Взаимоотношения США и России – линии разлома и точки соприкосновения в переходный период построения «нового миропорядка» (прогнозы и предложения РФ) — 2

Дипломатия и вовлеченность (контроль над вооружениями, глобальные проблемы).

Автор: Тимошенко Н.

 

 

 

Введение
Цели, сроки, задачи и инструменты.

Инструменты – дипломатия, вовлеченность, санкции.
Дипломатия.
• Преодоление дипломатической изоляции.
Вовлеченность:
• Контроль над вооружениями.
• Глобальные мировые проблемы.
Региональные проблемы:
— Дальнее Зарубежье.
— Ближнее Зарубежье (в т.ч Украина). Наработка новых подходов.
Санкции и их преодоление.
• Проблема преодоления и обхода санкций
• Предложения российской стороны

Направления: европейское и китайское.
• Европейское измерение
• Китайское измерение

Заключение.

Выводы для Украины в рамках урегулирования украинского конфликта.

 

 

 


Инструменты

 

С помощью одних и те же инструментов Россия может попытаться достигнуть различных целей и задач в будущем периоде при сохранении уже достигнутых ею ранее результатов. Для этого требуется создание возможности их «разморозки» и полноценной реализации.

 

Дипломатия.

 

С одной стороны, в России считают, что Дж. Байден лучше, чем Д. Трамп, понимает важность сохранения широкого спектра дипломатических контактов с Москвой и надеются, что возможно новый президент согласится прекратить продолжающуюся «дипломатическую войну» между Соединенными Штатами и Россией.

С другой стороны, в России есть понимание, что предложения Москвы скорее всего, не приведут к существенному накоплению элементов сотрудничества в двусторонних отношениях и их задача будет направлена только на более эффективное управлением продолжающейся конфронтации.

 

Для преодоления такой конфронтации и «дипломатической изоляции» из России посылаются сигналы в виде предложений для возможности дальнейшего взаимодействия межу Россией и Штатами.

 

Предполагается, что американо-российская встреча в верхах может вообще не состояться в 2021 г. — личные отношения американского и российского лидеров оставляют желать лучшего, по мнению экспертов. Первая очная встреча двух президентов может состояться «на полях» одного из крупных многосторонних саммитов (G-20, АТЭС и пр.) и будет предположительно фокусироваться на конкретных текущих вопросах.

Так как модель американо-российских отношений, строящихся по принципу «сверху вниз», в обозримой перспективе работать не будет, российской стороной ставится вопрос о необходимости использования обратного принципа — «снизу-вверх», — который на некоторых направлениях мог бы быть протестирован уже администрацией Дж. Байдена.

 

Поэтому от российской стороны звучит предложение для администрации США по созданию и работе спецкоманды по России.

В Кремле рассчитывают, что нежелание Дж. Байдена лично вести переговоры с российским лидером выразится в том, что новый президент США будет готов делегировать больше ответственности в своей команде экспертам по России. Это в свою очередь, по мнению российской стороны, будет содействовать тому, что политика США на российском направлении будет в целом более стабильной, реалистической и предсказуемой.

 

Отметим основные вопросы, входящих в круг интересов Москвы, которые предлагаются на рассмотрение такой спецкоманды:

  • Разблокирование работы российского посольства в Вашингтоне;
  • возобновление работы по совершенствованию процедур выдачи американских виз;
  • восстановление на взаимной основе деятельности закрытых при администрации Д. Трампа российских и американских консульств.
  • разморозка некоторых дипломатических, военных и экспертных каналов взаимодействия двух стран (под предлогом возможности снижения рисков непреднамеренной эскалации и неконтролируемой конфронтации).

 

За уступки в вышеперечисленных важных для Кремля вопросах, российская сторона в свою очередь готова пойти на уступки в других, интересующих американскую сторону (по мнению Москвы), вопросах:

  • в рамках усилий по активизации мягкой силы США — расширение государственных программ, поощряющих российско-американское взаимодействие на уровне гражданского общества, а также въездных образовательных программ для российских граждан;
  • расширение возможности для научной дипломатии (с условием, что научные контакты между двумя странами не будут искусственно сдерживаться по соображениям национальной безопасности);
  • возможности для позитивного американо-российского дипломатического взаимодействия в рамках многосторонних форматов: СБ ООН, G-20, АТЭС, ОБСЕ, Арктический совет и другие международные форумы глобального и регионального уровней.

 

Российскими экспертами подчеркнуто, что для получения результатов в дальнейших «торгах» России и США по данным вопросам «преодоления дипломатической изоляции» потребуются значительные усилия и «способности Москвы освоить искусство многосторонней дипломатии нового типа, которое будет постепенно складываться в посткризисном мире».

Это говорит о том, что для России созрела необходимость менять свою стратегию и тактику в построении переговорных процессов в международном пространстве на более гибкую.

 

Вовлеченность:

 

Существует мнение, что в Вашингтоне стало популярным описывать ближайшие международные задачи администрации Дж. Байдена как «3К» — коронавирус, климат и Китай.

По мнению российских экспертов, ни по одной из этих приоритетных задач Москва не может выступить ни в качестве активного партнера США, ни в роли основного препятствия для достижения новой администрацией своих целей.

 

Но для России важно оставаться в приоритетах США для достижения собственных целей. Иначе Россия рискует остаться в изоляции.

 

Поэтому для Москвы крайне важно, чтобы администрация Дж. Байдена постоянно сталкивалась с российским фактором на всех основных направлениях своей политики.

Рассуждения строятся таким образом: если Вашингтону изолировать Москву не получится, то значит американо-российский диалог в тех или иных формах, на том или ином уровне должен будет быть продолжен даже при том, что ожидания от этого диалога с обеих сторон будут оставаться весьма скромными.

 

Так, российская сторона посылает сигналы о том, что администрация Дж. Байдена не сможет игнорировать Москву в своей внешней политике, выставляя такие аргументы:

  • Россия является не только ядерной сверхдержавой, единственной страной мира, способной многократно уничтожить Соединенные Штаты.
  • Она также располагает уникальными возможностями для проецирования своей военной мощи далеко за пределами государственных границ.
  • Россия остается постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладающим правом вето.
  • Она также входит в Группу двадцати, АТЭС, БРИКС, ШОС и другие важные многосторонние организации.
  • Она выступает важным игроком на многих глобальных рынках — нефти и газа, современных вооружений, продовольствия и пр.
  • Россия имеет широкую сеть партнеров практически во всех регионах мира, в том числе и имеющих стратегическое значение для США.

 

Так же российские эксперты считают, что стратегия Дж. Байдена на российском направлении в немалой степени будет определяться теми шагами, которые Россия может предпринять в отношении новой администрации в самое ближайшее время. В США существует мнение о том, что Кремль будет «испытывать на прочность» новую администрацию посредством ряда вызывающих, даже провокационных шагов.

От администрации Дж. Байдена ждут готовности дать жесткий отпор «провокациям» Москвы. Если таких «провокаций» не последует, то возникнут дополнительные возможности для ограниченного американо-российского диалога.

 

Контроль над вооружениями

 

Двусторонний контроль за вооружениями (продление ДСНВ-3) России необходим для подтверждения своего статуса «супердержавы» и его опций, одна из которых заключается в разделе «зон влияния».

Для РФ – это ключевой вопрос. Он связан с дальнейшим позиционированием России в международном пространстве и построении всех остальных аспектов отношений.

Россия более заинтересована в сохранении двустороннего контроля над вооружениями, чем Соединенные Штаты.

 

Задачи России сводятся к тому, чтобы постараться убедить администрацию Дж. Байдена согласится на выгодные для Кремля условия:

  • «спасти» договор СНВ-3, согласившись на его продление на пять лет или на более короткий период без дополнительных условий»;
  • предпринять «какие-то попытки сохранить де-факто» отдельные положения ДРСМД — например, посредством договоренности с Россией не размещать на ракетах средней и меньшей дальности ядерные боеголовки.

Также Россия заинтересована убедить американцев отказаться от некоторых решений предыдущей администрации — например, от программы создания крылатых ракет морского базирования с ядерной боеголовкой, боеголовок малой мощности, которые при Д. Трампе начали размещать на баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент II», обещая взамен аналогичную сдержанность российской стороны.

 

Как подчеркивают российские эксперты, любые двусторонние российско-американские соглашения за рамками СНВ-3 станут предметом жесткого торга — при том, что разногласия между сторонами имеют принципиальный характер и не предполагают легких решений.

 

Одним из вариантов сохранения и закрепления за РФ статуса «супердержавы» Москва рассматривает через возможность принятия заявления (двустороннего или в рамках ядерной «пятёрки») о недопустимости ядерной войны и невозможности победить в ней.

Такое официальное заявление, по мнению российских экспертов, может рассматриваться доказательством признания Россией и США своей ответственности за предотвращение ядерной катастрофы, сокращение ядерной опасности и укрепление стратегической стабильности.

Эксперты считают, что проведение в 2021 г. Обзорной конференции ДНЯО дает России такую возможность, поскольку идея такого обязательства получит широкую международную поддержку и администрации Дж. Байдена будет трудно ее игнорировать.

 

Но российская сторона также вынуждена признать, что в ближайшем будущем практических договоренностей по ограничению технологической гонки вооружений достичь не удастся.

 

Глобальные мировые проблемы

 

Российская сторона считает, что наиболее вероятны точки соприкосновения с США могут быть в таких вопросах глобальной международной повестки:

  • Климат;
  • Профильные многосторонние форматы;
  • Арктика;
  • Космос;
  • Борьба с терроризмом.

 

Рассмотрим их более подробно в таблице (упрощенно):

Как видно из вышеизложенного, наиболее перспективное для России направление в выстраивании отношений с США в «переходном периоде», по мнению экспертов, – это Арктика.

 

Продолжение следует … 

 

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *