Обзор активов России в международном пространстве и изменение их ликвидности.

(публикация 30.08.2019) Автор: Тимошенко Н.

 

Произошли изменения ликвидности основных активов России в международных конфликтах и спорных вопросах, в которых она принимает прямое или опосредованное участие в данное время:
• Ближний Восток (Сирия; Иран; Йемен; Израиль);
• Африка (Ливия);
• Центральная Азия (Афганистан);
• Латинская Америка (Венесуэла);
• Санкции США против РФ (включая возможные санкции против «Северного потока-2»);
• Вопрос возвращения РФ в G-7;
• «Гонка вооружений» (испытания ракет, продление договора СНВ-3);
• Украина.

 

 


Один из главных приоритетов России участия в конфликтах или спорных вопросах в международном пространстве касается в том числе наличия энергоресурсов (газ, нефть) и их конкуренции российским. Задача РФ либо препятствовать такой конкуренции, либо оказывать значимое влияние на их распределение, либо использовать данные ресурсы в своих интересах.

Чтобы понимать «расстановку сил» на сегодняшний день нужно рассмотреть в совокупности произошедшие изменения в приоритетах различных игроков как коллективного Запада (США, ЕС), так и самой РФ в международном пространстве.

Вопрос ликвидности активов стоит рассматривать как с точки зрения общего интереса России, так и в частности непосредственно происходящих событий в данный период наблюдения.

Произошли изменения ликвидности основных активов России в международных конфликтах и спорных вопросах, в которых она принимает прямое или опосредованное участие в данное время:

  • Ближний Восток (Сирия; Иран; Йемен; Израиль);
  • Африка (Ливия);
  • Центральная Азия (Афганистан);
  • Латинская Америка (Венесуэла);
  • Санкции США против РФ (включая возможные санкции против «Северного потока-2»);
  • Вопрос возвращения РФ в G-7;
  • «Гонка вооружений» (испытания ракет, продление договора СНВ-3);
  • Украина.

 Газотранспортные потоки РФ в ЕС:

Отметим, что строительство «Северного потока-2» подразумевает под собой возможность отказа от использования транзита российского газа в Европу через украинскую ГТС, что несет за собой не только экономические, но и политические и военные риски для Украины.

Активы России на Ближнем Востоке.

Альтернативой «Турецкому потоку», подразумевающему продление его в южную Европу является «Южный газовый коридор» (ЮГК). Один из ключевых элементов энергетической стратегии Евросоюза.

У ТАНАП сейчас появилось новое преимущество перед «Турецким потоком» — вводится в строй Трансадриатический газопровод, являющийся частью Южного газового коридора в качестве интегральной части этой газотранспортной системы. Осталось ввести в строй Набукко — и Южный коридор будет окончательно готов к приему газа в европейском направлении.

По территории Турции проходят две конкурирующие газотранспортные системы – «Турецкий поток» (все еще не построенный до конца) и ТАНАП, как часть Южного газового коридора ЕС.

Конечный потребитель газа этих систем — Европа. Конкуренция между разными поставщиками газа обостряется.

Задача В.Путина — сместить баланс в свою пользу или хотя бы удержать его на нынешнем уровне. На встрече с президентом Турции Эрдоганом Путин заявил, что «до конца года газ по «Турецкому потоку» начнёт поступать в Турцию».

Также в России заявили, что готовы помочь Турции освоить нефтегазовые запасы в Средиземном море (спорный участок с Кипром).

Турция стремится к региональному лидерству. Руководство страны интенсифицирует контакты с Россией и Китаем по множеству направлений. Цель Турции — усилить свой экономический и политический вес за счёт развития связей с глобальными политико-экономическими центрами. В тоже время нынешнее руководство США видит региональным лидером Саудовскую Аравию.

Рассмотрим (схематически) планируемые ранее магистральные газопроводы (МГП) через территорию Сирии с ЕС: Иран – Европа, Катар – Европа.

Катар имеет подтвержденные запасы природного газа в 25 трлн кубометров, что при нынешних темпах добычи хватит на 160 лет. Есть мнение, что как только к власти в Сирии придут сунниты, газопровод Катар-Саудовская Аравия-Иордания-Сирия-Турция будет быстро построен.

Также нужно отметить, что оба «проекта» подразумевали подключение в них именно Турции.

Сирия и Турция.

Это одна из причин тесного сотрудничества России и Турции и втягивание последней в сферу интересов и влияния РФ. Другая причина лежит в плоскости их отношений в Сирии в сотрудничестве в «Астанинском формате» по урегулированию конфликта гражданской войны в этой стране. В 2017 году в провинции Идлиб и пограничных районах Алеппо, Латакии и Хамы была создана северная зона деэскалации. На ее территории сейчас действуют 12 наблюдательных постов турецкой армии.

По условиям урегулирования данного конфликта согласно резолюции 2254 ООН должны выполниться основные требования, такие как создание конституционного комитета, написание и принятие новой конституции и проведение по ней новых выборов в Сирии. При выполнении данных условий международное сообщество согласилось снять санкции с этой страны и предоставить значительные донорские денежные вливания в ее восстановление после разгрома ИГИЛ.

На данный момент власть нынешнего президента Сирии Б.Асада контролирует 2/3 территории страны. «Идлибская зона» является оппозиционной к власти Б.Асада. Задача России заключается в дальнейшем сохранении легитимной власти Б.Асада, как гаранта сохранения военного присутствия России в Сирии в том числе.

Саммит в «Астанинском формате» (РФ-Иран-Турция) по Сирии планируется провести в середине сентября. По словам нескольких источников, на этой встрече планируется объявить о создании сирийского конституционного комитета, а значит это автоматически приближает время выборов в стране, на чем настаивают американцы, угрожая в случае дальнейшего затягивания процесса ввести против его участников дополнительные жесткие санкции.

Сирийской власти не выгодно оставлять такой большой анклав оппозиции, которую она называет «террористами» (поддерживаемую Турцией), перед будущими выборами не под своим контролем. Также это крайне невыгодно и России. Так, 5 августа, сирийская армия объявила о возобновлении военной операции против «террористов» в провинции Идлиб.

Первая попытка России оказать влияние под предлогом сотрудничества с турецкой стороной в «идлибской зоне», а попросту говоря — взятии под контроль всей это зоны — не удалась, не смотря на российское предложение спецпредставителя президента РФ по Сирии А. Лаврентьева о том, что «Россия готова оказать помощь Турции и умеренной сирийской оппозиции в установлении режима прекращения огня в идлибской демилитаризованной зоне». Также внимание Турции было отвлечено на угрозу безопасности северной границы от сирийских курдов, которых Турция считает своими врагами, а США и страны ЕС – союзниками и оказывают им поддержку.

По вопросу безопасности своей северной границы Турция договорилась с США. Военные Турции и США 7 августа договорились о создании в Сирии центра совместных операций. 12 августа в турецкий город Шанлыурфа в 50 км от границы с Сирией прибыла первая группа военнослужащих США, которые приступили к работе в этой структуре. Военные двух стран проводят совместные облеты территории на вертолетах, сообщил 24 августа турецкий министр обороны Хулуси Акар.

Центр организован двумя странами для реализации плана по созданию на севере Сирии буферной зоны, куда смогут вернуться из Турции сирийские беженцы и которая бы стала защитным поясом для турецкой границы. Сирийские курды поддержали планы США и Турции по созданию буферной зоны на северо-востоке Сирии.

Последовала вторая попытка склонить Турцию к сотрудничеству, выгодному для РФ по совместному контролю «Идлибской зоны» (российский контроль осуществляется только по периметру данной зоны, всю же территорию зоны контролирует Турция). Советник президента Сирии Бусейна Шаабан 23 августа заявила, что «сирийская армия может устранить турецкие наблюдательные пункты в провинции Идлиб» под предлогом того, что «Турция не соблюдала соглашения, заключенные в Астане, и превратила пункты наблюдения в объекты переброски оружия и оккупации наших территорий».

Президент Турции Р.Эрдоган на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом РФ В.Путиным в рамках Международного авиакосмического салона МАКС-2019 27 августа сделал заявление о том, что «турецкое правительство защитит военных, находящихся в сирийском Идлибе, если это потребуется».

Рычаги давления РФ на Турцию и ЕС – это беженцы. Нервная реакция Эрдогана связана с тем, что из Идлиба пошла новая волна беженцев — ее оценивают в 200 тысяч человек в течение ближайшего месяца-полутора. Эти 200 тысяч — дополнение к имеющимся 3 (минимум) миллионам беженцев-сирийцев. При этом в Идлибе находится 3,5 млн. человек, которые просто захлестнут турецкий юг в случае, если Асад (а будем говорить прямо – и Путин) продолжит наступление. Здесь уже не вопрос престижа, а прямая угроза национальной безопасности, с которой придется не просто считаться, но и идти на любые шаги, чтобы ее ликвидировать.

Гнев Эрдогана вызвало блокирование турецкого наблюдательного поста и демонстративное взятие его под охрану российской военной полицией. Неофициально доводятся и недокументированные высказывания Эрдогана, что, если ситуация в Идлибе не будет урегулирована и не будет восстановлено статус-кво, в Идлиб войдет турецкая армия.

Министр обороны России С.Шойгу по итогам встречи обозначил, что «Российско-турецкие договоренности о создании демилитаризованной зоны в сирийском Идлибе выполняются, однако есть трудности и проблемы, зона деэскалации работает напряженно. Идет совместное патрулирование, внутри зоны деэскалации ходят турецкие патрули, снаружи — наши патрули». Также Министр обороны России С.Шойгу выразил надежду на то, что ситуация в сирийском Идлибе вскоре стабилизируется: «Я надеюсь, что сейчас ситуация стабилизируется, и все будет там вполне (нормально – ред.)».

Промежуточный вывод по Сирии:

Ситуация конфликта Турции и сирийских курдами на севере и северо-востоке контролируется американской стороной. Также Россия вынуждена исполнять взятые обязательства по содействию в создании конституционного комитета.

Не смотря на попытки дестабилизации обстановки и попытке изменить предыдущие договоренности в «Астанинском формате» в «идлибской зоне» для повышения ликвидности своих территориальных активов, Россия получает достаточно жесткое противодействие со стороны Турции, угрожающей силовым ответом. Нужно помнить, что Турция является еще и членом НАТО.

Ликвидность сирийского актива на данный момент значительно уменьшена по сравнению с предыдущим периодом.

ИРАН

Обострение в Персидском заливе.

Ситуация в Персидском заливе начала обостряться в середине мая. Тогда несколько нефтяных танкеров подверглись атакам в территориальных водах ОАЭ. Госсекретарь Майк Помпео заявил, что за инцидентом может стоять Иран. В Тегеране обвинения отвергли.

Новый виток обострения произошел в середине июня, когда в Оманском заливе напали на танкеры Front Altair и Kokuka Courageous. Американские военные снова возложили ответственность за инцидент на Иран. Иранские власти, в свою очередь, назвали обвинения США необоснованными и заявили о саботировании Вашингтоном дипломатии. После этого Пентагон направил в Оманский залив ракетный эсминец.

Вслед за этим произошел еще один инцидент — иранские военные сообщили о сбитом американском беспилотнике после того, как он нарушил воздушное пространство Ирана. В то же время в США заявили, что разведывательный аппарат сбили над Ормузским проливом в международном воздушном пространстве. Как заявил президент Дональд Трамп, США были готовы ударить по иранским целям, однако он отложил атаку за десять минут до начала операции.

Обострение в районе Персидского залива началось после того, как 19 июля ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР, часть вооруженных сил Ирана) задержали в иранских территориальных водах британский танкер Stena Impero и впоследствии сопроводили его в порт Бендер-Аббас. Инцидент со Stena Impero стал фактическим ответом иранских властей на задержание иранского танкера властями британского Гибралтара.

Госдепартамент в конце июня объявил, что Вашингтон создает коалицию Sentinel[1] с целью обеспечения свободы судоходства в зоне Персидского залива (в Персидском заливе, Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах, а также Оманском заливе. По этому пути доставляется большая часть нефти, экспортируемой из Саудовской Аравии, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Ирака, а также почти весь сжиженный природный газ, производимый Катаром — крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива).

Госсекретарь США Майк Помпео сообщил, что «США предложили Великобритании, Франции, Германии, Норвегии, Японии, Южной Корее и Австралии, а также еще не названному ряду стран, присоединиться к коалиции по охране безопасности в Ормузском проливе.

Также стало известно, что Германия, Франция и Великобритания вели переговоры о формировании собственной миссии по наблюдению за безопасностью мореходства в Персидском заливе. Позже Британия согласилась присоединиться к миссии США. 31 июля глава МИД ФРГ Хайко Маас сообщил, что его страна отказывается от участия в инициированной США коалиции. Бахрейн стал первой арабской страной, присоединившейся к американской анти-иранской морской коалиции. Австралия также присоединилась к создаваемой США коалиции и заявила, что направит в регион военный корабль, разведывательный самолет и 200 военнослужащих.

Замглавы МИД РФ Михаил Богданов заявил, что «Москва не получала от США каких-либо предложений в связи с инициативой Вашингтона создать коалицию для патрулирования Ормузского пролива, РФ придерживается своей идеи коллективной безопасности в регионе».

МИД РФ представил российскую концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива. В министерстве документ презентовали представителям арабских государств, Ирана, Турции, «пятерки» постоянных членов СБ ООН, Евросоюза, ЛАГ и стран БРИКС. МИД РФ планирует организовать в сентябре экспертную конференцию по концепции безопасности в Персидском заливе, предложенной Москвой, для определения путей ее дальнейшего продвижения.

В конце июля Россия представила в ООН свою концепцию коллективной безопасности в Персидском заливе.  Заместитель постпреда РФ при ООН В. Сафронков заявил, что «Мы распространили в Совете Безопасности ООН и в Генеральной Ассамблее по пункту повестки дня «предотвращение вооруженных конфликтов» концепцию коллективной безопасности в Персидском заливе в качестве официального документа СБ и Генассамблеи».

Среди мер, предложенных Москвой для укрепления безопасности в регионе, — отказ от постоянной дислокации группировок внерегиональных государств в странах Залива, создание демилитаризованных зон, установление горячих линий, обмен информацией о закупке вооружений и вооруженных силах.

Москва также предлагает создать организацию по безопасности, куда бы входили Россия, США, Китай, Индия, Евросоюз и другие заинтересованные стороны.

Принципы концепции

Российская концепция основана на следующих принципах:

создание единой антитеррористической коалиции под эгидой Совбеза ООН для ликвидации экстремистского очага на Ближнем Востоке и политическое урегулирование в Сирии, Йемене, а также в других странах региона;

— приверженность всех стран международному праву, резолюциям Совбеза и Уставу ООН;

— проведение миротворческих операций на основе резолюций Совета Безопасности ООН или по просьбе законных властей;

— поэтапное создание системы безопасности, начиная с решения наиболее острых и актуальных проблем;

— уважение всеми региональными игроками суверенитета и территориальной целостности.

Российские предложения

В рамках концепции МИД представил следующие предложения по укреплению безопасности в регионе:

— создание организации по безопасности и сотрудничеству, куда, помимо стран Персидского залива, входили бы Россия, Китай, США ЕС, Индия и другие заинтересованные страны;

— соблюдение региональными участниками норм международного права;

— транспарентное сотрудничество в военной сфере;

— заключение соглашения по контролю над вооружениями, в том числе создание демилитаризованных зон, а также сбалансированное сокращение военного потенциала всеми сторонами;

— подписание договора о борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом оружия и миграцией, наркотрафиком и организованной преступностью;

— принятие шагов по превращению региона в зону, свободную от оружия массового уничтожения;

— отказ от постоянных иностранных баз и постепенное сокращение военного присутствия нерегиональных игроков.

Кроме того, российские дипломаты отметили необходимость урегулирования арабо-израильского конфликта, который остается одним из главных факторов нестабильности в регионе.

В МИД добавили, что запустить создание системы коллективной безопасности можно путем проведения консультаций на двусторонней и многосторонней основе, в том числе с участием Лиги арабских государств и ООН.

Постпред КНР при ООН Чжан Цзюнь на заседании Совбеза заявил, что «Китай приветствует российскую концепцию коллективной безопасности в Персидском заливе».

Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук сообщил, что США считают свое предложение о создании международной коалиции для патрулирования вод у Ирана наиболее реализуемым.

СВПД и санкции США против Ирана

Вашингтон в начале августа ожидаемо объявил о продлении действия ограничений по ядерной программе Ирана. Распоряжение подписал госсекретарь Майк Помпео. «Пока иранский режим продолжает отвергать дипломатию и расширять свою ядерную программу, экономическое давление и дипломатическая изоляция будут усиливаться», — говорится в распоряжении.

Госсекретарь Майк Помпео заявил, что «США сделают все возможное, чтобы помешать поставкам иранской нефти в Сирию. США смогут полностью обеспечить потребности нефтяных рынков при сохранении односторонних санкций в отношении нефтяного сектора Ирана».

Европа ищет способы удержать Иран от дальнейшей эскалации.

Агентство Reuters сообщало, что французский президент Эммануэль Макрон 21 августа предложил либо смягчить иранские санкции, либо обеспечить «механизм компенсации, чтобы позволить народу Ирана жить лучше», в обмен на полное соблюдение ядерной сделки. Министр иностранных дел Ирана М. Зариф ответил, что Иран готов работать над предложениями Франции по ядерной сделке.

«Европа обязалась выполнять 11 пунктов. Они включают в себя инвестиции, гражданскую авиацию, транспорт, возвращение европейских предприятий. В качестве предпосылки для полной реализации наших обязательств мы не требуем ничего из этого. Мы хотим лишь иметь возможность продавать нефть и получать за это деньги», — сказал он.

Позже, то же агентство Reuters со ссылкой на европейский дипломатический источник сообщило, что страны — участницы Группы семи (G7) на саммите в Биаррице не смогли убедить президента США Дональда Трампа предоставить исключения из нефтяных санкций против Ирана.

Чуть больше чем за полгода иранский нефтяной экспорт рухнул в 30 раз. С учетом конденсата экспорт иранской нефти составил 120 тысяч б/с, при том что мощности по добыче позволяют Исламской республике производить около 4 млн б/с. Иранские месторождения продолжают качать нефть, но в отсутствии покупателей сырье превращается в «мертвый груз».

Иран лихорадочно ищет выход из «нефтяного» тупика.

Также стало известно, что в конце августа иранские власти предложили Ираку проект по возобновлению работы нефтепровода, проходящего через Ирак к сирийскому порту Баньяс на Средиземном море, официальный Багдад пока не ответил на предложение. «Таким образом можно будет уклониться от американских санкций и не задействовать Ормузский пролив, так как все больше опасений по поводу его закрытия в случае возникновения военных столкновений США и их союзников против Ирана», – заявил источник иракскому телеканалу al-Sumaria.

По его словам, данный проект предлагался Ираном и в предыдущие годы, однако в 2014 году в связи с захватом территорий Сирии и Ирака боевиками «Исламского государства» деятельность была свернута.

Источник отметил, что предлагаются два варианта: или строительство нового нефтепровода длиной в 1000 километров, половина которого пройдет по Ираку, или же ремонт за счет иранской стороны нефтепровода Киркук-Баньяс, который не работает с 1982 года. Через данный нефтепровод может передаваться до 1,25 миллиона баррелей нефти в сутки, отметил источник.

По его словам, иракские власти пока не ответили на предложение Ирана. «Ирак считает, что данный проект невыгоден, более того, может ему навредить, учитывая, что Багдад может экспортировать свою нефть в средиземноморские страны через порт Баньяс без участия Ирана», — отметил источник.

В свою очередь анонимный депутат иракского парламента отметил, что данный проект позволит снабжать не только нефтью, но и газом Сирию и даже Ливан, который сможет тогда решить проблему катастрофической нехватки электричества.

Глава МИД Ирана М. Зариф с 25 августа отправился в азиатское турне, в рамках которого запланировано посещение Китая, Японии и Малайзии. Азиатская поездка главы МИД Ирана следует за европейским турне Зарифа, в ходе которого с 19 по 23 августа он посетил Финляндию, Швецию, Норвегию и Францию.

Президент Ирана Хасан Роухани заявил в ходе выступления, которое транслировало иранское телевидение, что «никаких положительных перемен в отношениях между США и Ираном не будет без снятия Вашингтоном антииранских санкций. Если экспорт нефти из Ирана упадет до 0, то в Персидском заливе не будет так же безопасно, как раньше».

Ответ США на подобные угрозы со стороны Ирана только повысил градус противостояния: «Если Иран продолжит делать то, что делает, то он столкнется с реальной жесткой силой», — заявил президент США Дональд Трамп на совместной пресс-конференции с президентом Франции Эммануэлем Макроном по итогам саммита G7.

Промежуточный вывод по Ирану:

          Санкционная политика США против Ирана и эмбарго на покупку нефти из этой страны начинают приносить результаты. «Ядерный шантаж» и шантаж перекрытия судоходства Ираном не привел к ожидаемому для него результату. Попытки смягчить санкции в обмен на полное соблюдение условий ядерной сделки не привел к желаемому, а лишь обострил обстановку, приведя к созданию США еще одной анти-иранской коалиции международного уровня.

Попытки России провести через СБ ООН свою концепцию коллективной безопасности в Персидском заливе в противовес созданию американской международной коалиции, которая в очередной раз обходит обсуждение и признание на площадке ООН, пока не возымели успеха и массовой поддержки. Открыто концепцию поддержал только Китай.

Из интересного в данной концепции стоит выделить два момента – это «международные миротворцы» и «отказ от постоянных иностранных баз и постепенное сокращение военного присутствия нерегиональных игроков». Это подразумевает под собой, что самым «сильным» игроком в Персидском заливе становится именно Иран с его флотом и морскими базами (как центральный региональный игрок) при размытой ответственности так называемой «миротворческой миссии», основной принцип которой сводится к наблюдению и невмешательству, в составе которой будет так же находится и Россия, что позволит ей контролировать ситуацию и влиять на нее уже через площадку ООН.

Американская сторона уже дала понять РФ и своим союзникам, и партнерам, что не поддержит данное предложение России.

Больше на данный момент у РФ новых или значимых аргументов в поддержку Ирана нет ни для США с их жесткой позицией по санкционной политике по отношению к Ирану и Сирии, ни для европейских партнеров, которые опасаясь все той же санкционной политики США уже против самих себя (закон о вторичных санкциях CAATSA) не предпринимают более решительных мер.

Иран вынужден самостоятельно искать союзников и лично доводить свою позицию и предложения, совершая визиты в различные страны, не надеясь уже на помощь России в этом вопросе. Ранее Россия принимала более активное участие в продвижении интересов Ирана на международной арене, сообщая, что имеет определенное влияние на Иран и его поведение.

Ликвидность иранского актива России на данный момент значительно уменьшена по сравнению с предыдущим периодом.

Йемен

В Йемене с 2014 года идет гражданская война между силами президента Абд Раббо Мансура Хади и шиитскими повстанцами-хуситами, поддержку которым оказывает Иран. С 2015 года на стороне властей выступает коалиция во главе с Саудовской Аравией. Хуситы заняли Сану, правительство переехало в крупный южный порт Аден. В 2017 году в Адене был параллельно создан сепаратистский Переходный совет Южного Йемена, а 7 августа начались столкновения сил Хади и переходного совета. 18 августа мятежники из йеменского шиитского движения «Ансар Алла» (хуситы) объявили о назначении своего представителя в Иране.

Посол РФ в Йемене Владимир Дедушкин рассказал об интересах России в этой стране.

Во-первых, Россия преподносит себя как важного и универсального переговорщика: «У нас есть огромное преимущество в Йемене. Мы с самого начала конфликта смогли сохранить контакты со всеми политическими силами в этой стране без исключения. Мы не делим никого на «своих» и «чужих». Мы подчеркиваем наше равное отношение к сторонам конфликта», — обозначил посол.

Далее, со времен СССР йеменская армия на 90% была, да и сейчас вооружена российским оружием. В Йемене более 50 тыс. выпускников советских и российских ВУЗов. Много смешанных семей с российскими паспортами, здесь многие говорят по-русски.

Наконец, в Йемене много открытых нефтяных и газовых месторождений. Там в свое время работали российские компании, в некоторых местах как в горах, так и на побережье из земли торчат трубы и написано по-русски — «Газпром». Это законсервированные месторождения природного газа.

«Обе стороны конфликта говорят нам, что готовы к сотрудничеству, но пока идет война, привлечь наши компании в Йемен очень трудно», — сообщил посол.

Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты создали объединенный комитет для стабилизации режима прекращения огня в южном Йемене. Ранее появлялись сообщения о том, что эти две страны поддерживают противостоящие друг другу стороны в конфликте на юге Йемена: Саудовская Аравия — йеменское правительство Хади, ОАЭ — южных сепаратистов.

Газета The Wall Street Journal 27.08.19 сообщила, что администрация президента США Дональда Трампа планирует начать консультации с представителями йеменского мятежного движения «Ансар Аллах» (хуситами). По словам ее источников, Вашингтон рассчитывает, что Саудовская Аравия также примет участие в «секретных переговорах в Омане с лидерами хуситов» о прекращении огня в Йемене. Американскую сторону, как ожидается, будет представлять дипломат Кристофер Хензел, который ранее в этом году был назначен послом США в Йемене.

Промежуточный вывод по Йемену:

Российская сторона не раз выступала с предложениями посредничества между враждующими сторонами в Йемене. Но в данный конфликт вовлечены региональные игроки, имеющие свои интересы, которые готовы прибегнуть скорее к американскому посредничеству, нежели российскому.

Тем более что влияние США на этих региональных игроков возросло в разы в данный период как в связи с построением анти-иранской коалиции, санкционной политики США против России, Сирии и Ирана и его сателлитов, так и «деловыми экономическими предложениями региональным игрокам», чем влияние России. России дополнительно пока нечего предложить региональным игрокам.

Ликвидность йеменского актива России на данный момент значительно уменьшена по сравнению с предыдущим периодом.

Израиль

С Израилем в последний период связаны два «проекта»: так называемая «сделка века» (урегулирование конфликта между Израилем и Палестиной) и строительство газопровода EastMed в южную Европу в обход Турции. И конечно же в центре внимания остаются «отношения» Израиля и Ирана (его сателлитов).

Немецкое издание Junge Welt  8 августа сообщило, что США нашли новую альтернативу «Северному потоку — 2» для Европы. Теперь же американские власти, отмечает издание, хотят противопоставить «Северному потоку — 2» трубопровод EastMed (Eastern Mediterranean Pipeline Projeсt).

Министерская конференция, на которой обсуждалась реализация проекта, проходила в Афинах. В ней приняли участие министр охраны окружающей среды и энергетики Греции Костис Хадзидакис, министр энергетики, торговли и промышленности Кипра Георгиос Лаккотрипис, министр энергетики Израиля Юваль Штайниц и помощник госсекретаря США по вопросам использования энергетических ресурсов Фрэнсис Фэннон.

Трубопровод планируется проложить из Восточного Средиземноморья в Италию через территорию Греции. Подводный газопровод EastMed — речь идет о поставках 12-16 миллиардов кубометров газа в год.

«EastMed представляет собой как раз ту самую альтернативу (пускай только и после 2025 года), при помощи которой США смогут саботировать российские газовые поставки и укрепить позиции своих союзников в Восточном Средиземноморье», — отмечается в статье.

Региональная привлекательность данного проекта еще и в том, что при «замиривании» Израиля с арабским миром есть возможности для арабских стран в будущем к подключению своих мощностей к данному трубопроводу, который идет в обход Сирии и Турции, у которой достаточно напряженные отношения с некоторыми странами региона. Турция больше вовлечена в «Южный газовый коридор» с участием ЕС или в «Турецкий поток» с Россией, которая в результате действий США может получить санкции и за этот проект, а не только за «Северный поток-2».

«Замиривание» арабского мира с Израилем как раз и подразумевает так называемая «сделка века».

Палестинцы в рамках процесса мирного урегулирования с Израилем, который в данный момент приостановлен, требуют, чтобы будущие границы между двумя суверенными государствами проходили по линиям, которые существовали до Шестидневной войны 1967 года, с возможным обменом территорий. Они надеются создать свое государство на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а Восточный Иерусалим хотят сделать его столицей. Израиль отказывается вернуться к границам 1967 года, а тем более делить с арабами Иерусалим, который уже объявил своей вечной и неделимой столицей.

В июне в Бахрейне состоялась двухдневная встреча, на которой прошло обсуждение экономических аспектов разработанной США инициативы по урегулированию ближневосточного конфликта, названной СМИ «сделкой века». В конце июня Белый дом опубликовал документ с экономическими аспектами плана урегулирования палестино-израильского конфликта. Он предусматривает, в частности, инвестиции в Палестину и соседние страны в размере $50 млрд. 

Представители палестинской администрации бойкотировали форум, расценив его как попытку их подкупить. Как сообщил в конце форума инициатор сделки, советник президента США Джаред Кушнер, они собрали поправки и предложения к разработанному плану, чтобы внести в него изменения. Представить политическую составляющую «сделки века» США обещают позднее и пока держат ее в тайне.

26 августа Президент США Дональд Трамп заявил, что политическая составляющая американского плана по ближневосточному урегулированию может быть представлена до парламентских выборов в Израиле, которые намечены на сентябрь, передает агентство Рейтер. Трамп убежден в том, что и Израиль, и Палестина согласятся со «сделкой века». Говоря о возможном согласии палестинцев со «сделкой века», он заметил, что «палестинцы захотят, чтобы США вернули свое финансирование и пойдут на соглашение с [Израилем]».

Верховный лидер Ирана Али Хаменеи призвал мусульман противодействовать «сделке века» США по палестино-израильскому урегулированию, следует из его послания, опубликованного на официальном сайте. По словам Хаменеи, палестинский вопрос на сегодняшний день является одним из главных вопросов, стоящих перед мусульманами, а «сделка века», готовящаяся США и их «приспешниками», является преступлением.

Газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщила, что Израиль и ОАЭ за последние месяцы провели ряд организованных Соединенными Штатами секретных встреч для обмена информацией по ситуации вокруг Ирана, а также с целью координации мер по противодействию возможной угрозе со стороны Исламской Республики.

Первая встреча, как указывают источники, состоялась весной этого года, вторая — чуть позднее. Их организатором выступил специальный представитель США по Ирану Брайан Хук. Информации о точном месте проведения, а также датах переговоров между Израилем и ОАЭ по проблеме Ирана, о которых были осведомлены лишь некоторые лица в американском правительстве, не приводится.

Проведенные встречи, отмечает издание, не только стали указанием на потепление в отношениях между Израилем, который связан на Ближнем Востоке дипломатическими отношениями лишь с Египтом и Иорданией, и другими странами региона Персидского залива, но и продемонстрировали намерение государств укреплять сотрудничество в военной, дипломатической сферах, а также в области обмена разведданными для противодействия возможным угрозам со стороны Тегерана.

России же в данной ситуации предложить кроме своего посредничества в переговорах больше нечего. И посредничество это весьма сомнительно в свете агрессивной политики, проводимой Ираном по отношению к региональным странам.

Как сообщил источник в дипломатических кругах, Россия готова поспособствовать диалогу Ирана и Израиля. «Наше видение абсолютно другое, относительного того, как нужно решать вопросы обеспечения безопасности в регионе», — сказал он. По словам источника, Россия понимает, что «риторика иранская вызывает озабоченности у израильского руководства», однако считает, что «это подмена проблемы, вопрос не в Иране, а вопрос в отношениях между всеми государствами региона. Если все государства региона объединятся на основе антииранской, это не приведет к решению никакой проблемы безопасности, это приведет к войне», — сообщил источник.

«У нас совершенно другое видение того, как достичь стабильности, при этом мы абсолютно с пониманием относимся к тому, что нам говорят наши израильские коллеги, как политические, так и военные», — пояснил он. «Мы в этом смысле готовы поспособствовать ирано-израильскому диалогу», — отметил источник.

Израиль же при поддержке США демонстрирует свои возможности и решимость по отношению к Ирану и его сателлитам с позиции силы, что производит определенное «впечатление» и на региональных игроков, которые не обладают такой же военной мощью, как израильская армия.

Примеры силовых акций Израиля:

22 августа ВВС Израиля нанесли авиаудары по военно-морской базе ХАМАС в городе Газа. Арабоязычный пресс-секретарь армии обороны Израиля Авихай Эдри подтвердил информацию об авиаударе.

23 августа премьер Израиля Биньямин Нетаньяху в интервью местному телевидению не стал отрицать причастность к недавним авиаударам по базам проиранских сил в Ираке. Со второй половины июля сообщается о налетах на объекты, которые, по данным СМИ, могли использоваться для переброски оружия в Сирию и Ливан. Последний из них произошел 20 августа, вызвав пожар на складе боеприпасов народного ополчения на иракской авиабазе аль-Бакр. В Багдаде обвинили в авиаударах израильские беспилотники, которые, по их данным, действуют в координации с США. До сих пор израильские власти публично говорили только о налетах на соседнюю Сирию в рамках борьбы с Ираном в регионе.

25 августа израильские военные заявили, что нанесли авиаудары близ Дамаска по иранским объектам, чтобы сорвать атаку иранских ударных беспилотников по своей стране. По их словам, целью бомбардировок стали объекты иранского подразделения «Аль-Кудс» и шиитских отрядов в селении Акраба, юго-восточнее Дамаска. Госсекретарь США Майк Помпео обсудил по телефону удары израильских ВВС по территории Сирии с премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху, говорится в распространенном в воскресение заявлении официального представителя госдепа Морган Ортагус.

«Госсекретарь выразил поддержку права Израиля на самооборону от угроз, исходящих от Корпуса стражей Исламской революции, и на действия для предотвращения возможных нападений на его объекты в регионе», — сказано в сообщении.

Промежуточный вывод по Израилю:

Американская сторона предлагает региональным игрокам два перспективных проекта с участием Израиля: «сделка века» (урегулирование конфликта между Израилем и Палестиной, озвученная «стоимость» на сегодняшний день 50 млрд.дол.) и строительство газопровода EastMed в южную Европу в обход Турции.

США и Израиль активно сотрудничают по созданию и вовлечению региональной анти-иранской коалиции, которая косвенно отражается и на сирийском вопросе в связи с тем, что Сирия и Иран являются союзниками.

Российской стороне предложить кроме своего посредничества в урегулировании отношений Израиля как с Палестиной (представляя интересы Палестины), так и с Ираном (не имя глобального влияния на него и его действия в регионе в связи со слабой позицией в решении проблем с «ядерной сделкой» и невозможностью существенно повлиять на Европу в пользу Ирана) – пока нечего.

Ликвидность израильского актива России на данный момент значительно уменьшена по сравнению с предыдущим периодом.

Африка — Ливия.

Ливия – основные интересы России:

— Экономические интересы (дешевая нефть, газопровод Greenstream);
— Гражданская война (вооруженный конфликт: возможность торговли оружием со всеми сторонами, возможность силового передела бизнеса);
— «Военная экономика», предполагающая контрабанду практически на «государственном уровне» (в первую очередь – нефти);
— Миграционные потоки беженцев (рычаг/угроза Европе);
— Выборы (возможность влияния на них с целью победы нужного кандидата, а также с целью, в том числе, и с точки зрения недопущения/срыва таких выборов в собственных интересах).

Газопровод Greenstream. Этот газопровод соединяет Ливию с Италией, которая стала основным экспортным направлением ливийского газа. После событий 2011 г. экспорт газа из Ливии осуществляется только по Greenstream.

Ливия обладает крупнейшими в Африке доказанными запасами нефти (до 46,4 млрд баррелей) и занимает четвертое место на континенте по запасам газа (1,6 трлн кубометров).

Исторически большие интересы к ливийской нефти у Италии и Франции, которые одновременно пытаются возглавить переговоры о мирном урегулировании в этой стране.

В данный момент в Ливии действуют два органа исполнительной власти: признанное международным сообществом Правительство национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа в Триполи и временный кабинет министров Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, поддерживаемый Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром.

4 апреля Хафтар объявил о начале операции в Триполи с целью ликвидации окопавшихся там террористических группировок. В свою очередь глава ПНС Сарадж отдал приказ всем подконтрольным ему воинским подразделениям быть готовыми к обороне, а базирующиеся в столице вооруженные формирования начали кампанию “Вулкан гнева” для противостояния штурму.

Роль России в данном конфликте заключалась в том, что она предлагала посреднические услуги обоим сторонам в переговорном процессе по сути тормозя его. Т.е. основная задача России в решение политического урегулирования в Ливии была – это не допустить (или хотя бы отложить, оттянуть по времени) момент выборов в Ливии, после которых в этой стране может появится единый центр власти и решится вопрос не только политического урегулирования, но и экономического упорядочения и контроля со стороны единого правительства, в том числе по вопросам контрабанды нефти и беженцев в Европу.

На данный момент выборы, проведение которых было назначено в 2019 году, не могут состояться в связи с активной фазой военного противостояния сторон, которые происходят с переменным успехом. Т.е по большому счету ситуация с урегулированием заблокирована, но и повлиять на процесс Россия пока не может.

Большую заинтересованность в разрешении ливийского конфликта в последнее время демонстрирует Франция, это стало одной из тем переговоров между президентами России и Франции. «У нас важная тема, конечно, это Ливия. Здесь нужно добиваться примирения конфликтующих сторон. И мне бы очень хотелось выяснить позицию Французской Республики и президента Франции по этой тематике — с тем, чтобы скоординировать наши усилия», — сказал президент РФ В.Путин журналистам в преддверии переговоров с французским лидером Эммануэлем Макроном 19 августа.

Промежуточный вывод по Ливии:

Нужно отметить, что данный актив – Ливия – не стоит приоритетным для США сейчас, кроме как пресечения контрабанды ливийской нефти для Сирии, за чем Штаты зорко следят. Поэтому этот актив не может быть должно разыгран в переговорах между США и Россией.

Это скорее заинтересованность европейских стран – Италии и Франции. Тут нужно отметить, что Франция, заинтересованная в мирном разрешении конфликта в Ливии, является участником и Нормандского формата в украинском вопросе. Поэтому Россия может за него поторговаться в данном формате. Но без поддержки США решений в том числе и по Ливии данный актив не может быть достаточно ликвидным для России.

Ликвидность ливийского актива России на данный момент «заморожена» или находится в процессе «ожидания» востребованности со стороны европейских стран.

Азия: Туркменистан, Афганистан и Кашмир (Индия-Пакистан)

Как и в предыдущих рассматриваемых регионах в этом регионе есть энергоресурсная составляющая, которая может объединить региональных игроков вокруг проектов ее реализации, и которая угрожает экономическим интересам России.

 Туркменистан

Транскаспийский газопровод

Туркменистан обладает примерно 10% всех разведанных мировых запасов природного газа (первое в мире место по запасам и четвертое место в мире по разведанным запасам). В 2016–2019 годах был приостановлен экспорт голубого топлива в Россию из-за разногласий в цене на поставляемый газ. Буквально недавно Газпром вновь заключил сделку с Ашхабадом, но в очень скромных объемах.

Конкуренция различных региональных и международных игроков за Туркмению будет усиливаться. Прошлой осенью в Ашхабаде впервые за много лет побывала делегация политиков и предпринимателей из Германии. Они пообещали активизировать лоббистские усилия по продвижению проекта Транскаспийского газопровода. Если этот грандиозный трубопровод будет построен, туркменский газ сможет попадать прямо в Евросоюз, минуя Россию – через Закавказье и Турцию.

С июля этого года ЕС и Туркмения работают над рамочным соглашением о поставках туркменского газа в Европу, сообщил в интервью газете правительства «Нейтральный Туркменистан» временный поверенный представительства ЕС в Туркменистане Любомир Фреборт. Также в числе отраслей, привлекательных для европейских инвесторов, он назвал развитие туркменской газопроводной инфраструктуры, служащей интересам энергетической безопасности Евросоюза.

Он подчеркнул, что решение ЕС изменить своё присутствие в стране до полноценного представительства в Туркменистане в 2019 году знаменует кульминацию двусторонних отношений, демонстрируя интерес ЕС к укреплению сотрудничества с Туркменистаном.

Ряд аналитиков полагают, что недавно анонсированный администрацией США вывод войск из Афганистана порождает, возможно, некие надежды в Ашхабаде на то, что эти войска могут прийти на помощь Туркменистану в случае прямого вторжения туда боевиков из Афганистана. Тем более что в 1994-м началось сотрудничество Туркменистана с натовской программой «Партнерство во имя мира», продолжающееся в настоящее время.

Но при означенном варианте Ашхабаду придется, во-первых, удовлетворить давний «арендный интерес» Вашингтона и НАТО к экс-советским военным базам в Мары и Кушке, расположенных (особенно Кушка) в районе максимального углубления туркмено-афганской границы в территорию Афганистана. А во-вторых, принять участие в лоббируемом Западом проекте экспортного Транскаспийского газопровода в обход РФ.

В любом случае афганский контекст ситуации в Центральной Азии, становящийся все более актуальным, впрямую касается долгосрочных, если не бессрочных экономических и особенно военно-политических интересов России, других стран ОДКБ, а также США и НАТО в столь обширном регионе. Такой расклад, естественно, учитывается туркменским руководством, которое – в том же контексте – просчитывает все варианты реагирования на пограничную с Афганистаном ситуацию.

Помощник госсекретаря США Дэвид Хейл на встрече 26 августа в Нур-Султане с главами МИД Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении заявил, что Вашингтон хочет придать новый импульс формату «Центральная Азия плюс США» и оживить сотрудничество.

Афганистан

Для реализации данного проекта нужно разрешение давних конфликтов на территории региона.

Газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ)

Движение «Талибан» и Соединенные Штаты достигли соглашения о сроках вывода иностранных войск из Афганистана, сообщил пакистанской газете Dawn официальный представитель талибов Сухейл Шахин 24 августа. «Мы пришли к соглашению о сроках вывода (войск – ред.)… В настоящее время обсуждения сосредоточены на механизме его реализации», — заявил представитель талибов в пятницу, находясь в Дохе.

Спецпосланник США по Афганистану Залмай Халилзад, который возглавляет американскую делегацию на переговорах, опроверг сообщения СМИ о том, что США якобы собираются прекратить поддержку афганской армии в рамках соглашения с «Талибан» и что они обсуждали создание переходного правительства с участием представителей «Талибан». «Позвольте мне прояснить: мы будем защищать афганские силы и сейчас, и после соглашения с талибами. Все стороны согласны, что будущее Афганистана будет определяться во время межафганских переговоров», — подчеркнул Халилзад.

Госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что «США намерены вывести военнослужащих из Афганистана как можно скорее и в как можно большем количестве». Вместе с тем он подчеркнул важность гарантий, что террористы никогда больше не смогут угрожать США с территории Афганистана. Администрация президента США Дональда Трампа ставит условием вывода своих военных прекращение огня радикальным движением «Талибан» и разрыв отношений с международной террористической сетью «Аль-Каида». Вашингтон также требует от радикального движения сесть за стол переговоров с афганским правительством.

Российская же сторона предлагает себя в качестве «потенциального гаранта» чужих соглашений, чтобы иметь хоть какое-то отношение к данному процессу и иметь возможность в дальнейшем использовать это для своего влияние в данном регионе, хотя таких предложений России не поступало.

Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова сообщила, что «Москва готова выступить гарантом соглашения США и афганского радикального движения «Талибан», если такое предложение поступит. Российская сторона готова выступить свидетелем подписания или гарантом выполнения соглашений между США и движением талибов, если соответствующее обращение сторон к нам подступит». «Вместе с тем мы полагаем, что международный механизм обеспечения договоренностей должен быть определен в ходе переговоров между самими сторонами, а именно США и движением талибов, при соответствующих консультациях с потенциальными международными гарантами» — заявила она.

Кашмир (Индия-Пакистан)

Причина конфликта в Кашмире. Территория Кашмира остается предметом спора между Индией и Пакистаном с 1947 года, когда Лондон, предоставив независимость Британской Индии, разделил ее на два государства по религиозному признаку. Обе страны осуществляют административное управление отдельными районами Кашмира.

Поскольку в индийской части Кашмира сильны сепаратистские настроения, Индия традиционно размещает в регионе большое число военизированных и полицейских формирований. Нью-Дели постоянно обвиняет Исламабад в поддержке сепаратистов, Пакистан отвергает эти обвинения.

Правительство Индии объявило 5 августа о решении упразднить штат Джамму и Кашмир и создать в этом регионе две союзные территории (административные единицы, имеющие меньше прав, чем штат). С этой целью парламент утвердил отмену 370-й статьи конституции, которая наделяла штат Джамму и Кашмир особым статусом. Пакистан решительно осудил этот шаг.

В связи с этим 7 августа власти Пакистана приняли решение выслать посла Индии на родину. Также Исламабад заявил о намерении понизить уровень дипломатических отношений и приостановить двустороннюю торговлю с Индией.

Глава внешнеполитического ведомства КНР заявил, что «Китай продолжит поддерживать Пакистан в защите его законных прав и интересов, а также будет выступать за справедливость в отношении Пакистана на международной арене».

Представитель американской администрации 22 августа заявил, что Президент США Дональд Трамп готов помочь Индии и Пакистану в снижении напряженности между ними из-за штата Джамму и Кашмир, но они должны проявить интерес к этому: «Но мы отмечаем, что Индия не попросила никакого официального посредничества», — сказал он. По его словам, Трамп дружен с лидерами обеих стран и готов помочь, если они оба предложат ему это сделать.

Президент США Дональд Трамп обсудил торговлю и ситуацию вокруг спорного региона Кашмир с премьер-министром Индии Нарендрой Моди на полях саммита Группы семи во французском Биаррице 26 августа, говорится в распространенном в понедельник сообщении Белого дома: «Трамп повторил позицию о необходимости диалога между Индией и Пакистаном для снижения напряженности и признал роль Индии как крайне важного партнера в Афганистане», — сказано в документе.

Индия претендует на ключевого игрока – лидера в регионе. Так же интересны высказывания глав МИД России и Индии в одном ключе о возрастающей роли G-20 и утраты доминирующей роли США.

Министр иностранных дел Индии Субраманиям Джайшанкар, выступая на площадке международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил, что «доминирование Соединенных Штатов в мировых процессах сходит на нет, число центров влияния постоянно растет. Мы пришли к тому, что на смену «Большой семерке» пришла «Большая двадцатка», это теперь важнейший международный клуб, — пояснил министр. — Формат «двадцатки» показывает, что понимание мира изменилось. Мы считаем, что экономическая, политическая и технологическая мощь больше распределена по миру, чем когда-либо в истории после 1945 года. Сейчас больше источников влияния в мировом порядке, и идея о том, что одна страна может брать на себя определяющую роль, устарела».

Глава МИД РФ Сергей Лавров: «Россия никогда инициативно не поднимала вопрос о своём возвращении в G8, мы не уклоняемся от контактов со странами, которые входят в «группу семи», но главные вопросы сейчас решаются, если брать мировую экономику, мировую политику, финансовую в том числе, они решаются в «Группе двадцати». И в «Группе двадцати», там есть и все члены «семерки», и все члены БРИКС, и наши позиции в «Группе двадцати» определяются теми подходами, которые координируются в объединении БРИКС», — подчеркнул министр.

Промежуточный вывод по странам центральной Азии:

          США добиваются прогресса в переговорном процессе с «Талибами» без помощи России, которая пыталась наладить контакты к представителями «Талибана» и официальных властей Афганистана через создание площадки «Московского формата», которая не дала положительных результатов или прорывов в решении данного вопроса. Чтобы попытаться остаться вовлеченной в процесс Россия предлагает себя в качестве потенциального гаранта выполнения соглашения между США и «Талибаном».

Также Вашингтон хочет придать новый импульс формату «Центральная Азия плюс США» и оживить сотрудничество, в частности с Туркменистаном, который может быть вовлечен как в европейские энергетические проекты (подключение в будущем к Транскаспийскому газопроводу в обход РФ), так и в проект газопровода ТАПИ. Позиция же Индии говорит о том, что она претендует на роль регионального лидера наперевес Пакистану.

Ликвидность афганского актива России на данный момент значительно уменьшена по сравнению с предыдущим периодом.

Латинская Америка: Венесуэла

Венесуэла обладает самыми большими в мире разведанными запасами нефти (более 300 млрд баррелей), при этом в ее недрах преобладает тяжелая нефть, которую активно используют в органическом синтезе и химической промышленности.

В Венесуэле 21 января начались массовые протесты против действующего президента Николаса Мадуро, вскоре после приведения его к присяге. После начала беспорядков спикер оппозиционного парламента Хуан Гуаидо провозгласил себя временным главой государства. Ряд стран Запада во главе с США заявили о признании Гуаидо. В свою очередь Мадуро назвал главу парламента марионеткой США. Россия, Китай и ряд других стран поддержали Мадуро как легитимного президента Венесуэлы. В Москве назвали “президентский статус” Гуаидо несуществующим.

Еще 14 апреля помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, выступая с программной речью, в которой он очертил курс американского правительства в отношении Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, заявил, что «нынешняя администрация США во главе с президентом Дональдом Трампом намерена применять в своей политике в отношении Латинской Америки «доктрину Монро».

США традиционно рассматривают Южную Америку как зону своих исключительных интересов на основе провозглашенной еще в 1823 году доктрины президента Джеймса Монро («Америка для американцев»). Доктрина предполагает невмешательство стран из других регионов в дела американских государств.

На основании этого специальный представитель США по Венесуэле Эллиот Абрамс в июле заявил, что «США рассматривают возможность введения санкций в отношении России из-за поддержки венесуэльского правительства».

Надо отметить, что санкционная политика США по отношению к самим властям Венесуэлы во главе с Н.Мадуро, которые не признаются американской стороной легитимной, и тем, кто поддерживает его власть в данный период (на основании закона о вторичных санкциях CAATSA) значительно усилилась и напоминает санкционную политику по отношению США к Ирану.

Например, в начале августа президент США Дональд Трамп подписал указ о блокировке американских активов властей Венесуэлы. Под «властями Венесуэлы» подразумеваются государство и правительство Венесуэлы, любое политическое подразделение, ведомство или их структуры, включая Центральный банк и национальную нефтегазовую компанию PDVSA, уточняется в документе.

Еще пример, Китайская CNPC отказывается от прямых закупок нефти из Венесуэлы из-за ужесточения санкций США в отношении латиноамериканской страны, компания отменила закупку около 5 миллионов баррелей венесуэльской нефти.

И это не единственная аналогия с Ираном. Например, в конце июля советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон так же заявил, что «Иран и ливанская шиитская организация «Хезболлах» оказывают помощь венесуэльскому лидеру Николасу Мадуро и непосредственно угрожают безопасности стран Западного полушария. Мы продолжим разоблачать соратников Мадуро и усилия Ирана по осуществлению своей деятельности в Западном полушарии».

США связывают в один контекст решение иранского и венесуэльского вопроса. Эти действия производятся американцами для того, чтобы лишить Н.Мадуро поддержки союзниками, вести прямые переговоры с ним и вынудить его принять условия капитуляции без военного вмешательства извне так же как и Иран (работа по одному сценарию).

Соединенные Штаты ведут секретные переговоры с председателем Конституционной ассамблеи Венесуэлы Дьосдадо Кабельо по поводу гарантий для людей из окружения президента страны Николаса Мадуро на случай, если его соратники согласятся следовать плану по отстранению его от власти. Как сообщило в воскресенье агентство Associated Press, с таким утверждением выступил представитель американской администрации 19 августа. Президент Венесуэлы Николас Мадуро подтвердил, что венесуэльские чиновники ведут переговоры с США, добавив, что этот диалог длится уже несколько месяцев.

На закрытии шестой южноамериканской конференции по вопросам обороны SOUTHDEC 2019 глава Южного командования Вооруженных сил США адмирал Крейг Фоллер 23 августа заявил, что «США не планируют военного вторжения в Венесуэлу, отдавая приоритет работе над планами на период после отстранения президента Николаса Мадуро от власти в Боливарианской Республике».

Попытки России обозначить свое присутствие в Венесуэле и оказать помощь нынешнему президенту страны Н.Мадуре приводят к активному противодействию.

Так, 15 августа Шойгу и Падрино Лопес на встрече в Москве подписали соглашение о взаимных визитах военных кораблей. Главы оборонных ведомств также обсудили ситуацию в латиноамериканской стране и вопросы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. Ранее в Венесуэлу неоднократно летали самолеты Воздушно-космических сил РФ.

А 27 августа Национальная ассамблея (парламент) Венесуэлы, находящаяся под контролем оппозиции, объявила недействительными новое соглашение с Россией в военной сфере. «Это соглашение не было рассмотрено ни комиссией по внешней политике, суверенитету и интеграции, <…> ни парламентом, что указывает на его неконституционность, а значит оно недействительно», — утверждается в решении законодательного органа. Парламент также назвал нарушением конституции решение об открытии посольства Венесуэлы в КНДР.

Газета El Nacional сообщила, что президент Колумбии Иван Дуке 27 августа выступил с предложением в адрес Межамериканского суда по правам человека провести расследование ежедневных преступлений со стороны властей Венесуэлы: «Необходимо провести официальное расследование, чтобы больше не продолжались безнаказанные ежедневные преступления, совершаемые режимом Н.Мадуро в Венесуэле. Мы можем сделать это вместе с такой независимой региональной организацией, как Межамериканский суд (по правам человека)». В конце июля Дуке обвинил своего венесуэльского коллегу Николаса Мадуро в предоставлении убежища террористам и торговцам наркотиками.

Промежуточный вывод по Венесуэле:

Из-за применения «доктрины Монро», санкционной политики США, давления региональных игроков и непризнания легитимности действий и решений власти Н.Мадуро как внутри Венесуэлы, так и частично за ее пределами, влияние в венесуэльском вопросе для России стало весьма затруднено.

Нужно еще учитывать, что Венесуэла имеет огромные внешние долги перед Россией. Эти данные засекречены, но высказывалось мнение о том, что сумма инвестиций составляла около в 17 млрд. долларов. Из более-менее официальных источников, которые были обнародованы, звучит сумма долга в 3,15 млрд долларов.

Ликвидность венесуэльского актива России на данный момент значительно уменьшена по сравнению с предыдущим периодом.

Санкции

Как передало агентство Рейтер, Комитет сената США по международным делам 31 июля проголосовал за санкции против «Северного потока — 2». Законопроект подготовили сенаторы Тед Круз (от Республиканской партии) и Джин Шахин (от демократов).

Документ запрещает въезд в США любым лицам, причастным к «продаже, аренде, предоставлению или содействию в предоставлении» судов для укладки российских морских трубопроводов на глубине 30 метров и более, а также заморозку их активов, находящихся в американской юрисдикции.

Согласно процедуре, далее законопроект должен пройти через сенат, затем предстоит голосование в палате представителей и после этого он поступает на подпись президенту.

Голосование должно было состояться на прошлой неделе, однако сенатор Рэнд Пол выступил с письмом, где обратил внимание своих коллег по комитету, что инициатива ударит не по России, а по партнерам США в Европе. В частности, речь идет о швейцарской компании Allseas, которая прокладывает почти весь морской участок, а также об итальянской Saipem. Кроме того, под санкции могут попасть компании из Австрии, Германии, Нидерландов, Франции, Финляндии, Швеции, предупредил Пол.

В сенате находится другой законопроект, уже принятый палатой представителей. Его инициировала группа конгрессменов во главе с республиканцем Адамом Кинзингером. Этот документ охватывает не только «Северный поток — 2», но и «Турецкий поток». Концептуально он совпадает с законопроектом Круза и Шахин.

Новый пакет антироссийских санкций по «делу Скрипалей» вступил в силу 26 августа, следует из опубликованного в электронной базе Федерального реестра США документа. О намерении ввести дополнительные ограничительные меры в отношении России Госдеп объявлял в начале августа.

Эти санкции вводились в два этапа:

1) 19 августа: противодействие США предоставлению займов, финансовой или технической помощи России международными финансовыми институтами, а также об ограничении экспорта ряда товаров и технологий.

2) 26 августа: запрет американским банкам участвовать в первичном рынке нерублевых облигаций российского суверенного долга и предоставлять нерублевые кредиты российскому правительству.

Промежуточный вывод по вопросу «санкции»:

Санкционная политика США по отношению РФ давно вышла за пределы украинского вопроса и касаются уже не только самой России, но и ее партнеров в ЕС в частности энергетической сфере.  Также продолжается санкционное давление по «делу Скрипалей».

То есть, Россия понимает, что решение украинского вопроса не означает ослабление или снятие санкционного давления с нее со стороны США. Тем более без решения вопроса о Крыме, который Россия считает закрытым. Даже если санкции по украинскому вопросу будут сняты или ослаблены, остаются вопросы противостояния США и РФ в других конфликтных ситуациях, повлиять на которые Украина не сможет.

Это опасная ситуация для Украины. Потому что Россия готовится к новым, более жестким санкциям по другим вопросам и решение по украинскому вопросу не носит для РФ критического характера опасения новых санкций в случае эскалации конфликта.

Ликвидность актива России в вопросе «снятия санкций» на данный момент малозначительна для РФ по сравнению с предыдущим периодом

Вопрос возвращения РФ в G-7

На пресс-конференции в преддверии саммита G7 в Биаррице 24 августа глава Евросовета Дональд Туск выступил против возвращения России в G8 и предложил пригласить Украину на следующую встречу лидеров «Большой семерки» в качестве гостя.

«Условия исключения РФ в 2014 году все еще остались действительными», — сказал Туск. Он также отметил, что российские провокации в Азовском море – новая причина, по которой Россия не может вернуться в формат G8.

Канцлер Германии Ангела Меркель увязала возвращение России в «Большую семерку» с выполнением Минских соглашений. Все страны-члены G7, подчеркнула она, поддержали позицию Германии, которая ожидает прогресса в минском процессе для присоединения России к международному клубу.

Британская газета The Guardian написала, что, по мнению Трампа, для обсуждения проблем Ирана, Сирии и КНДР «Россия должна присутствовать в зале». Ранее американский лидер согласился на предложение президента Франции Эммануэля Макрона пригласить Россию на саммит G7 в 2020 году в США.

Отмечается, что лидеры других стран из «Большой семерки» не поддержали идею президента США, в результате произошла напряженная дискуссия. Трамп, по информации издания, не согласился с аргументами партнеров. Также подчеркивается, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ сохранял нейтралитет. Кроме того, с американским президентом согласился премьер-министр Италии Джузеппе Конте. Остальные участников саммита, включая главу Евросовета Дональда Туска, решительно выступили против восстановления расширенного формата.

Россию перестали приглашать на встречи семи ведущих стран мира после событий в Крыму и в Украине в 2014 году.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал возможное участие Владимира Путина в саммите G7. Представитель Кремля подчеркнул, что участие в G7 — не самоцель для России, Москва рассматривает формат «Двадцатки» как более предпочтительный.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский рассказал, какие условия Россия должна потребовать от G8 для своего возвращения. «Большая семерка уже наполовину состоит из бывших. Меркель — уходящий канцлер, итальянский премьер Конте — уже ушел. И Трамп может уйти в скором времени. Поэтому вернуться в этот клуб Россия может, но только в качестве хозяина», — написал Жириновский в Telegram.

Кроме того, он считает, что необходимо потребовать от других членов перестать создавать угрозы и напряженность в адрес России. «Предварительно мы должны объявить: мы больше не гарантируем, что в случае роста мировой напряженности и угроз в адрес России будем придерживаться концепции только ответного удара. Такой удар может быть неэффективным. Поэтому мы допускаем нанесение превентивного удара!»— написал Жириновский.

Промежуточный вывод по вопросу возвращения РФ в G-7:

Попытки заинтересовать Россию возвращением в G-7 при выполнении определенных условий по украинскому вопросу на данный момент не принесли должного результата. Судя по реакции РФ на подобного рода предложения выполнять эти условия она не собирается.

Так же стоит учитывать, что «Стратегия безопасности РФ» и «Военная доктрина РФ» в нынешнем виде действует до 2020 года, и какие новые положения или направления в свете новых геополитических реалий будут заложены в новых документах – пока неизвестно. Но тезис про возможность «превентивного удара» от Жириновского перекликается с представленной обновленной концепцией так называемой «Доктрины Герасимова-2».

И эти положения могут быть учтены в новых стратегиях России, что несет непосредственную угрозу в первую очередь Украине, которая имеет сопредельную с РФ границу как на суше, так и на море.

Ликвидность актива России в вопросе «возвращения РФ в G-7» на данный момент значительно уменьшена по сравнению с предыдущим периодом и выведена пока в плоскость малозначительных для нее.

«Гонка вооружений»

2 августа Соединенные Штаты, как и обещали, демонстративно вышли из ДРСМД и обвинили в произошедшем Россию. В тот же день из Пентагона пришла новость о том, что США в связи с выходом из ДРСМД активизируют разработку ракет, ранее попадавших под этот Договор.

Сейчас существует только один документ, который ограничивает ядерный арсенал США и России. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название — СНВ-3), подписанный в 2010 году, остается единственным действующим договором между Россией и США об ограничении вооружений. Соглашение истекает в феврале 2021 года, и пока американская администрация не объявила, намерен ли Вашингтон его продлевать.

Ранее советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что СНВ-3 вряд ли будет продлен, поскольку имеет недостатки. Россия в свою очередь неоднократно заявляла, что готова это обсудить. Трамп заявил о желании выработать новое трехстороннее ядерное соглашение между Россией, Китаем и Соединенными Штатами. В Пекине, однако, эту идею отвергли.

Инцидент на военном полигоне под Северодвинском в Архангельской области произошел 8 августа. Тогда Минобороны РФ сообщило о двух погибших при инциденте с жидкостной двигательной установкой, не уточняя, о какой разработке идет речь. 10 августа госкорпорация «Росатом» проинформировала, что жертвами возгорания и последующего взрыва во время испытания ракеты на морской платформе стали пять ее сотрудников, трое госпитализированы.

Президент США Дональд Трамп на своей странице в Twitter написал, что в Вашингтоне «многое поняли после взрыва ракеты в России». Он утверждал, что у американской стороны «есть похожие, хотя и более продвинутые технологии». По его словам, «взрыв российской Skyfall (название крылатой ракеты неограниченной дальности с малогабаритной сверхмощной ядерной энергоустановкой «Буревестник» по классификации НАТО) заставил людей беспокоиться о качестве воздуха в районе объекта и далеко за его пределами».

США считают, что разработка Россией гиперзвуковой крылатой ракеты ставит под сомнение целесообразность продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) на пять лет. Об этом агентству Reuters на условиях анонимности заявил высокопоставленный источник в американской администрации. В американской администрации считают, что взрыв на военном полигоне под Северодвинском связан с проведением испытаний такой ракеты.

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в интервью радиостанции «Голос Америки», комментируя ЧП под Северодвинском заявил, что «Россия ворует американские технологии, связанные с гиперзвуковым оружием».

14 августа американский посол в России Джон Хантсман заявил, что «США не планируют размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе».

18 августа Пентагон провел испытания крылатой ракеты, которая поразила цель на расстоянии свыше 500 км. ДРСМД запрещал производство и испытание ракет с дальностью от 500 км до 5,5 тыс. км. В Пентагоне уточнили, что проводились испытания разновидности крылатой ракеты «Томагавк», для испытаний использовалась пусковая установка Mk-41, но другой конфигурации, чем та, которая установлена на американской базе в Румынии.

Кроме того, в ноябре Министерство обороны США планирует провести испытание баллистической ракеты наземного базирования, схожей с ракетой «Першинг-2». Все ракеты этого класса были уничтожены к 1991 году в соответствии с положениями ДРСМД.

Также в пресс-службе Пентагона сообщили, что «США еще не приняли решение о том, где и когда могут быть развернуты новые крылатые ракеты наземного базирования, испытания которых начались на днях». А министр обороны США Марк Эспер обозначил, что «Испытанная США ракета, ранее запрещенная ДРСМД, предназначена для сдерживания Китая».

Президент РФ Владимир Путин 21 августа заявил, что его беспокоит возможность осуществлять пуски испытанной США ракеты из Румынии и Польши. «Что меня беспокоит. Эта испытанная ракета, как заявили в Пентагоне, это Tomahawk, то есть ракета морского базирования. Ее приземлили, приспособили для пусков с земли. Пуски этих ракет могут быть осуществлены с пусковых установок, которые уже расположены в Румынии и должны быть расположены в ближайшее время в Польше. Достаточно поменять только программное обеспечение», — сказал российский лидер на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Финляндии Саули Ниинистё. Путин добавил, что не уверен в том, что американская сторона будет информировать европейских партнеров о том, какое программное обеспечение у них в этих системах находится. «Для нас это означает, что возникает новая угроза, на которую мы соответствующим образом должны реагировать», — добавил он.

На экстренном заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке, которое было созвано в четверг, 22 августа по требованию Москвы и Пекина, российские, американские и китайские дипломаты поспорили об угрозах из-за ядерного оружия со стороны друг друга.

Исполняющий обязанности постпреда России при ООН Дмитрий Полянский, сказал что «мир стоит в одном шаге от неконтролируемой гонки вооружений из-за геополитических амбиций США». В свою очередь исполняющий обязанности постпреда США при организации Джонатан Коэн заявил, что «США намерены разрабатывать и испытывать ракетные системы, ранее запрещенные ДРСМД, ссылаясь при этом на угрозы со стороны Москвы и Пекина.  Он указал, что действия России и Китая ведут к тому, что происходит размыв основы безопасности, и США не намерены игнорировать эту ситуацию».

Владимир Путин на совещании с членами Совета безопасности 23 августа поручил подготовить симметричный ответ на испытания американской новой крылатой ракеты. Стенограмма опубликована на сайте Кремля. «В то же время Россия не хочет и не будет втягиваться в гонку вооружений и по-прежнему открыта к конструктивному диалогу с США», — заключил президент.

Промежуточный вывод по вопросу «Гонки вооружений»:

Фактически «гонка вооружений» получила старт, на котором российские испытания привели к негативному результату, а испытания США прошли позитивно. Это не только ударило по имиджу РФ, но и еще больше втянуло ее в новый виток гонки. Теперь России необходимо доказывать свою состоятельность как державы, обладающей супероружием наравне с США.

Весьма тревожны высказывания президента РФ о возможных угрозах со стороны Румынии и Польши. Это может говорить о том, что РФ постарается окружить себя «поясом безопасности», взяв «в заложники» и Украину.

Ликвидность актива России в вопросе «гонки вооружения» на данный момент уменьшена по сравнению с предыдущим периодом.

Вывод:

Все в совокупности эти факторы могут привести к «гибридному» ответу РФ в украинском вопросе – силовому сценарию с «гибридными миротворцами» для восстановления влияния в Украине и качественному повышению ликвидности украинского актива России для последующих торгов с коллективным Западом в других вопросах.

Украина может стать заложником России на долгие годы.  

 

[1] Речь идет о программе Sentinel, которой США и их союзники будут оказывать материально-финансовую поддержку. Помощник главы Пентагона Кэтрин Уилбаргер заявила, что коалиция создается не для военного противостояния Ирану, а для обеспечения безопасности транспортного судоходства, в первую очередь путем усиления разведки и наблюдения в регионе.

 

 

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *