СИРИЯ: Часть 8 — «Ближневосточный стратегический союз» (Middle East Strategic Alliance, MESA)- «арабское НАТО»

Основные игроки – страны региона.

Выход из Сирии, как элемент новой стратегии США. Чего ждать Украине (публикация 19.01.2019) Автор: Тимошенко Н.

 

Вступление:
Часть 1 – Краткий обзор по ситуации в Сирии.

Цели вовлеченных стран в Сирии (обобщенно)
Часть 2 — Цели вовлеченных стран в Сирии — коалиция: Сирия, Россия, Иран.
Часть 3 — Цели вовлеченных стран в Сирии — международная антиигиловская коалиция под руководством США.
Часть 4 – Достижение промежуточных целей и выстраивание новой стратегии.

Предполагаемые преимущества новой стратегии
Часть 5 – Суть новой стратегии: выйти за рамки регионального игрока. Основные противоречия и осложнения у оставшихся «региональных» игроков.
Часть 6 — Стратегически более выгодная позиция для США – Ирак. Ускорение кадровых решений без оглашения новой стратегии широкому кругу.

Основные игроки – страны региона:
Часть 7 — Усиление влияния США на Ирак.

Часть 8 — «Ближневосточный стратегический союз» (Middle East Strategic Alliance, MESA)- «арабское НАТО»

Часть 9 — Саудовская Аравия – как лидер региональной антииранской коалиции
Часть 10 — Фактор безопасности Израиля и вовлечение его в антииранскую коалицию
Часть 11 — Сирия и влияние на нее региональной антииранской коалиции. Создание и подключение еще одной региональной коалиции игроков: Африка.

Заключение:
Часть 12 — «Пилотный проект региональной коалиции» на Ближнем Востоке — как проект союза региональных коалиций США в будущем.

 

 


«Ближневосточный стратегический союз» (Middle East Strategic Alliance, MESA)- «арабское НАТО»

Термин «умеренные арабские государства» был введен в употребление западными исследовательскими центрами в конце первого президентского срока Джорджа Буша в отношении стран Персидского залива, Египта и Иордании. Эти государства составляют противовес так называемым «государствам сопротивления» — Ирану и его союзникам.

Бывший госсекретарь США Кондолиза Райс провела первое заседание государств этого альянса — так называемой «оси умеренности» — в октябре 2006 года в Каире. В нем приняли участие шесть стран Персидского залива, Египет и Иордания, однако на тот момент это был сугубо политический союз, и перспективы его трансформации в военный альянс ещё не обсуждались.

09 декабря 2018 года Госдепартамент США обратился с призывом к странам Персидского залива создать «Ближневосточный стратегический союз» (Middle East Strategic Alliance, MESA) для того, чтобы противостоять Ирану. В этот же день министр иностранных дел Саудовской Аравии Абдель аль-Джубейр на пресс-конференции по окончании саммита Совета сотрудничества стран Персидского залива в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде поддержал призыв США: «Переговоры между странами залива и США продолжаются, такая идея (создание MESA) прорабатывается… Работа находится в процессе, и обе стороны хотели бы, чтобы это случилось».

Как сообщили четыре американских и арабских источника информационному агентству Reuters, Белый дом намерен развивать сотрудничество со странами «арабского НАТО» в области противоракетной обороны, военной подготовки, контртеррористической деятельности и других вопросов, таких как поддержка региональных экономических и дипломатических связей. Пресс-секретарь Совета национальной безопасности США рассказал агентству, что альянс станет оплотом против иранской агрессии, терроризма и экстремизма и установит мир на Ближнем Востоке.

Отчёт, подготовленный ведущим израильским исследовательским центром — Центром стратегических исследований Бегин-Садат под названием «Направляемся ли мы к арабскому НАТО?» раскрывает детали создания альянса и его цели.

В докладе израильского центра анализируются причины необходимости формирования данного альянса, в том числе и в Красном море:

  • предупреждают о переброске членов ливанской «Хезболлах» в Йемен, которые должны возглавить войну против Саудовской Аравии и установить контроль над судоходными путями.
  • элита офицеров «Хезболлах» в Йемене занялась превращением хуситов в армию, способную осуществлять сложные операции по всему миру.
  • борьба с «Хезболлах» стала приоритетом для администрации Трампа, особенно после того, как деятельность членов этой группировки стала распространяться по Латинской Америке (сотрудничают с наркокартелями, проникают в США и играют ключевую роль в Сирии).
  • предупреждают, что не защищён от проникновения в страну членов «Хезболлах» также Бахрейн;
  • «Хезболлах» удалось воспользоваться ливанским военно-воздушным оружием (которое является американским) для реализации своей повестки;
  • расширение военного присутствия США для борьбы с хуситами «напрямую» может рассматриваться как военный акт, а значит, потребовать очередного одобрения со стороны Конгресса.
  • США и их арабские союзники могут объединить свои усилия для борьбы с этой угрозой и, таким образом, нанести удар по иранскому влиянию в регионе.
  • Высказана рекомендация — в связи с тем, что у некоторых стран с Ираном достаточно дружественные отношения (Катар, Кувейт, Оман) — следует уделять внимание кратковременным разногласиям и целям, которые порождают конфликты между членами и обращать внимание на их стратегические интересы и безопасность

Этим блоком предполагается охватить такие сферы, как создание объединенной региональной системы ПВО и ПРО, военная подготовка и проведение совместных учений, а также тесное сотрудничество контртеррористических служб. Если блок покажет свою эффективность, то вполне возможно обращение и к более тесным военным контактам вплоть до заключения договора о коллективной безопасности, взаимопомощи и формирования совместных воинских контингентов «арабского НАТО».

Саудовский писатель, аналитик и редактор газеты Ukaz Джамиль Аз-Зияби выссказал несколько тезисов:

  • решающим словом в процессе формирования арабского НАТО будут обладать Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Иордания — эти страны прекрасно осведомлены о масштабе иранской угрозы и преступлений иранских вооруженных группировок, распространённых в регионе.
  • арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией, видящая своей целью восстановление законной власти в Йемене, добилась ощутимого успеха, расстроив иранские планы в этой стране;

Белый дом хочет создать более мощную связь между теми силами и средствами, которыми располагают арабские страны. Вашингтон также заявляет об усилении экономических и дипломатических связей в регионе.

Суть новой концепции в том, чтобы объединить дружественные Америке режимы Ближнего Востока в некое подобие блока НАТО, но уже с арабской спецификой. Предварительно в состав «арабского НАТО» войдут Иордания, Египет и шесть государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия).

Существует ряд региональных проблем, которые предстоит преодолеть, такие как:

  • Арабские страны не слишком искусны в войне. Их возможности не сравнимы с самой слабой из стран НАТО, несмотря на весьма серьезные траты на вооружение некоторых персидских монархий.
  • Существует весомое препятствие на пути к такому альянсу, а именно конфликт между Саудовской Аравией и ОАЭ с одной стороны и Катаром – с другой.
  • В Катаре расположена самая крупная в регионе военная база США, но он в настоящее время числится в изгоях и за год своей изоляции в арабском мире существенно улучшил отношения с Ираном; Оман традиционно придерживается нейтралитета;

Новый альянс — это военное объединение, деятельность которого посвящена вопросам безопасности и обороны и изолирована от экономических, дипломатических или политических конфликтов, в связи с чем кризис вокруг Катара и любые другие кризисы не должны иметь влияния на альянс.

Нет сомнений в том, что принятие Катара в арабское НАТО наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами будет означать конец кризиса в Персидском заливе и начало соперничества с Ираном, который предоставил катарцам возможность использовать свое воздушное пространство для преодоления блокады стран Персидского залива.

Однако новый союз, включающий Катар, в случае если его примут, поставит эту страну в тупик, поскольку доминировать в нем будут Саудовская Аравия и ОАЭ. Если у них вновь появятся разногласия с Катаром, они возобновят блокаду, воздушное пространство будет закрыто для него со всех сторон, и на помощь Тегерана рассчитывать уже не придётся.

4.11.18 Как сообщает Washington Times, министр обороны США Джеймс Мэттис заявил о своей поддержке «арабского НАТО», которое будет включать Катар, несмотря на продолжающиеся дипломатические конфликты Дохи с Эр-Риядом и его союзниками на Ближнем Востоке.

  • «США поддерживают стратегически важный ближневосточный союз «арабское НАТО», который объединяет всех арабских партнеров для решения общих задач и намерен воплотить планы по созданию «арабского НАТО» в жизнь», – заявил Мэттис на пресс-конференции в Пентагоне после встречи с министром обороны Катара Халидом аль-Аттыйя.
  • При этом глава Пентагона акцентировал внимание на военной поддержке Катаром миссии США и НАТО в Афганистане, что, по его мнению, является доказательством того, что Доха при создании арабского альянса будет всеми силами поддерживать интересы Вашингтона и его союзников.

Информационное агентство Bloomberg опубликовало отчет, в котором содержится призыв к созданию альянса в сфере разведки вместо военного объединения. Авторы отчёта предупреждают, что Иран обладает множеством инструментов для нанесения ущерба, включая кибератаки и использование соответствующих группировок, и призывают к сдерживанию этих угроз и расширению данного альянса, чтобы он включал также Турцию, Египет, Иорданию и НАТО, с возможностью присоединения к нему Тель-Авива.

Как мы видим — проект столкнулся с некоторыми барьерами. Видимо этим и объясняется перенос начала проведения мероприятий по созданию БСА на 2019 год, хотя изначально администрация Трампа намеревалась сделать это значительно раньше. Еще в первой половине года представители Белого дома обозначили середину октября как приблизительную дату созыва учредительного саммита в Вашингтоне. 27 октября с.г. в рамках ежегодной конференции по безопасности в Манаме (Manama Dialogue 2018) глава МИД Бахрейна Халид бин Ахмед аль-Халифа объявил, что формирование Ближневосточного стратегического альянса (БСА), вероятно, осуществится в будущем году.

Одной из причин задержки так же может быть инцидент с убийством саудовского журналиста Джамала Хашогги, поэтому реализацию идеи пришлось окончательно отодвинуть на перспективу следующего года.

Stratfor (США):

  • Январь. Может состояться первая встреча Ближневосточного стратегического альянса, который называют «арабской НАТО».

Турецкие журналисты, работающие в средствах массовой информации, близких к президенту страны Реджепу Тайипу Эрдогану и его партии «Справедливость и развитие», раскритиковали идею создания альянса, заявив, что это новая ошибка Саудовской Аравии и ее инициатором является премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

Турецкий журналист, пишущий для газеты Daily Sabah, считает, что «этот альянс станет марионеткой, которая будет действовать лишь в интересах Соединённых Штатов и их традиционного союзника — Израиля, поскольку развяжет им руки во всем регионе».

Мнения экспертов различных уровней, которые обсуждают в России перспективу создания БСА, сводятся к основному тезису о том, что «поражение Ирана будет означать серьёзные проблемы для России».

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, военный эксперт Александр Жилин считает, что США планируют военную агрессию (интервенцию) против Ирана: 

  • «США действительно нацелены на военную авантюру против Ирана, и «арабский НАТО» — не более чем ее прикрытие.
  • Вот эта контора MESA (БСА) создается прежде всего для того, чтобы размазать ответственность.
  • США не нужны армии арабских стран для того, чтобы воевать с Ираном. Таким образом, осуществляется легализация агрессии», — подчеркнул эксперт.

Еще один тезис заключается в том, что «для Вашингтона решение иранского вопроса в свою пользу стоит на повестке дня. Однако очевидно, что это приводит к конфликту с интересами России. России не выгодно полное подчинение Ближнего Востока США, поскольку тогда она оказывается в окружении враждебных государств стран НАТО и их сателлитов наподобие Украины».

Нельзя не отметить и тот факт, что Иран пока не способен доминировать на Ближнем Востоке. Он сталкивается с серьезными политическими и экономическими проблемами, а его ВС так и не смогли прийти в нормальное состояние после свержения шаха. В 2017 году военные расходы Тегерана составляли около 16 млрд долл., в то время как оборонные траты Саудовской Аравии равнялись 77 млрд, а ОАЭ – 25 млрд. У Тегерана пока нет достаточных самостоятельных сил, чтобы провести блицкриг в отношении своих соседей, не говоря уже о более удаленных странах, таких как Египет. Но Тегеран постепенно, шаг за шагом пытается создавать свою коалицию, и расстановка сил может измениться.

Помимо «иранской ядерной и ракетной угрозы» существует еще один важный фактор для реализации проекта БСА: предупреждения Тегерана о том, что он сможет перекрыть Ормузский пролив Персидского залива, через который проходит основная часть нефтяного морского трафика. На настоящий момент этот пролив является единственным морским путем, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны – в частности, в Японию, США и в страны Западной Европы.

Американская сеть CNN сообщает, что администрация Трампа так же рассматривала военные варианты, чтобы сохранить жизненно важные водные пути на Ближнем Востоке открытыми и после нападений хуситов (поддерживаемых Ираном) на саудовские нефтяные танкеры (Красное море).

03.04.18 Йеменские хуситы атаковали саудовский нефтяной танкер в Красном море. Об этом со ссылкой на представителя коалиции во главе с Саудовской Аравией Турки аль-Малики​ сообщает телеканал Al Arabiya.

  • 31 марта саудовские войска ПВО сообщили, что сбили выпущенную со стороны Йемена баллистическую ракету.
  • Гражданская война в Йемене между повстанцами-хуситами и правительственными войсками началась в 2011 году. Четыре года спустя арабская коалиция во главе с Эр-Риядом вторглась в страну, чтобы помочь йеменским властям. 

 04.04.18 США обеспокоены нападением хуситов на саудовский танкер в Красном море, считают это попыткой эскалации войны в Йемене со стороны Ирана, говорится в распространенном в среду заявлении пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс.

  • Белый дом отмечает, что через Баб-эль-Мандебский пролив, в районе которого произошло нападение, проходит значительная часть международных торговых маршрутов, включая ключевые поставки энергоресурсов и продовольствия

26.07.18 Йеменские хуситы атаковали нефтяной танкер, принадлежащий Саудовской Аравии, находящийся в Красном море, сообщает 26 июля Al Jazeera.

  • «Нефтяной танкер Саудовской Аравии подвергся незначительному ущербу из-за нападения хуситских повстанцев. Из-за своевременного вмешательства королевского флота нападение было сорвано», — говорится в заявлении Эр-Рияда. 

Два должностных лица в администрации США подтвердили, что если будут предприняты какие-либо военные меры, то их осуществлением займутся региональные союзники Вашингтона, как к примеру, Саудовская Аравия, а не американские войска.

США дают возможность союзникам заняться Красным морем (создание альянса, проведение учений, слаживание взаимодействий), а сами пока контролируют свободу судоходства в Персидском заливе.

12 декабря семь государств, расположенных на побережье Красного моря, одобрили создание нового объединения — по всей видимости этот союз можно рассматривать как «пилотный проект» БСА.

Цель: контроль Красного моря от угрозы перекрытия судоходства по вине хуситов (сателлиты Ирана).

Отмечается, что с идеей формирования нового межгосударственного альянса выступила Саудовская Аравия. Основными целями объединения государств, расположенных на берегах Красного моря и Аденского залива, являются «укрепление безопасности в регионе, развитие взаимных инвестиций и выполнение совместных экономических проектов».

12.12.18 Семь государств, расположенных на побережье Красного моря, одобрили создание нового объединения. Об этом в среду сообщил телеканал Al Arabiya.

  • По имеющейся информации, на совещании в Эр-Рияде представители Саудовской Аравии, Египта, Джибути, Сомали, Судана, Йемена и Иордании «договорились о создании общей структуры».
  • На указанной встрече страны были представлены министрами иностранных дел или их заместителями.

 30.12.18 Совместные маневры под кодовым названием «Красная волна – 1», в которых принимают участие подразделения вооруженных сил шести стран бассейна Красного моря, начались на территории Саудовской Аравии. Об этом сообщил телеканал Sky News Arabia.

  • Как заявил главнокомандующий саудовских ВМС Фахд бен Абдалла аль-Гафили, учения будут проходить в течение пяти дней близ приморского города Джидда.
  • По его словам, в них будут задействованы отряды специального назначения и морской пехоты ВС Саудовской Аравии, Египта, Иордании, Судана, Джибути и Йемена. В качестве наблюдателей приглашены представители Сомали.
  • Главными задачами маневров, как отметил аль-Гафили, являются «укрепление оборонного потенциала стран, участвующих в «Красной волне – 1», обмен опытом между спецподразделениями войск шести государств, отработка совместных действий по обеспечению безопасности судоходства в акватории Красного моря». О численности контингента, задействованного в учениях, командующий ВМС королевства не информировал.
  • «Красная волна – 1» — первые военные учения группы стран бассейна Красного моря с момента объявления ими о формировании нового союза в этом регионе.

Как видно из вышеизложенного – коалиция региональных стран в Ближневосточном регионе формируется вокруг Саудовской Аравии.

Продолжение следует…

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *