставляющей внушительный след на континенте.

Так же в документе подчеркивается, что ряд китайских стратегий подрывает долгосрочное развитие Африки, нарушая основы существования элит, доминирующих добывающих отраслей и погружая страны в неустойчивые и непрозрачные долги и обязательства.

США способны совершить «вторжение» в Африку в отношениях в сфере безопасности в «партнерстве» с правительствами, гражданским обществом и региональными организациями, чтобы «положить конец длительным конфликтам, что подразумевает использование стратегии региональных коалиций, в которых Америка гораздо более опытна, чем Китай.

США заявляют, что будут работать со странами, которые стремятся перейти от примитивного «приема» донорской помощи к полноценным партнерским отношениям, способствующим процветанию.

Опираясь на антитеррористические идеи, которые присутствуют на всей территории Африки в той или иной степени, США будут стремиться использовать свои военные преимущества для стабилизации этих государств в обмен на то, что они отойдут от Китая и/или заключат выгодные торговые сделки с США.

Документ:

  • Коррупция и слабое управление угрожают подорвать политические выгоды, которые должны появиться от новых экономических возможностей.
  • Многие африканские государства находятся на поля боя насильственного экстремизма и джихадистских террористов, ИГИЛ, Аль-Каиды, и их филиалов, находящихся на континенте.
  • Африканские страны и региональные организации продемонстрировали готовность противостоять этой угрозе против джихадистских террористических организаций, но их потенциал в области безопасности остается слабым.

Центральной дестабилизирующей силой региона являются террористические угрозы в том или ином проявлении, слабое государственное устройство стран из-за коррупции и сильное влияние Китая и России, в том числе экономическое и военное, поддерживающих такое устройство.

Реализация.

Интерес США на африканском континенте в первую очередь связан с арабскими странами Африки в свете интересов Америки на Ближнем Востоке и противостоянию региональной угрозы в лице Ирана. Особенный интерес вызывают страны, имеющие выход в море (или океан), упрощающие затраты на логистику, как военного, так и экономического характера, и позволяющие привлекать флот данных стран в оборонительные региональные союзы.

Перечень арабских стран в Африке: Алжир, Джибути, Египет, Западная Сахара, Ливия, Мавритания, Марокко, Коморские острова, Сомали, Тунис, Судан.

США объявили, что одним из ключевых элементов стратегии будет переход к адресному оказанию помощи африканским странам и повышение эффективности такой помощи при отказе от неэффективных трат. Также США больше не будут поддерживать неэффективные миротворческие миссии ООН и оказывать «помощь без разбора» странам Африки без учета приоритетов. Также американцы напоминают о том, что ими в ООН создается антииранская коалиция и приглашают страны Африки к участию в ней.

Стратегия в реализации: обозначение террористической угрозы, определение центральной дестабилизирующей силы в регионе, развитие двусторонних отношений, разделение «союзников» и «партнеров», приглашение «союзников» в региональные коалиции.

Южная и Центральная Азия.

Декларация.

Интересы США в регионе включают противодействие террористическим угрозам, которые влияют на безопасность США.

Регион обозначен как с более чем четвертью населения мира, в котором находится пятая часть всех террористических групп, включенных в перечень США, а также как регион с быстрорастущими экономиками. На территории региона располагаются две ядерные державы Пакистан и Индия. Обозначена перспектива для индо-пакистанского военного конфликта, который может привести к обмену ядерными ударами, что вызывает серьезную озабоченность и требует последовательных дипломатических переговоров.

Индия для Вашингтона рассматривается в качестве партнера для сдерживания Китая. Стратегическое партнерство с Индией сохранит его ведущую роль в обеспечении безопасности в Индийском океане и в более широком регионе.

Пакистану же предлагается более глубокое сотрудничество в борьбе с терроризмом в регионе и развитие сотрудничества на полях ООН. Взамен предлагается развитие торговли и инвестиционных связей по мере повышения безопасности.

По Афганистану США обязуются оказывать поддержку афганского правительства и силам безопасности в их войне против Талибана, Аль-Каиды, ИГИЛ и других террористов. США будут поддерживать боевую мощь афганских сил безопасности чтобы убедить талибов, что они не смогут победить.

Документ: Мы хотели бы видеть Пакистан, который… не замешан в дестабилизирующем поведении и стабилен; и самодостаточный Афганистан. И мы ищем центральные устойчивые азиатские государства, которые не желают становиться убежищами для джихадистов и ставят в своем приоритете реформы.

Центральной дестабилизирующей силой региона являются неурегулированный афганский конфликт, а также застарелый индо-пакистанский тлеющий конфликт.

Реализация.

США стремятся использовать террористическую угрозу для региона в качестве предлога для восстановления военных партнерств, которые они использовали вместе с Кыргызстаном и Узбекистаном, вплоть до того, что они снова будут базировать свои войска на их территории. Реальная мотивация, вероятно, заключается в том, чтобы повысить их «сопротивляемость господству стран-соперников».

Появились сообщения о том, что США ведут переговоры с радикальным движением «Талибан» по поводу возможности вывода американских войск из Афганистана в обмен на получение от талибов гарантий не укрывать террористические группировки на подконтрольной им территории и начать диалог с правительством Афганистана.

Ранее было отмечено, что формирование региональной коалиции происходит вокруг Пакистана, сигналы из предыдущих периодов: коллективный Запад делает ставку на более активное участие Пакистана в переговорном процессе. Пакистан также освободил в октябре 2018 года одного из основателей радикального движения «Талибан» Абдул Гани Барадар (также известного как «мулла Барадар»), после чего тот возглавил политический офис «Талибана» в Катаре и переговоры по Афганистану начали принимать более конкретные очертания. Также правительство Афганистана готово пойти и на переговоры с Пакистаном, если «Талибан» захочет видеть их в качестве посредника.

Но у Пакистана есть региональный конфликт с Индией: Индия и Пакистан оспаривают принадлежность Кашмира, где нет государственной границы — ее заменяет линия контроля, которая не имеет юридической силы. В последнее время этот конфликт значительно обострился из-за провокаций, возможно предположить, что это произошло не без помощи третьих сил, не заинтересованных в стабилизации обстановки в этом регионе (в первую очередь Ирана и России).

Экономический проект региона — строительство газопровода «Туркменистан — Афганистан — Пакистан – Индия» (ТАПИ) имеет важное значение для мирного урегулирования в Афганистане.

Стратегия в реализации: обозначение террористической угрозы, определение центральной дестабилизирующей силы в регионе, развитие двусторонних отношений, разделение «союзников» и «партнеров», приглашение «союзников» в региональные коалиции, создание совместных с «союзниками» экономических проектов.

Индо-Тихоокеанский регион.

Декларация.

Создание коалиции по сдерживанию Китая — это четырехстороннее сотрудничество США с Японией, Австралией и Индией, при этом последняя вновь упоминается как «крупный оборонный партнер», чьи налаживающиеся отношения во всем регионе будут поддерживаться США.

Северная Корея определяется как глобальная угроза, требующая глобальных ответных действий, что подразумевает сотрудничество в области противоракетной обороны между США, Японией и Южной Кореей.

Кроме того, США хотят возобновить союзы с Филиппинами и Таиландом, укрепить партнерство с Сингапуром, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией и другими странами, чтобы помочь им стать партнерами в сфере морского судоходства.

В целом США планируют использовать ASEAN и APEC в качестве региональных институтов для продвижения своих геополитических и экономических интересов, учитывая, что первый рассматривает вариант того, что ряд регионов могут стать партнерами США в реализации стратегии «региональных коалиций» при попытке «сдержать Китай», а последний может прийти к заключению двусторонних торговых отношений.

Центральной дестабилизирующей силой региона для США является КНДР и влияние на регион Китая. Несмотря на эту конкуренцию в регионе, Китай активно привлекается США к переговорному процессу с КНДР.

Реализация.

Переговоры Дональда Трампа и Ким Чен Ына завершились 28 февраля 2019 года, в Ханое раньше запланированного. Лидеры США и КНДР по итогам встречи не подписали никаких соглашений, потому что переговоры были прерваны из-за разногласия сторон.

Основной успех в том, что переговоры как таковые вообще имеют место быть и стороны могут обмениваться условиями и мнениями на самом высоком уровне, т.е. ситуация не заблокирована.

Западное полушарие.

Декларация.

В Стратегии подчеркиваются региональные усилия США по укреплению безопасности и процветания посредством сильного дипломатического взаимодействия и стремление Америки изолировать правительства, которые отказываются выступать в качестве ответственных партнеров в продвижении мира и процветания в Западном полушарии.

Также со стороны США звучат обвинения в сторону Китая и России об оказании негативного влияния на страны региона, поддержке режимов в Венесуэле и Кубе, расширению военных связей в регионе, способствующих торговле оружием и т.д.

Документ:

  • Транснациональные преступные организации, включая банды и картели увековечивают насилие и коррупцию и угрожают стабильности центральноамериканских государств, включая Гватемалу, Гондурас и Сальвадор.
  • Венесуэла и Куба, правительства которых придерживаются авторитарных социалистических моделей, продолжают угнетать свой народ.
  • Китай стремится втащить регион в свою орбиту влияния через государственные инвестиции и займы.
  • Россия продолжает свою неудачную политику «холодной войны», поддерживая своих радикальных кубинских союзников в то время, как Куба продолжает подавлять своих граждан.
  • И Китай, и Россия поддерживают диктатуру в Венесуэле и стремятся к расширению военных связей и торговли оружием по всему региону.

Упоминается создание региональных коалиций для решения проблемных вопросов через дипломатические усилия. Звучат угрозы об изоляции правительств, которые отказываются выступать в качестве ответственных партнеров. Изоляция – это инструмент против «соперников» или их союзников.

Центральной дестабилизирующей силой региона для США являются режимы в Венесуэле и на Кубе.

Реализация.

Начиная с января 2019 года – момента так называемой «инаугурации» президента Мадуро (10.01.19) события вокруг Венесуэлы стали развиваться по схеме создания региональной коалиции. В США заявили, что Вашингтон не признает власть президента Николаса Мадуро в Венесуэле и будет использовать все меры давления на руководство этой страны. Трамп объявил о признании главы оппозиционного парламента Венесуэлы Хуана Гуаидо президентом Венесуэлы, с требованием перевыборов президента страны на демократической основе, результат которых будет признан международным сообществом.

США ввели новый жесткий пакет санкций против Венесуэлы в добавление ко всем предыдущим, касающийся в том числе и запрета на покупку нефти (аналогично иранским санкциям).  Американцы позволили лидеру венесуэльской оппозиции Хуану Гуайдо получить контроль над некоторыми активами ее правительства и центробанка, которые находятся на счетах Федерального резервного банка Нью-Йорка и других американских банков, а также США и ЕС признали его полномочия по новым назначениям в стране.

Колумбия принимает самое активное участие в поддержке оппозиции Венесуэлы и выступает наиболее жестко против власти Мадуро в данном регионе, сотрудничая с США. Основные контрмеры США в данный период – сдерживание от военных или насильственных действий Мадуро и его союзников против оппозиции, а также ведение переговоров на международном уровне вокруг венесуэльского вопроса.

Нужно отметить, что для международного сообщества с экономической точки зрения мирное решение венесуэльского вопроса и смещение власти Мадуро, после которого будет снятие всех санкций США с Венесуэлы, будет означать открытый рынок нефти и открытый рынок для реализации товаров и услуг (взамен закрывшегося иранского рынка).

Стратегия в реализации: определение центральной дестабилизирующей силы в регионе, развитие двусторонних отношений, разделение «союзников» и «партнеров», приглашение «союзников» в региональные коалиции, создание совместных с «союзниками» экономических проектов.

Как видно из вышеизложенного,

Такие признаки, как —  наличие террористической угрозы и пути ее решения, наличие центральной дестабилизирующей силы в регионе, экономическое продвижение США и поиск «союзников», усиление влияния на «партнеров» через региональные экономические проекты с «союзниками», создание региональных коалиций из числа «союзников» для решения конфликтов и защиты безопасности территорий региона – прослеживаются так или иначе в каждом регионе.

США расчищает площадку для продвижения и укрепления своего экономического превосходства «доминирующего государства» и усиления своего международного влияния в регионах мира.

США больше не навязывают идеалы западной демократии и готовы признать особенности развития в каждом регионе отдельно. Поэтому им нужны в каждом регионе не просто «партнеры», а именно «союзники», которые понимают все тонкости и особенности региональных отношений изнутри и, отношения с которыми будут строится на основе взаимной выгоды.

У США больше нет врагов, кроме террористов, но признаются «соперники» и «конкуренты». Это позволяет раздвинуть рамки дипломатической политики и проводить переговоры со всеми без исключения сторонами в любой точке мира, предлагая партнерство.

Основная цель региональной стратегии США заключается в создании и сопровождении «региональных коалиций» для решения региональных конфликтов в собственной эволюции «от мирового полицейского» к «мировому арбитру», в условиях блокирования важных решений на международной площадке ООН из-за применения права «вето» со стороны РФ и Китая и невозможностью его преодоления путем переговоров.

Суть стратегии.

Международное пространство разделено на регионы со своими особенностями социального, культурного и экономического развития и своими внутренними противоречиями, и конфликтами.

Задача:

  • выделить региональных лидеров («союзников»), создать вокруг них региональные коалиции,
  • участвовать в региональных процессах дистанционно, удаленно, на расстоянии через лидеров-«союзников», без своего прямого вооруженного вмешательства;
  • оказывать сильную экономическую поддержку «союзникам» (возможно – и через ВПК);
  • применять инструмент «экономические санкции США» и «вторичные санкции» против оппонентов.
  • оказывать консультативную или управленческую помощью из центра, с учетом региональных интересов. Например, в экономических аспектах в случае возникшей необходимости предлагать или организовывать замещение экономических связей или партнеров как по месту, так и из других регионов коалиций-«союзников». В военно-политических аспектах предлагать дипломатическую помощь в поиске решений в «замороженных конфликтах», спорных вопросах, отсекать и/или нейтрализовать влияние или вмешательства оппонентов и т.д.
  • гарантировать «союзникам» сдерживание оппонентов своей мощной военной составляющей в случае необходимости.

Это реализация стратегии «доктрины Трампа» в части «продвижение мира через силу», только уже на региональном уровне, поддерживая своей силой уже «союзников».

Схематически сопровождение региональной коалиции:

Сопровождение региональных коалиций

Украина

Украина в документе была упомянута чуть ли не один раз и в контексте обвинения России в нарушении международных законов и развязывания агрессии.

Документ:

  • Россия использует подрывные методы по ослаблению доверия Европы к Америке, подрыву трансатлантического единства и ослаблению европейского единства.
  • Своими вторжениями в Грузию и Украину Россия продемонстрировала готовность нарушать суверенитет стран региона.
  • Россия продолжает запугивать своих соседей угрожающим поведением, таким как ядерная угроза и дальнейшее развертывание наступательных возможностей.

Какие выводы можно сделать из доктрины Трампа в контексте интересов Украины.

В виде предположения.

Россия позиционируется США в большей степени как региональная проблема Европы. В международном пространстве на пересечении интересов так или иначе все «геополитические замашки» РФ контролируются США и эти попытки называются «неудачной политикой продолжения «холодной войны». В отличие от Китая, который признается «соперником», с которым можно вести переговоры, отношение Америки к РФ больше напоминает ее отношение к Ирану – периодическое применение санкционной политики по нарастающей при отсутствии конструктивных предметных переговоров.

Т.е. схема перехода от «соперника» к «партнеру» заблокирована сейчас полностью.  Россию просто сдерживают.

Одновременно у США усложнились отношения с ЕС, среди стран которого США выделяют отдельно «партнеров», а отдельно «союзников». Пользуясь этой ситуацией, и создавая прецеденты, РФ старается наладить экономические отношения в ЕС с «партнерами» США, что приводит к еще большим разногласиям этих стран как с «союзниками» США внутри ЕС, так и непосредственно их с самой Америкой.

Этот процесс хорошо прослеживается на примере строительства двух газотранспортных систем «Северного потока-2» и «Турецкого потока» (с возможностью дальнейшего подключения к нему стран ЕС). В которых одни страны поддерживают крайне негативное отношение США к реализации проекта «Северный поток-2», другие являются его участниками и отстаивают его.

США относятся к Украине как к «партнеру», но не как к «союзнику», в связи неопределенным положением в стране — с отсутствием необходимых реформ или их крайне медленной реализацией, слабой позицией в международном пространстве и внутри самой Украины, другими неприятными проблемами, такими как коррупция и т.д. и могут отказаться от реального «партнерства» и поддержки нашей страны при сохранении видимости прежних отношений.

Из реальных активов, которые мы можем предложить по схеме построений региональных коалиций при определение центральной дестабилизирующей силы в регионе, у нас в активе есть только ГТС, которая находится не в лучшем состоянии. Из пассивных активов – сам факт нарушения РФ международных законов (аннексия Крыма, частичная оккупация части Донбасса), которые используются США в своих интересах против России для сдерживания ее влияния в других регионах, в которых есть заинтересованность США.

Это непростая ситуация, которая сложилась вокруг украинского вопроса у Америки. По идее «другом» США должно быть выгодно. А Россия дважды нанесла по этому принципу удар, показав, что быть «другом» США вредно и даже опасно. Став «друзьями» США, Грузия и Украина потеряли часть своих территорий и понесли существенные убытки. Это сигнал для всех остальных стран постсоветского пространства и не только, о том, что, входя в зону интересов влияния РФ они сильно рискуют, если начнут «дружить» с США.

С другой стороны, наш регион находится скорее в зоне интересов ЕС, нежели США. Вступая на эту территорию США скорее защищают интересы «союзников», а не собственные. Сам же ЕС не проявляет признаков особой заинтересованности отстаивать свою безопасность со стороны России, считая, что вторгается на территорию исторически сложившегося ее влияния и далее эти границы Россия не перейдет. Возможно это одна из причин, почему ситуация вокруг украинского вопроса «заморожена» не только со стороны России, но и со стороны США и ЕС в том числе.

Украине нужно проявлять большую заинтересованность и участие в региональном пространстве, особенно по построению своих отношений с «союзниками» США, в том числе и экономических, и политических, если мы хотим оставаться в орбите интересов Америки. Как бы дальше не развивались отношения между странами ЕС и США, своих «союзников» в регионе Америка на данном этапе собирает в коалицию, эта коалиция ей будет важна и в дальнейшем.

Исходя из доктрины Трампа и их виденью «баланса сил и баланса интересов», который определяет прямое соотношение цены вопроса и получаемой ими в итоге выгоды, нужно поднимать ликвидность собственных реальных активов и показывать свою полезность в перспективе, а не надеяться быть полезными только в пассивном активе в виде жертвы агрессии со стороны РФ.

США в данный период времени делают акцент на взаимодействие в двустороннем формате, этот момент тоже стоит учитывать в построении отношений как с США, так и с их «союзниками» в ЕС.

Так же обращает внимание в доктрине Трампа какое особое положение выделяется экономическому и военному потенциалу как таковому. Если с экономической точки зрения нам еще предстоит долгий путь, то на военный потенциал страны стоит обращать отдельное внимание «союзников». Опыт воюющей пять лет страны может стать весьма ценным активом для них.

Вывод:

Украине крайне необходимо заняться усилением хотя бы видимости наличия у нее политических, экономических и военных перспективных активов и увеличить свои усилия в активизации отношений в региональном пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АSEАN) (англ. Association of South East Asian Nations) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация 10 стран, расположенных в Юго-Восточной Азии, Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%AE%D0%B3%D0%BE-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%B8

[2] Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *