Сценарий в Сирии – «Идлибская зона» и угроза применения химического оружия.

Очерк из статьи «Украинский кризис «по-Идлибски» (публикация 28.01.2019) Автор: Тимошенко Н.

 

• Россия нашла предлог для эскалации: провокация с угрозой применения химического оружия
• Меморандум о стабилизации обстановки в Идлибской зоне деэскалации между РФ и Турцией

 

 


«Идлибская зона»

Рассмотрим, чего добивалась РФ в Сирии по «Идлибской зоне» и каких результатов ей удалось тогда достичь.

А в Сирии, в период противостояния в провинции Идлиб, Россия искала предлог для эскалации.

И она его нашла: провокация с угрозой применения химического оружия была связана с присутствием на спорной территории радикальных сил ‒ всеми признанной международной террористической организации «Хайат Тахрир Аш-Шам» («Джабхат Ан-Нусра»).

 «Хайат Тахрир Аш-Шам» («Джабхат Ан-Нусра»)

«Джабхат ан-Нусра» («Фронт ан-Нусра») ‒ отделение международной исламистской террористической организации «Аль-Каида» на территории Сирии и Ливана. Основана 23.01.2012 во время гражданской войны в Сирии и с тех пор рассматривается как одна из наиболее успешных среди повстанческих группировок. Признана террористической организацией Австралией, Великобританией, Ираном, ООН, Канадой, Новой Зеландией, ОАЭ, Россией, Саудовской Аравией, США, Турцией и Францией.

«Обеспокоенность» России присутствием международных террористов, способных применить химическое оружие, была разделена основными западными игроками (в первую очередь, ФРГ и США). Это дало ей возможность занять жесткую переговорную позицию и выдвинуть свои условия.

Несколько сообщений из того периода:

30.08.2018 спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура:

  • В Идлибе находится, и это факт, который мы должны принять, исключительно большая концентрация иностранных боевиков и исключительно большое количество боевиков «Ан-Нусры» и «Аль-Каиды»… Никто не отрицает, что это террористы, что признано ООН.
  • Обе стороны конфликта имеют возможности для производства боевого хлора. Мы все знаем, что и «Ан-Нусра», и правительство Сирии имеют возможности для производства боевого хлора.

03.09.2018 глава МИД РФ Сергей Лавров:

  • Невозможно терпеть до бесконечности ситуацию, сложившуюся в сирийском Идлибе, необходимо размежевать вооруженную оппозицию от террористов.

05.09.2018 госсекретарь США Майк Помпео:

  • США разделяют обеспокоенность России присутствием террористов в сирийской провинции Идлиб, готовы работать по этому вопросу.

07.09.2018 Deutsche Wirtschafts Nachrichten:

  • Канцлер Германии Ангела Меркель впервые поддержала действия России в Сирии. Издание подчеркивает, что антитеррористическая операция России в Сирии осложнялась тем, что боевики пытались использовать мирных жителей как «живые щиты»… Необходимо предпринять попытки для того, чтобы побороть радикальные силы, но при этом защитить мирных жителей.

10.09.2018 замглавы МИД РФ Олег Сыромолотов:

  • Террористы нашли возможности для производства химоружия в Сирии, но идет также материальная и техническая подпитка из-за рубежа

В результате таких действий РФ в сирийской провинции Идлиб российские военные получили возможность официально, с гарантиями безопасности для себя, находится на линии разграничения в зоне противостояния (вокруг Идлиб). При этом ими была создана дополнительная «серая зона», глубиной 15-20 км, за счет территории противника с отводом с его стороны всех видов вооружения.

Меморандум о стабилизации обстановки в Идлибской зоне деэскалации

Так, 18.09.2018 между Россией и Турцией был подписан Меморандум о стабилизации обстановки в Идлибской зоне деэскалации, предусматривающий:

  • создание в Идлибе к 15.10.2018 вдоль линии соприкосновения вооружённой оппозиции с правительственными войсками демилитаризированной зоны глубиной 15-20 км, с выводом оттуда радикально настроенных боевиков;
  • вывод к 10.10.2018 из этой зоны тяжёлого вооружения, танков, РСЗВ, орудий и миномётов всех оппозиционных группировок;
  • возможность проведения точечных военных операций в случае необходимости;
  • обсуждение вопроса гарантий боевикам, согласившимся уйти из Идлиба.

Контроль этой демилитаризированной зоны был возложен на турецкие и российские патрульные группы. Кроме того, Турция взяла на себя обязательства по размежеванию непримиримых боевиков от вооруженной оппозиции.

В итоге, ровно в срок Турция отрапортовала, что вывод тяжелого вооружения из демилитаризованной зоны в сирийском Идлибе завершен.

В то же время угроза провокации с применением химического оружия, как предлога для дальнейших ударов по Сирии, сохранилась.

Кроме того, грядущие процессы в Сирии (в частности, выведение американских войск с её территории) будут требовать ещё большего внимания к ним стороны РФ.

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *