ИРАН: часть 4. Экономический аспект для Запада.

РОССИЯ – ИРАН: КТО КОГО ИСПОЛЬЗУЕТ?
(публикация 28.01.2019) Автор: Тимошенко Н.

 

Часть 1. Вступление.
Часть 2. Санкционное давление США в конфликте «США-Иран» на  Иран, на другие страны, в том числе и на страны ЕС, на РФ
Часть 3. Экономический аспект для Ирана и России

Часть 4. Экономический аспект для Запада
• Сохранение другими странами сделки СВПД после выхода США.
• Инструменты ЕС: Блокирующий Статут, Компания специального назначения (SPV), аналог SWIFT – прямая заинтересованность РФ.

Часть 5. Проблема присутствия Ирана в Сирии для России: фактор Израиля
Часть 6. Основные угрозы Ирана
Часть 7. Заключение: Выход США из Сирии – как это может отразиться на противостоянии США с Ираном.

 

 


В предыдущей части мы рассмотрели вопрос: Экономический аспект для Ирана и России. Основной тезис Ирана, который он повторяет с момента выхода США из ядерной сделки и по сей день можно выразить такой цитатой:

«Сохранение сделки по иранской ядерной программе является задачей мирового сообщества» и «Иран останется в ядерной сделке, пока она приносит выгоды, но их становится меньше», — заявил замглавы МИД Ирана Аббас Аракчи.

Сохранение другими странами сделки СВПД после выхода США.

В начале июля состоялась Встреча в Вене «пятерки+1» (Великобритания, Германия, Иран, Китай, Россия и Франция) по сохранению СВПД без США.

Основные решения по встрече:

Участники СВПД договорились, что будут работать с международными партнерами для создания механизмов защиты экономических связей с Ираном;

Британия вместо США возьмет на себя функции сопредседателя рабочей группы «Арак» в рамках комиссии по выполнению СВПД

Участники встречи (Великобритания, Германия, Иран, Китай, Россия и Франция) договорились защитить свои компании от санкций США и подтвердили приверженность сохранению экспорта нефти и газа из Ирана.

Особенно интересны тезисы, прозвучавшие от РФ из уст главы МИД РФ Сергея Лаврова: «Участники СВПД изучат способы, позволяющие вести торговлю с Тегераном независимо от решения США выйти СВПД. Принципиально важно, чтобы торговля с Ираном была достаточно внушительна по объему. Иран предупредил, что имеет право выйти из сделки вслед за США, правда, делать этого не будет».

«Мы договорились — хотя это было и непросто сделать, учитывая не всегда совпадающие интересы европейской «тройки», Китая, России и самого Ирана, — что механизм совместной комиссии на уровне экспертов будет в постоянном режиме рассматривать варианты, которые позволят независимо от решения Соединенных Штатов продолжать придерживаться обязательств, взятых на себя в рамках СВПД, и обеспечивать такие методы ведения торгово-экономических связей с Ираном, которые не будут зависеть от прихоти Соединенных Штатов», — заявил Лавров.

Цена вопроса разногласий?

В Пекине рассчитывают на совместное с Евросоюзом заявление, осуждающее экономическую политику Трампа. В рамках подготовки документа премьер Госсовета Ли Кэцян посетил страны Восточной Европы и Германию. В Берлине подписаны соглашения на 23 миллиарда долларов, Китай пообещал облегчить европейским инвесторам доступ на внутренний рынок. Также Китайские власти намерены наращивать взаимодействие с арабскими государствами в области добычи и переработки нефти, а также газа.

Советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти после встречи с президентом России Владимиром Путиным заявил, что передал в Москве президенту России Владимиру Путину послания руководителя ИРИ аятоллы Хаменеи и президента ИРИ Хасана Роухани; а также, что Москва заявила о готовности инвестировать в нефтегазовый сектор Ирана 50 миллиардов долларов.

Как видим – цена вопроса достаточно высока.

РФ, Китай и Иран втянули Европейские страны в работу по поиску путей обхода санкций США —  это именно тот опыт, которого так не хватает РФ и универсальные схемы, которые РФ пока не может найти самостоятельно для своего бизнеса и экономики, которые попали под санкции США.

РФ надеются использовать опыт, выработанный участниками СВПД для выстраивания своей контрсанкционной политики против США (и санкций ЕС в том числе, кстати, но в меньшей степени) в своих целях, а также сделать соучастниками подписавшихся под этим европейские страны (Германию и Францию в первую очередь).

Первый пакет санкций: 04.08.18 США восстановили масштабные санкции против Ирана, которые были ранее приостановлены в результате достижения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе.

Сразу же последовала реакция ЕС – контрмеры для своих компаний — обновленный Блокирующий статут ЕС (Blocking Statute): «Поскольку первая серия вновь вводимых США санкций в отношении Ирана вступает в силу, вступает в силу и обновленный Блокирующий статут ЕС (Blocking Statute) для смягчения их влияния на интересы компаний ЕС, ведущих законный бизнес в Иране».

23.08.18 Еврокомиссия одобрила первый пакет для финансирования проектов в поддержку устойчивого экономического и социального развития в Иране (18 млн. евро из запланированных на это 50-ти млн. евро).

        Последовала негативная реакция со стороны Израиля и США:

  • со стороны Израиля: «решение ЕС выделить 18 миллионов евро Ирану является большой ошибкой. Выделенные средства, скорее всего, пойдут не по назначению»
  • и США: «Решение ЕС выделить 20,7 миллиона долларов Ирану «шлет ошибочный сигнал в ошибочное время», США и Евросоюз должны совместно помогать простым иранцам». Также США подчеркнули, что намерены ввести в отношении Ирана более жесткие санкции, нежели действовавшие до заключения сделки СВПД (Вашингтон планирует отменить почти все исключения для американских компаний, которые могли работать с Ираном «при определенных условиях»).

Инструменты ЕС: Блокирующий Статут (Blocking Statute), Компания специального назначения (SPV), аналог SWIFT.

По данным Международного энергетического агентства, Иран является третьей в мире страной по запасам нефти — 18,8 млрд т, или 9,9% от общемировых ресурсов. Также государство обладает 16% мировых запасов природного газа. На территории страны расположено крупнейшее в мире газовое месторождение — Южный Парс.

Согласно оценке аналитиков Reuters, около 40% экспорта углеводородов приходится на европейский рынок. По данным агентства, инвестиции ЕС (преимущественно Германии, Франции и Италии) в иранские проекты с 2016 года превысили $20 млрд.    Иран: 45 % доходов бюджета поступает от экспорта нефти и газа, 31 % — от налогов и сборов.

Еще в мае месяце, сразу после объявления президента США о выходе из ядерной сделки и заявлений Германии о поддержке Ирана в СВПД, начинают наступать последствия в том числе и для Германского бизнеса в ближневосточном регионе.

Например, Саудовская Аравия, недовольная политикой Германии на Ближнем Востоке, прекращает заказы у немецких фирм. По данным журнала Der Spiegel, соответствующее внутреннее распоряжение госучреждениям отдал наследный принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд. Сообщается, что под санкции попали такие крупные немецкие концерны, как Siemens, Bayer и Boehringer, которые уже многие годы интенсивно сотрудничают с министерством здравоохранения в Эр-Рияде. Запрет на заказы распространяется также на автоконцерн Daimler, который должен был поставить сотни автобусов для Эр-Рияда и Джидды, передает DW. Как отмечает NEWSru Israel, причиной санкций со стороны Эр-Рияда стала поддержка Германией ядерного соглашения с Ираном.

На этом фоне в конце августа Восточный комитет германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft e. V.) выразил «огромную обеспокоенность» в связи с возможностью введения США новых санкций и против России.

Восточный комитет германской экономики представляет интересы 350 немецких компаний и ассоциаций на рынках России, Белоруссии, Украины, Средней Азии, Кавказа и Юго-Восточной Европы, управляющий директор организации Михаэль Хармс заявил: «Как европейцы и немцы [мы считаем], <…> наши связи с Россией носят более тесный характер (чем связи России и США), и этот момент должен быть учтен».

Один из камней преткновения германского бизнеса и международного сообщества – строительство «Северного потока-2», который большинство стран в Европе и США считают политическим проектом, способным оказывать большое влияние России на ЕС в принятии международных решений и ведения самостоятельной политики. США просят остановить строительство и угрожают наложить на проект и его участников (в том числе и Россию) дополнительные санкции.

Предвидя такие возможные последствия активизировались обсуждения санкций и их результатов в Германии в бизнес среде, основные тезисы, высказанные Хармсом: «Предлагаемые американскими сенаторами санкции в отношении России, угрожают сотрудничеству компаний из ЕС с Москвой в финансовой и энергетической сферах.  Немецкий бизнес опасается влияния новых антироссийских санкций со стороны США на европейскую экономику и требует от Брюсселя противостоять этому при помощи блокирующего регламента, как было в случае с Ираном».

Так же германская сторона лоббирует вопрос создания независимого аналога системы SWIFT, глава МИД Германии Хайко Маас заявил, что «Евросоюзу необходимо создать независимый аналог американской системы передачи информации о платежах SWIFT, чтобы защитить свои компании от санкций США против Ирана».

Прецедент с Ираном начинает давать свои плоды в интересах России — надо отметить, что данное предложение особенно по душе РФ, выстоит ли Иран в противостоянии с США — под вопросом, а вот налаживание контактов РФ с ЕС в такой экономически системной перспективе – с отдельной, независимой банковской системой может открыть для РФ новые перспективы.

Возникает вопрос: что на самом деле выгодно для РФ – решение конфликта по линии США-Иран, которое может привести к отмене за ненадобностью создание и использование таких инструментов ЕС, как Блокирующий Статут (Blocking Statute), Компания специального назначения (SPV), аналога SWIFT или же наоборот – усиление этого конфликта и торпедирование создания и реализации данных инструментов ЕС для собственных экономических и политических интересов?

В сентябре РФ принимает активное участие в переговорном процессе с ЕС по преодолению санкций США против Ирана, беря инициативу на себя и успокаивая Иран:

Министр энергетики РФ Александр Новак: «РФ в целом настроена на продолжение сотрудничества с Ираном по всем направлениям энергетики, несмотря на санкции США против этой страны».

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков: «РФ намерена продолжить совместно с Ираном «выстраивать оборону» от экстерриториальных санкций США. Мы вместе с Ираном продолжим интенсивную работу с европейцами, продолжим наши усилия в контакте с Китаем, другими государствами, для того чтобы выстроить, если хотите, эшелонированную оборону от американских экстерриториальных санкций.  РФ и Иран наметили комплекс мероприятий по защите от санкций США против Ирана, которые нужно обсудить с евротройкой».

Создается впечатление, что ситуация с Ираном и евротройкой ЕС по преодолению санкций – это экспериментальная площадка для РФ по внедрению и обкатки различных механизмов по уходу, обходу или преодолению санкций США с помощью разных инструментов ЕС и международных законов. Они смотрят что работает, что может сработать, а что не срабатывает, какая ответная реакция США и других стран и как это можно будет использовать этот опыт в собственных целях, когда придет время и РФ окажется в такой же ситуации.

Это говорит о том, что РФ не собирается менять своего поведения на международной арене и готовится к последствиям своих активных продолжающихся действий в виде санкций, которая она собирается преодолевать всеми ей доступными методами, которые прорабатываются в том числе и за счет лоббирования интересов Ирана.

Конец сентября: Выработка ЕС финансовых механизмов для расчетов с Ираном в обход американских санкций

Евросоюз создаст финансовый механизм для расчетов с Ираном в обход американских санкций — страны-члены ЕС создадут юридическое лицо. Это позволит европейским компаниям работать с Ираном в соответствии с европейскими законами

Компания специального назначения (SPV) по продаже иранской нефти, которая должна помочь ЕС обойти санкции США против Ирана, вероятнее всего, будет работать, по возможности избегая денежных расчетов и используя прямой бартер — нефть в обмен на товары. Но такой механизм не устраивает Иран – ему нужны деньги за нефть.

Создаваемый ЕС механизм для ведения бизнеса с Ираном будет доступен для третьих стран — Иран не исключает возможность создания параллельной SWIFT системы для обхода американских санкций. На создание данного инструмента идет постоянное акцентирование всех заинтересованных сторон.

Для того, чтобы попасть в число этих самых третьих лиц и после в европейскую систему аналога SWIFT РФ нужно продолжать крепко дружить с Ираном, что делать ей все труднее и труднее, потому что санкции (вторичные) уже рикошетят и по российским компаниям.

Конец ноября —  Механизм ЕС обхода санкций США против Ирана

Как пишет Financial Times со ссылкой на свои источники «ЕС пока не удается создать SPV для обхода антииранских санкций — Планы ЕС по созданию компании, с помощью которой можно было бы проводить расчеты с Ираном, оказались под угрозой. Никто из стран Евросоюза не желает размещать эту компанию у себя».

Ссылаясь на собственные источники издание FT сообщило: «Один из трёх последних оставшихся кандидатов в Европе — Австрия — отказалась открыть на своей территории штаб-квартиру клиринговой палаты, которая должна бы была отвечать за торговлю с Ираном. Несмотря на принятое решение о создании механизма обхода санкций против Ирана, страны ЕС оказались не готовы договориться о том, кто примет штаб-квартиру новой структуры. Все кандидаты на эту роль боятся наказания Вашингтона. Остались лишь два кандидата — Бельгия и Люксембург. Последний не даёт надежд. Таким образом Бельгия, как организатор, попадает в безвыходную ситуацию. Открытым остаётся не заданный вопрос — может ли Европа по Ирану сотрудничать с Россией».

По поводу Австрии напомним, что данная страна так же является активным участником строительства «Северного потока-2». Также Австрия периодически выступает если не за снятие европейских санкций против России из-за украинского вопроса, то как минимум за ослабление таковых, мотивируя это экономической заинтересованностью Европы в союзе с РФ.

Издание RTRS дает такое пояснение: «Страны ЕС боятся размещать у себя структуру (SPV) для обхода санкций США против Ирана. Ни одна страна ЕС пока не согласилась разместить на своей территории штаб-квартиру этой структуры из-за опасений ответных мер США.  Вновь создаваемый европейский механизм для расчетов с Ираном должен будет сотрудничать с банками той страны, где будет находиться его штаб-квартира. Власти стран — потенциальных кандидатов на размещение такой штаб-квартиры опасаются, что банки, сотрудничающие с механизмом торговли с Ираном, могут подпасть под санкции США».

Одновременно с освещением такой негативной информации для Ирана Еврокомиссия заявила, что в настоящее время идёт активная разработка аналога SWIFT. В создании нового механизма принимают Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия: «Первичная цель платформы — наладить легальный денежный оборот с иранскими компаниями, которые находятся под американскими санкциями. Позднее она может получить более широкое распространение». Платежная система SWIFT приостановила доступ банков Ирана к своим каналам связи 5 ноября.

Как пояснили в России — бывший первый зампред ЦБ, профессор НИУ ВШЭ Олег Вьюгин — технологически создать аналог системы расчетов SWIFT не сложно. Нужно только создать условия, чтобы к системе присоединилось большее количество игроков. При этом самым главным вопросом, который будет стоять на повестке дня в такой системе, — в какой валюте будет вестись расчет, учитывая, что цены в долларах, поясняет он.

Иран не теряет оптимизма и уверенности, что данный инструмент будет создан и продолжает настаивать — глава организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи: «вскоре все нефтяные сделки ЕС с другими странами стоимостью более 300 миллиардов евро будут осуществляться только в евро, а не в долларах. Если этот механизм будет реализован, доллар перестанет существовать в качестве мировой валюты».

Начало декабря — дипломатический источник в Брюсселе сообщил: «Никто из стран-членов Евросоюза пока не решился зарегистрировать у себя юридическое лицо, на базе которого будет создан специальный финансовый механизм для обхода санкций США в отношении Ирана. Остается открытым и вопрос с финансовым обеспечением».

          Между тем, в середине декабря поступает такая информация:

Китайская нефтегазовая компания CNPC приостановила участие в иранском газовом проекте «Южный Парс 11» под давлением США на фоне торговых переговоров между странами – RTRS.

Европейский Союз приостановил закупки стали в Иране до создания специализированного механизма (Special Purpose Vehicle, SVP) для торговли с этой страной в обход американских санкций. — Иранские СМИ со ссылкой на источник в национальной металлургической ассоциации ISPA.

Угроза американских санкций и серьезность намерений США по отношению к нарушителям делают свое дело. И вот, как альтернатива всем попыткам ЕС, России и Китая создать отдельный собственный механизм для работы с подсанкционным Ираном (как универсальной системы по обходу санкций США) звучит такая новость через СМИ:

«Швейцария может в скором времени запустить платежный канал, который позволит продавать Ирану продукты питания, медицинские препараты и медтехнику. Предполагается, что этот механизм будет одобрен Вашингтоном и не нарушит введенные против Ирана санкции США» – источники FT.

Это своеобразный сигнал США для всех заинтересованных лиц, в том числе и в ЕС, – если вы хотите сотрудничать с Ираном, то этот вопрос придется согласовывать с США – иначе вы будете наказаны.

Это очень неприятный для России сигнал. Иран может не выдержать такого экономического давления со стороны международного сообщества и пойти на прямые переговоры с США – без посредников, что не входит в планы РФ – это потеря союзника как в экономическом, так и военном аспекте — в Сирии; в поддержке Хезболлы, Хамаза, Талибана Ираном против Израиля, в Афганистане и других странах.

Там, где наступает мир — в посреднических услугах России перестают нуждаться, а значит и набрать «ликвидные активы» для торга с Западом в своих геополитических интересах Россия –  не сможет.

Поэтому эскалация вокруг иранского вопроса начинает резко повышаться не без прямого участия РФ – агрессивность и угрозы Ирана по отношению к коллективному Западу возрастает в разы, следует реакция, в первую очередь США.

И Россия начинает всячески предлагать себя в качестве посредника для США и коллективного Запада в переговорах с Ираном.

 

Продолжение следует…

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *