ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СИРИИ И УКРАИНЕ КАК ГИБРИДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Автор: Тимошенко Н.

 

Вступление
Введение в тему: курдский вопрос в Сирии
Позиция основных игроков:
— США;
— Турция;
— Сирия.
Россия становится посредником в урегулировании вопроса независимости курдов с властями Сирии
Изложение основного материала
     Внешнее сходство проблемы курдов в Сирии и созданных Россией квазигосударственных образований «ЛНР/ДНР» в Украине
Схожими также являются и конкретные действия России в Сирии и в Украине.
     Различие в природе конфликтов в Украине и Сирии.
— В Украине не было и нет межнационального, межэтнического или межконфессионального внутреннего конфликта.
-Поэтому сценарии разрешения ситуации в Сирии и в Украини не могут быть идентичными.
О возможном создании опасного прецедента не только для Украины, но и для Европы в будущем — подмена понятий:
— В украинском вопросе идет работа по подмене понятия «национальное или этническое меньшинство» на понятие «русскоговорящее меньшинство», как тождественные или равностоящие;
— В качестве примера: возможные последствия для Германии;
— В качестве примера: подмена понятия в Ливии.
ВЫВОД
— Попытки отождествления и предложения аналогичных подходов в решении двух совершенно различных по природе конфликтов (Сирия – курды, Украина – ОРДЛО) являются одним из гибридных инструментов агрессивной внешней политики Российской Федерации.


 

Вступление

 Алгоритм действий Российской Федерации в различных регионах мира, как правило, строится на одинаковых подходах, что предопределяет развитие ситуаций в них по схожим сценариям.

Глубинное понимание природы действий российской стороны в одном из конфликтных регионов мира, позволяет с высокой долей вероятности спрогнозировать её дальнейшие шаги в другом конфликте.

В первую очередь нас конечно же интересует Украина.

Так, наблюдая за попытками России внедрить свой сценарий «Концепции безопасности в Персидском заливе», мы видим определённое сходство  с логикой её действий в Керченском проливе и Черном море (если не в полном объёме, то в отдельных составляющих). А «Миротворцы в Идлибской зоне» ‒ «один в один» укладываются в сценарий, который Россия пытается разыграть в Украине с «миротворцами на линии соприкосновения с ОРДЛО».

Можно приводить много подобных примеров, но наиболее ярко аналогии с Украиной просматриваются в данный момент в попытке решить курдский вопрос в Сирии. Поэтому предлагаем на нём остановиться более детально.

Введение в тему: курдский вопрос в Сирии

Выделим очень условно основных игроков:

  • США (поддерживают сирийских курдов)
  • Турция (поддерживает оппозиционные силы против Б.Асада и стоит в жестком противостоянии с сирийскими курдами)
  • Сирия (власть Б.Асада в противостоянии к независимости курдов)
  • Сирийские курды, стремящиеся к независимости в составе Сирии (поддерживаются США и коллективным Западом)

Для начала, выясним, кто же может быть посредником в урегулировании вопроса независимости курдов с властями Сирии?

У Сирии (Б.Асада) два союзника ‒ Россия и Иран, которые могли бы оказать влияние или давление на Дамаск в принятии решений по курдам.

США не имеют прямых (официальных) контактов ни с Сирией, ни с Ираном, но поддерживают контакт с Россией.

Таким образом в этом вопросе на первый план выходит именно Россия.

Далее, напомним, что в процессе урегулирования ситуации в Сирии международными игроками по резолюции 2254 ООН утвержден такой план действий: создание конституционного комитета, написание новой конституции, перезагрузка власти в стране по новой конституции.

Изначально была сделана ставка в решении политических вопросов на Конституционный комитет, в который вошли представители теперешней власти Б.Асада, представители гражданского общества и представители от оппозиции (50/50/50). Но реалии показали, что его работа с лёгкостью блокируется и затягивается на неопределенный срок. Этот комитет должен был решить, в том числе и курдский вопрос.

Теперь посмотрим на цепочку событий последнего времени, которая расставляет новые акценты в реалиях политического процесса урегулирования конфликта в Сирии.

Начнём с выхода США из северных районов страны, из-за операции Турции против курдов по созданию так называемой «буферной зоны» в октябре (месяце) 2019 года.

Американцы проделали много различных маневров с выходом, входом, последующим частичным возвращением и передислокацией своих частей на нефтяные месторождения Заефратья, подконтрольные курдам, как было ими заявлено ‒ для их совместной охраны от ИГИЛ, Сирии и России.

Официальная позиция Вашингтона:

  • США присутствуют в Сирии для борьбы с ИГИЛ.
  • США поддерживают курдов в борьбе против ИГИЛ.
  • Они оказывают помощь курдам, в том числе по содержанию в тюрьмах боевиков ИГИЛ, которых международное сообщество отказывается забирать (а речь идет об около 6 тыс. боевиков и еще 12 тыс. членов их семей).
  • На это требуются средства – для этого в том числе и используются доходы с нефтяных месторождений, которые американцы теперь охраняют.

Фактически всех целей США добились, но главное ‒ они поднялись над ситуацией «на земле», перейдя от роли «непосредственного участника» в статус «международного арбитра».

При этом представителями США  в частности министром обороны страны Марком Эспером заявлено, что они не обещали курдам помощи в предоставлении им автономии в Сирии. Это сделано для того, чтобы к Америке нельзя было предъявить претензий по вопросу внутреннего вмешательства в дела другой страны.

На самом деле эти вопросы США курируют, делегируя их решение оставшимся «на земле» игрокам – Сирии, России, Турции и Ирану, повысив своим присутствием на нефтяных месторождениях статус самих курдов – как новых легитимных участников политического процесса (введя энергетический фактор).

Позиция Турции по курдам сводится к нескольким основным моментам:

Первое ‒ ни под каким названием и ни в какой форме самостоятельного (или даже с элементами самостоятельности) курдского образования на территории Сирии быть не должно. Для этого Турция заблокировала участие сирийских курдов (представителей «Сирийских демократических сил» (SDF)) в Конституционном комитете.

В состав Конституционного комитета Сирии входят курды, но представителей «Сирийских демократических сил» (SDF) в комитете нет – Турция наложила «вето». А значит продвинуть свои требования по автономии на уровне комитета для обсуждения включения в новую конституцию – курды не смогут.

Так, председатель исполкома Сирийского демократического совета (SDC) Ильхам Ахмед, которых поддерживает США не представлены в КК: «выразила сожаление относительно того, что сирийские курды не участвуют в конституционном комитете из-за вето Турции».

Второеколичество (сирийских) курдов, имеющих оружие, необходимо свести «к минимуму».

На данный момент российская сторона озвучила 63 тыс. таких бойцов. Эту задачу попробовали решить через предложение курдам «влиться» в ряды сирийской армии. Но без решения политических вопросов курды отказались, оставив дверь для переговоров открытыми.

Позиция же Сирии (Б.Асада) однозначная – «САР это унитарное государство». Б.Асаду это необходимо для сохранения собственной власти, контроля за территориями и населением в будущих выборах, и возможности избежать наказания за последствия гражданской войны и преступлений, которые совершенные против собственного народа.

Естественно, что официальные власти Сирии высказывают нежелание в создании новой конституции, считая, что достаточно нескольких правок в старой, и будут всячески тормозить и затягивать работу Конституционного комитета, что мы уже сейчас и наблюдаем.

Ситуация зашла в тупик.

По нашим наблюдениям, все эти факторы и противоречия, создают благоприятные условия для России внести свои предложения по урегулированию проблемы с курдами таким образом, чтобы их потом с лёгкостью можно было перенести на процес решения конфликта с ОРДЛО в Украине.

Ведь если России удастся решить проблему курдов в Сирии – она вполне может рассчитывать на благодарность международного сообщества (в первую очередь США) и предложить решить точно таким же образом ещё одну международную проблему ‒ в Украине, только уже в свою пользу.

Изложение основного материала

А внешнее сходство проблемы курдов в Сирии и созданных Россией квазигосударственных образований «ЛНР/ДНР» в Украине конечно же просматривается.

Внешнее сходство:

попытка создания автономии в унитарном государстве:

  • Сирийский Курдистан
  • ДНР и ЛНР (ОРДЛО)

поддержка, противостоящий сторон одними и теми же мировыми игроками в обратном порядке:

  • курдов (сепаратистов) поддерживает США и Европа, а сирийскую власть – Россия
  • власти «ДНР и ЛНР» (сепаратистов) поддерживает Россия, украинскую власть поддерживают США и ЕС

решения вопроса путём изменения конституции

  • Требование принятия новой конституции
  • Требование конституционной реформы

энергоресурсный регион

  • в Сирии – это нефть,
  • на Донбассе – это уголь

Возможное введение миротворцев (между противостоящими сторонами – как один вариантов рассмотрения проблемы в различных интерпретациях)

  • между Турцией и курдами на территории Сирии;
  • между Украиной и ОРДЛО.

Схожими также являются и конкретные действия России в Сирии и в Украине.

Действия России:

Закрепление автономии при сохранении территориальной целостности.

  • Демонстрация со стороны РФ поддержки курдов в их стремлении закрепить автономию в Конституции, хотя Россия является союзниками Асада, который выступает против этого. «Все курды в Сирии должны быть вписаны в сирийскую конституцию»
  • Формула Штанмайэра в конституцию Украины: Для «ДНР и ЛНР» должен быть предоставлен особый статус, закрепленный на постоянной основе в Конституции Украины

Конституциональные вопросы

  • Включение курдов в Конституционный комитет
  • Представительство ОРДЛО при разработке новой конституции Украины

Прямой контакт между сторонами

  • Выведение на прямой контакт курдов и сирийской власти – Сирия была против, не признавая легитимности власти курдов на их территории;
  • Выведение на прямой контакт власти ОРДЛО с Украиной (попытка организовать межпарламентский диалог в Нормандском формате)

Интеграция в силовые структуры военизированных подразделений

  • Создание местной курдской милиции и сохранение нынешней местной курдской власти
  • аналогичные действия в ОРДЛО

Но при всей казалось бы схожести ситуации в Сирии и в Украине, необходимо глубоко понимать РАЗЛИЧНУЮ природу возникновения этих конфликтов, и строго пресекать попытки РФ действовать по одному и тому же сценарию в процессе их урегулирования.

Отождествление совершенно разных стремлений участников этих конфликтов к автономии может создать опасный прецедент сначала для Украины, а в недалёком будущем и для всей Европы.

А различие в природе конфликтов в Украине и Сириипринципиальноеэто основа их возникновения и дальнейшее стремление участников.

Различия:

Основа возникновения — Суть конфликтов

  • Межнациональный, этнический конфликт внутреннего характера;
  • конфликт на языковой почве, искусственно спровоцированный и управляемый внешней стороной (Россией);

Попытки внешней интеграции

  • Курды стремятся к автономии в составе Сирии;
  • Желание непризнанных властей ОРДЛО интегрироваться в Россию. Российская паспортизация (выдача паспорта другого государства, гражданство РФ);

Российская сторона не раз заявляла на высшем официальном уровне о том, что

в Сирии:

  • Курдам, как и любому другому этническому, конфессиональному меньшинству, должны быть обеспечены неотъемлемые языковые, культурные и прочие права, при этом нужно исходить из принципа территориальной целостности.

В Украине:

  • Выступая на заседании СБ ООН (16.07.2019), постпред России В. Небензя заявил, что «русскоязычные граждане Украины не являются национальным меньшинством в классическом смысле этого слова». Но «… источники и опросы якобы показывают, что русский на Украине по-прежнему является родным или предпочтительным для общения большинства населения страны».

Еще раз подчеркнем – природа данных конфликтов совершенно разная, не сопоставимая. В Украине не было и нет межнационального, межэтнического или межконфессионального внутреннего конфликта. Поэтому сценарии разрешения ситуации в Сирии и в Украини не могут быть идентичными.

В этом и заключается главная опасность – «дьявол кроется в деталях».

 О возможном создании опасного прецедента

Теперь вернемся к вопросу о возможном создании опасного прецедента не только для Украины, но и для Европы в будущем.

Решить положительно вопрос с сирийскими курдами, обеспечив их интеграцию в сирийское общество и государственное устройство на достойном уровне, заинтересованы в первую очередь и США и коллективный Запад.

Оказать им помощь в этом процессе может Россия, как основной посредник, имеющий влияние на Б.Асада.

И если у России решить вопрос с курдами по указанному выше сценарию получится, то это будет всеобщая победа.

Но такую победу Россия обернет против Украины, требуя такого же подхода и в решении украинского вопроса.

И здесь будет очень важна консолидированная позиция коллективного Запада в понимании, что конфликты в Сирии и в Украине нельзя отождествлять только потому, что сценарии для их решения Россия предлагает одинаковые.

Если коллективный Запад, по предложению России, поставит на одну плоскость решение этих двух совершенно различных по природе конфликтовт.е. решение по одному сценарию, — то в итоге будет получен международный прецедент, который Россия будет не только развивать, но уже и активно использовать на территориях других стран, в первую очередь, в Европе.

Свое развитие такой прецедент может получить в виде признания русскоязычных граждан — «национальным меньшинством», что откроет огромные возможности для России по увеличению своего влияния, давления и дестабилизации обстановки во многих странах.

Это – подмена понятий.

К примеру, со стороны представителей многомилионной российской  диаспоры в ФРГ в последнее время мы всё чаще слышим заявления об ущемлении их прав в использовании русского языка (16 декабря Фракция партии Левые в бундестаге направила правительству страны запрос с требованием разъяснить ситуацию с русским языком в Германии (авторы запроса, депутаты Сара Вагенкнехт и Дитмар Бартш и другие члены фракции).

Политики адресуют правительству 46 вопросов по различным аспектам использования и поддержки русского языка в Германии (в том числе: какие меры предпринимает правительство для поддержки изучения русского языка).

А русскоговорящих в Германии целых ‒ 6 млн. Если же учесть необходимость России полностью контролировать (в т.ч. и усиленно охранять) свой стратегический актив ‒ газопровод «Северный поток 2» (энергетический фактор), неустраивающий многих, то с проблемами, которые сегодня решает Украина, уже в недалёком будущем может столкнуться и Германия.

Еще немного о подмене понятий, которые использует Россия

Подмена понятия в Ливии. 19 января в Берлине прошла Международная конференция по Ливии. Странами, участниками конференции, разработан план из 55 пунктов, который презентуется для утверждения и реализации на площадке ООН.

Так вот со слов Главы МИД России Сергея Лаврова там есть интересный, на наш взгляд, пункт: «Есть раздел о политическом процессе, о том, как решать экономические проблемы Ливии, с учетом того, что все ливийские стороны — конфессиональные, военные, политические группы — должны иметь доступ к природным богатствам».

Т.е. военные группы в стране – приравниваются к конфессиональным и политическим. Это не только легализация действий Хафтара, это еще подмена понятий в политическом треке, которая должна быть утверждена в ООН.

Подмена понятий в решающих документах – это то, к чему стремиться РФ и в других конфликтах.

Так, в украинском вопросе идет работа по подмене понятия «национальное меньшинство» на понятие «русскоговорящее меньшинство», как тождественные или равностоящие.

Вывод:

Конфликты в Сирии и Украине, несмотря на внешнее сходство, имеют совершенно разную природу своего возникновения.

Попытки их отождествления и предложения аналогичных подходов в решении являются одним из гибридных инструментов агрессивной внешней политики Российской Федерации.

Возможное урегулирование этих различных по природе конфликтов по одному сценарию не только не принесёт успех, но и моможет заложить опасный прецедент для других стран, в первую очередь Европы.

 

Автор: Тимошенко Н.

 

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *