Конфликт в Ливии – пути урегулирования (февраль-сентябрь 2020г.) — 2.

Часть 2. Тактика «активного нейтралитета» Америки в ливийском конфликте

Автор: Тимошенко Н.

 

Вступление

Часть 1. Попытки ЕС самостоятельной реализации урегулирования ливийского конфликта.
Развитие событий после Берлинской конференции 19 января 2020 года
• Обсуждение нового формата: «евротройка» (Германия, Франция, Великобритания) и Италия.
• Оружейное эмбарго в Ливии и миссия IRINI
• Противостояние ПСН и парламента (с ЛНА)
Фактор нефти
• Российский фактор.
Каирская инициатива
• Реакция ПСН
• Реакция других игроков
Возвращение к берлинским договоренностям
Обращение различных сторон к США с просьбой вмешательства в разрешение конфликта.
• Обвинения России во вмешательстве
Промежуточный вывод

Часть 2. Тактика «активного нейтралитета» Америки в ливийском конфликте
Основные балансы США в регионе.
Конфликтные линии.
Предпринимаемые действия для достижения баланса.
Сигналы со стороны США.
Изменение позиций вовлеченных сторон
• МУС
• Италия.
• Франция.
• Египет.
• Сирия
• ЛАГ
• ОАЭ
• Россия
• Турция
Промежуточный вывод

Часть 3. Установление промежуточного баланса в Ливии и переход к переговорному процессу
Американская инициатива по посредничеству.
• Объявленное перемирие и начало переговорного процесса
• «Буферная зона» как предмет обсуждения (Турция-Россия)
• Назначение даты переговоров в Женеве
• Средиземноморье – подготовка к переговорному процессу
Промежуточный вывод

Вывод.

 


 

 

Часть 2. Тактика «активного нейтралитета» Америки в ливийском конфликте

 

Американская сторона так оценивает происходящие события в Ливии:

  • Прежде всего — это европейская проблема.
  • ситуация в Ливии чрезвычайно сложная, потому что ливийцы не в состоянии принимать собственные решения, они полностью зависят от иностранных субъектов.
  • США при этом продолжают энергичные усилия, в основном закулисные, в поддержку политического урегулирования в рамках политики, которую они характеризуют как «активный нейтралитет».

 

Основные балансы США в регионе

 

Для усиления своего влияния на Ближнем Востоке США необходимо выстроить балансы в регионе соответственно собственным интересам.

 

Доктрина безопасности США (так называемая «Доктрина Трампа») определяет угрозы для страны таким образом:

  • Всеобъемлющая угроза – Китай;
  • Прямая военная угроза – Россия;
  • Региональные угрозы (на Ближнем востоке – Иран).

 

Для решения задач по преодолению таких угроз Вашингтон прибегает к тактике не прямого одиночного противостояния, а созданию региональных коалиций с привлечением к ним союзников и партнеров.

Как видно из таблицы, для решения основной задачи – создания антииранской коалиции (которая становится в том числе и антироссийской, а далее и антикитайской) – необходимо подключение к ней Израиля. Таким образом замиривание Израиля с арабским миром выходит на первый план.

«Сделка века», которая изначально не получила поддержки в международном пространстве, задумывалась американской стороной, по-видимому, исходя из «Доктрины Трампа» и подхода нынешней администрации в развитие тезиса о возможности решений «замороженных» конфликтов через общие экономические проекты в соответствие с тезисом о том, что «по мере развития экономических связей стороны придут к политическому урегулированию».

Одним из проектов в данном региональном пространстве с участием Израиля было обозначено строительство газопровода EastMed, который снижал бы зависимость Европы от российского газа, и подразумевал бы в дальнейшем присоединение к нему стран арабского мира, которые бы получали бы доступ к европейскому рынку.

 

Реализация этой стратегии привела США в решении ливийского конфликта в статус наблюдателя – дав возможность Америке занять позицию «Активного нейтралитета», т.е. не входить в конфликт, а стать модератором всех процессов и участников, создавая балансы для сохранения и продвижения собственных интересов, но и не позволяя другим заинтересованным сторонам нарушать эти балансы в сторону собственных узких интересов в регионе.

 

Конфликтные линии

 

Так, можно отметить несколько конфликтных линий, в которых Вашингтон пытается сохранить баланс в своих интересах в этом регионе (выборочно и условно).

 

Конфликтные линии:

  • СВПД (Иран) – США вышли из «ядерной сделки», евротройка (Германия, Франция, Великобритания), Россия и Китай продолжают оставаться в сделке.
  • «Сделка века» (Израиль) – пока не воспринимается большинством стран в международном пространстве (в т.ч. Германия, Франция, Великобритания, Россия и Китай)
  • СБ ООН – фактически заблокирована из-за противостояния межу членами СБ ООН, имеющими право «вето»: США, Великобритания, Франция, Россия и Китай.
  • Сирия – агрессивная позиция Турции по отношению к сирийским курдам; блокирование Россией работы КК в исполнение резолюции 2254 ООН; попытки со стороны России изменить расстановку сил «на земле» до выполнения мирных договоренностей (наступление на Идлиб), что может привести к миграционному кризису беженцев в ЕС.
  • НАТО – конфликты внутри блока по линии взносов (США — Германия), конфликты между членами НАТО в региональном пространстве, в частности в Средиземноморье (Турция – Франция, Греция); конфликты в приобретении ВПК (Турция – российские С-400).

 

Балансы:

  • Региональная антииранская коалиция (в т.ч. «Арабское НАТО») – создание региональной антииранской коалиции, сдерживающей экспансию Ирана (союзники: Китай и РФ) и его военное вмешательство через своих сателлитов в региональные конфликты на Ближнем Востоке; обеспечение безопасности судоходства в регионе, в частности, перевозящих нефть и газ (по задумке должны войти: Иордания, Египет и шесть государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия). Сигналы Катара — за решение дипломатического конфликта, гарантирует свое участие в арабском НАТО. В данное время сформирован «пилотный проект» БСА, в который вошли представители Саудовской Аравии, Египта, Джибути, Сомали, Судана, Йемена и Иордании. Турция выступает против, в последнее время наблюдается сближение позиций Турции и Ирана (связано по всей видимости с амбициями Турции стать региональным энергетическим хабом на Ближнем Востоке, Иран имеет намеренья подключения к нему в дальнейшем).
  • EastMed – газопровод в ЕС, с возможностью подключения к нему в дальнейшем стран арабского мира и получением доступа к европейскому рынку. (участники: Израиль, Кипр, Греция, Италия; противники: Россия; Турция оспаривает участок шельфа возле Кипра и выступает против ее невключения в проект)
  • Сирия – Турция сдерживает наступления на Идлиб со стороны войск сирийской сласти Б.Асада при поддержке России и Ирана (поддержка оппозиционных сил в Идлибской зоне деэскалации).

 

Выступая модератором в ливийском конфликте Америке важно учитывать собственные интересы в свете этих конфликтных линий, изменяя позиции основных заинтересованных игроков в пользу выстраиваемых балансов.

 

Предпринимаемые действия для достижения баланса

 

Еще в феврале месяце этого года американской стороной было сформулировано свое отношение к ливийским событиям и лично к персоне Хафтара, основной тезис которого заключается в том, что «Хафтар является частью проблемы и частью ее решения».

 

Помощник госсекретаря США по Ближнему Востоку Дэвид Шенкер (12.02.20) заявил: «США не поддерживают наступление командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) маршала Халифы Хафтара на Триполи, но считают его партнером по борьбе с терроризмом. Я могу однозначно заявить, что мы поддерживаем Правительство национального согласия (ПНС). Мы не поддерживаем наступление Хафтара на Триполи». В то же время он отметил, что Хафтар является партнером США по борьбе с терроризмом в Ливии. «И хотя мы считаем многие его действия контрпродуктивными, Хафтар является частью проблемы и частью ее решения», — добавил дипломат. Он также призывал Хафтара участвовать в процессе политического урегулирования под эгидой ООН.

 

Т.е. основной проблемой для начала диалога по урегулированию конфликта в Ливии, американская сторона видит не противостояние и победу какой-то одной стороны при поддержке союзников, а изменение позиции всех заинтересованных участников. И в первую очередь – изменение на более лояльную и договороспособную позицию лично Хафтара.

 

Сигналы со стороны США.

 

Сигнал первый: требование для всех сторон остановить военную эскалацию.

 

Файез Саррадж в компании с главой МВД Правительства национального согласия Ливии Фатхи Башагой и руководством военных округов 22 июня провели встречу с командующим AFRICOM (Африканское командование ВС США) и послом США в Ливии в аэропорту Зувары (60 км от границы с Тунисом).

По итогам встречи Совет национальной безопасности США призвал стороны ливийского конфликта продолжить переговоры и прекратить боевые действия.

«США выступают решительно против военной эскалации в Ливии — со всех сторон. Мы настоятельно призываем стороны взять на себя обязательство по прекращению огня и немедленно возобновить переговоры. Мы должны основываться на прогрессе, который был достигнут в ходе переговоров в рамках группы 5+5 в ООН, Каирской инициативы и Берлинского процесса», — говорится в заявлении совета в Twitter.

 

Сигнал второй: стратегическое сдерживание всех сторон со стороны США

 

Также в СМИ появилась информация о том, что не исключено, что AFRICOM готовится к возвращению в Ливию. Представители AFRICOM покинули Ливию в апреле прошлого года, когда Хафтар начал наступление на Триполи, но сейчас Вашингтон якобы задумывается о закреплении своего постоянного военного присутствия в Ливии.

Из дипломатических источников становится известно, что «Самолеты военно-транспортной авиации США совершают регулярные рейсы с военно-воздушной базы «Рамштайн» (ФРГ) в Триполи и Мисурату, а перебрасываемые на запад Ливии грузы могут носить военный характер, и их распределением будет заниматься спецподразделение Африканского командования Вооруженных сил США (АФРИКОМ), дислоцированное в районе ливийско-тунисской границы.

 

Сигнал третий — основной: отношение Вашингтона к Хафтару – усиление давление, с целью изменения позиции по вопросу препятствования поставок углеводородов из Ливии. Позиция Хафтара расценивается США как «нелепая и бескомпромиссная».

 

Власти США сообщили командующему Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифе Хафтару о том, что могут ввести санкции против него, поскольку он препятствует поставкам нефти из этой североафриканской страны. С таким утверждением выступила электронная версия газеты The Wall Street Journal.

 

По словам источников издания из числа американских официальных лиц, указанную информацию передали Хафтару представители Госдепартамента США, когда именно, не разъясняется. Вашингтон «угрожал Хафтару санкциями из-за его отказа возобновить экспорт нефти», говорится в материале.

В материале уточняется, что официальные лица США считают позицию Хафтара «нелепой и бескомпромиссной». В Вашингтоне уверены, что угроза санкций может повлиять на командующего ЛНА, поскольку у него имеется собственность в США. Как утверждается в материале, речь идет о находящихся в штате Вирджиния ранчо стоимостью $185 тыс. и жилье, которое стоит $364 тыс. В публикации отмечается, что у Хафтара есть американское гражданство, он ранее имел связи с ЦРУ.

Как констатирует газета, официальные лица США утверждают, что Хафтар при поддержке иностранных наемников удерживает контроль над крупнейшим в Ливии нефтяным месторождением Эш-Шарара и портом, играющим ключевую роль с точки зрения поставок углеводородов из Ливии.

 

Все три сигнала для заинтересованных лиц можно объединить в одну цель США в ливийском противостоянии – добыча и реализация нефти должна быть восстановлена.

 

Как видно из дальнейших событий, позиции сторон постепенно претерпевают такие изменения в динамике развитий событий в промежутке между:

  • объявлением 6 июня о начале операции «Пути к победе», целью которой является установление контроля над расположенным на побережье Средиземного моря городом Сирт и рядом других близлежащих районов и территорий,
  • объявлением Египта 20 июля о возможности отправки военных страны для выполнения боевых задач за пределами Египта, в т.ч. – в Ливию.

 

Изменение позиций вовлеченных сторон

 

Ранее Правительство национального согласия (ПНС) Ливии заявило, что в Тархуне после отступления Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара обнаружены массовые захоронения. Миссия ООН в Ливии призвала к расследованию этих фактов.

 

МУС

Международный уголовный суд (МУС) согласился отправить группу для расследования действий Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара в городе Тархуна и ливийской столице Триполи.

 

28 июня Глава правящего из Триполи Правительства национального согласия Ливии (ПНС) Файез Саррадж призвал Международный уголовный суд (МУС) срочно направить в Ливию команду специалистов для расследования действий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара, говорится в послании Сарраджа в адрес суда.

7 июля Международный уголовный суд (МУС) согласился отправить группу для расследования действий Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара в городе Тархуна и ливийской столице Триполи, заявило министерство иностранных дел Правительства национального согласия (ПНС) Ливии.

 

Италия.

Итальянские власти выступили с требованием провести международное расследование военных преступлений ЛНА (Хафтара), отправили своих военных в Триполи в помощь ПСН в разминировании объектов гражданской инфраструктуры после отступления Хафтара, создали совместно с ПСН комитет для контроля за возвращением итальянских компаний в Ливию.

 

Италия требует проведения независимого и гласного расследования в связи с обнаружением в районе ливийского города Тархуна массовых захоронений, говорится в специальном заявлении правительства, которое распространил во вторник вечером итальянский МИД.

 

В соответствии с договорённостью между ливийским и итальянским правительствами группа итальянских военных прибыла в Триполи, где совместно с ливийскими сапёрами проводится разминирование районов столицы, покинутых вооруженными формированиями Хафтара. Кроме неразорвавшихся боеприпасов, угрозу для мирных жителей представляют противопехотные мины, которыми боевики заминировали объекты гражданской инфраструктуры.

27 июня Глава правящего в Триполи Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файез Саррадж и премьер-министр Италии Джузеппе Конти договорились создать комитет для контроля за возвращением итальянских компаний в Ливию и дальнейшего участия Италии в процессе разминирования.

22 июля по инициативе Италии было организовано международное техническое совещание для обсуждения вопросов о продолжении закрытия нефтяных объектов, месторождений и приостановке экспорта нефти и его влияния на экономику страны.

Ряд источников итальянского агентства Aki сообщает, что на совещании принимали участие представители Германии, Италии, Франции, США, Египта и ОАЭ, а также и.о. главы МООНПЛ Стефани Уильямс. На совещании также состоялось выступление главы Ливийской национальной нефтегазовой компании (NOC) Мустафы Саналлы. Также участниками были рассмотрены вопросы безопасности, экономические и политические аспекты ливийского кризиса.

 

Франция.

Французский президент публично заявил о не поддержке Хафтара Парижем и возложил ответственность за дестабилизацию ситуации в Ливии на Турцию и Россию.

 

Президент Франции Эмманюэль Макрон 29 июня назвал неверными утверждения, что Париж поддерживает командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифу Хафтара. «Хочу развеять неверные представления о нашей позиции в Ливии», — сказал Макрон после переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель в окрестностях Берлина. – «Франция не поддерживает маршала Хафтара».

Макрон отметил, что международное сообщество стало «свидетелем дестабилизации в Ливии, вызывающей поток мигрантов в Италию, но также и в другие страны. В этом контексте я вижу большую ответственность Турции и России», — сказал французский лидер.

 

Египет.

Египет поддерживает Халифу Хафтара и лояльные ему племена, чтобы найти новых союзников для противостояния Турции в регионе. Египет выступает против политического и военного вмешательства Турции в дела арабских стран, и утверждает возможность отправки военных страны для выполнения боевых задач за пределами Египта, в первую очередь – в Ливии.

Также Египет и Греция 07.08.20 подписали соглашение о демаркации морских границ по аналогии соглашения между Турцией и Ливией (ПСН).

Есть мнение, что Египет даже если и начал бы своё вторжение, то только в самом крайнем случае, потому что это очень большие риски прежде всего и для самого Египта – это большие расходы, большая нагрузка на бюджет даже при учете финансовой помощи от ОАЭ. К тому же совершенно неизвестно, как долго эта операция могла бы продлиться и как к ней отнеслись бы группировки Восточной Ливии.

И, наконец, самая большая угроза – это может привести к полноценному развёртыванию турецкого военного присутствия в Ливии и тогда это уже будет египетско-турецкий конфликт с распространением на Восточное Средиземноморье.

Если «битва за Сирт» и могла бы начаться прямо сейчас при нынешней ситуации – то шансов на победу в большей степени можно предположить было бы у ПНС, потому что ЛНА значительно потеряла в своей боеспособности. У Хафтара после поражения под Триполи теперь оказалась весьма ограниченная «группа поддержки».

 

Любое возможное прямое вмешательство Египта в Ливии будет иметь легитимный статус, поскольку будет иметь целью прекращение кровопролития в соседней стране и обеспечение безопасности границ. Об этом, как передает телеканал Sky News Arabia, заявил 20 июня президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси

По словам ас-Сиси, Каир не позволит никому захватить находящиеся под контролем Ливийской национальной армии (ЛНА) стратегически важные город Сирт и муниципалитет Эль-Джуфра. Ранее в заседающем в Триполи Правительстве национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа не раз говорили, что будут готовы к переговорам с ЛНА только после возвращения контроля над ними.

24 июня Ливийцы официально попросят Египет вмешаться в ситуацию в Ливии в случае, если лояльные Правительству национального единства (ПНС) во главе с Файезом Сарраджем силы захватят город Сирт и провинцию Джуфра и продвинутся дальше на восток, заявил агентству MENA глава заседающей на востоке Ливии Палаты представителей Акила Салех.

18 июля Египет выступает против политического и военного вмешательства Турции в дела арабских стран, об этом в субботу заявил официальный представитель МИД Египта.

20 июля Парламент Египта единогласно одобрил возможную отправку военных страны для выполнения боевых задач за пределами Египта, сообщило гостелевидение страны.

07 августа Египет и Греция подписали в Каире соглашение о демаркации морских границ и установлении исключительной экономической зоны. Об этом сообщил глава египетского МИД Самех Шукри на пресс-конференции со своим греческим коллегой Никосом Дендиасом по итогам совместных переговоров. Демаркация по аналогии соглашения между Турцией и Ливией. Египет и Греция подписали соглашение, определяющее морские зоны, 6 августа. Каир одобрил его 18 августа. Представитель греческого правительства Стелиос Петсас заявил, что соглашение представят в греческий парламент 26 августа с целью ратификации.

 

Сирия

Министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллим заявил, что Дамаск подтверждает свою поддержку Ливийской Национальной Армии во главе с Халифой Хафтаром и позицию Каира по ливийскому вопросу.

 

ЛАГ

Лига арабских государств (ЛАГ) выступает против интернационализации вооруженного конфликта в Ливии, заявил 23 июня генеральный секретарь этой организации Ахмед Абу аль-Гейт.

 

ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты сократили поддержку и усилили критику «односторонних действий Хафтара».

 

Ранее ОАЭ всесторонне поддерживали действия Хафтара в Ливии, но после поражений его армии в южном Триполи сократили поддержку и Хафтар стал опираться на другого союзника в лице Египта.

Госминистр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш 19 июня раскритиковал командующего Ливийской национальной армией маршала Халифу Хафтара, которого ранее Эмираты поддерживали, за односторонние решения.

 

Забегая вперед, стоит отметить, что позднее, 13 августа Трамп объявил, что Израиль и ОАЭ достигли соглашения о полной нормализации двусторонних отношений. Видимо изменение позиции ОАЭ по отношению поддержки Хафтара – одна из договоренностей в свете сохранения баланса с Израилем.

Так же надо отметить, что 11 сентября было объявлено, что Бахрейн подпишет мирное соглашение с Израилем 15 сентября одновременно с ОАЭ. Об этом заявил советник и зять президента США Дональда Трампа Джаред Кушнер.

С прогнозом о том, что нормализация отношений между арабскими государствами и Израилем отразится позитивным образом и на ситуации вокруг Ирана 12 сентября выступил американский президент Дональд Трамп, объявляя в Белом доме о достижении Израилем и Бахрейном соглашения о нормализации отношений при посредничестве США.

Формирование региональной антииранской коалиции продолжается.

 

Что касается отношения и участия Израиля в Ливийском конфликте, Израиль проявляет все более сбалансированный подход к международно признанному правительству премьер-министра Фаиза Сараджа, сообщает израильская газета Haaretz. В Haaretz со ссылкой на иностранные источники сообщили, что Моссад, который поддерживал Хафтара, придерживается сбалансированного подхода в отношениях с ПНС, расположенным в Триполи.

Такие сигналы транслируются через заинтересованность сохранения балансов в Средиземноморском вопросе по спорному шельфу, например: Греция, Кипр и Израиль подписали соглашение о сотрудничестве в области обороны (участники EastMed).

Одновременно нужно отметить момент, что Израиль и Турция не находятся в таком прямом противостоянии, как Греция и Франция с Турцией. С одной стороны, Израиль защищает свои интересы по строительству газопровода, с другой стороны, по-видимому, допускаются договоренности и с Турцией, но не путем прямого противостояния.

Такое соглашение Израиля с Грецией может оказать влияние на Турцию в спорном квадрате шельфа в сторону понижения агрессивного поведения. Израиль – не член НАТО, и сдерживающих факторов на этой площадке использовать Турция не сможет. А значит возможны более предметные переговоры.

 

Россия

Россия старается укрепить межпарламентское сотрудничество с Палатой депутатов Ливии (парламент на Востоке), одновременно заявляя, что Москва никогда не делала ставки на ту или иную сторону конфликта в Ливии. Также Россия объявила, что возобновляет работу посольства в Ливии, оно будет представлять интересы РФ на всей территории страны, пока оно будет базироваться в Тунисе.

Россия обвиняет США в препятствовании секретариату ООН в назначении спецпредставителя по Ливии.

Это говорит о том, что создана такая ситуация, в которой нет единого центра принятия решения на том уровне, где Россия привычно применяет свое влияние – площадка ООН. Поэтому решать все вопросы приходится «на земле» с основными игроками, что опровергает утверждение России в ее «невовлеченности» в ливийский конфликт.

И России приходится это признавать публично: Россия выступает за подходы, позволяющие объявить о незамедлительном прекращении огня, которые согласовываются между Россией и Турцией (создается ситуация, аналогичная в Идлибской зоне деэскалации).

 

3 июля Совет Федерации рассчитывает на укрепление межпарламентского сотрудничества с Палатой депутатов Ливии, заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко на встрече с главой ливийского парламента Агилой Салехом.

«Весомый аргумент — это укрепление сотрудничества по парламентской линии, мы уверены, что оно обретёт практическую основу», — сказала она. Спикер правящей на востоке Ливии Палаты представителей (парламента) Акила Салех на встрече со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко отметил исторические дружеские отношения с Россией.

3 июля Россия возобновляет работу посольства в Ливии, оно будет представлять интересы РФ на всей территории страны, пока оно будет базироваться в Тунисе, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. «Но я хочу подчеркнуть, что его функции входит представление России на всей территории Ливии», — отметил глава российского МИД.

8 июля США не должны препятствовать секретариату ООН в назначении спецпредставителя по Ливии, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Как отметил министр, после ухода в отставку спецпредставителя ООН по Ливии Гассана Саламе найти ему замену не удается уже полгода. Предлагались несколько кандидатур на этот пост, но по каким-то причинам ни одна из них не была утверждена, сказал Лавров.

8 июля Ливийская национальная армия готова подписать соглашение о прекращении огня, но Триполи не хочет этого делать; подходы, которые позволят объявить о незамедлительном прекращении огня, согласовывают Россия и Турция, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

«Сейчас Ливийская национальная армия, по нашим оценкам, готова подписать такой документ, о немедленном прекращении боевых действий, но уже правительство в Триполи не хочет этого делать, рассчитывая опять-таки на военное решение», — сказал Лавров по итогам переговоров с министрами иностранных дел тройки Африканского союза (ДРК, Египет, ЮАР) в формате видеосвязи.

Россия никогда не делала ставки на ту или иную сторону конфликта в Ливии и продолжает поддерживать контакты с Ливией сейчас, заявил 22 июля глава российского МИД Сергей Лавров. «В отличие от многих других внешних игроков Россия никогда не пыталась делать какие-то ставки в ливийской игре, мы всегда работали со всеми политическими силами Ливии, принимали всех их в Москве в разное время и продолжаем поддерживать контакты с Ливией сейчас» — сказал Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Алжира.

Российская межведомственная делегация во главе с заместителем министра иностранных дел РФ Сергеем Вершининым c участием представителей Минобороны России провела 21-22 июля в Анкаре консультации с руководством различных турецких ведомств во главе с заместителем министра иностранных дел Турции Седатом Оналом.

«Были подробно обсуждены различные аспекты ближневосточных проблем с акцентом на задачи скорейшего прекращения боевых действий и обеспечения долгосрочного урегулирования в Ливии», — говорится в сообщении министерства иностранных дел РФ. «Мы убеждены, что на этом этапе наших общих усилий и все ливийские стороны должны участвовать в прямых переговорах, и все соседи Ливии должны обязательно иметь свой голос в формировании условий для межливийского урегулирования», — сказал Лавров.

 

Турция

Со слов официальных представителей Турции, Анкара и США еще в июне достигли неких договоренностей по Ливии. Деталей этих договоренностей не уточняются. Переговоры Турции и США прошли после переговоров турецкой стороны с российской стороной накануне.

Далее Турция активно заявляет о своих планах в Ливии, таких как, например: создание военных баз, возможности стать совладелицей компаний по добыче нефти с морских месторождений в исключительной экономической зоне Ливии, строительство электростанций и т.д. Так же заявлено о намерении Турции заключить с Ливией новое соглашение при участии Организации Объединенных Наций (ООН).

Хафтар турецкой стороной заявлен нелегитимным «пучистом», а действия Египта в Ливии по оказанию помощи главе Ливийской национальной армии Халифе Хафтару тоже объявлены не законными. Турция никак не воспринимает Хафтара, однако признает, что в Тобруке есть еще один парламент и другие акторы в Бенгази.

Катар открыто присоединился к противникам Хафтара: 18 августа Катар, Турция и правительство в Триполи (ПСН) заключили договоренности о создании турецкой военно-морской базы в Мисурате и об отправке дополнительной военной помощи триполийскому кабмину, а также о создании трехстороннего военного координационного центра.

Здесь так же стоит отметить, что Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия с 2017 года находятся в дипломатической и экономической оппозиции Катару. Участие Катара в противостояние в ливийском конфликте может привести к переговорному процессу с этими участниками и в этом противостоянии.

 

Хотелось бы еще отметить такой аспект. Возможно, разрешение участия в разработке ливийской нефти турками – это:

  • гарантия остановки наступления на Сирт и дальше на нефтяные поля, что могло бы привести не только к эскалации конфликта, но еще и к его интернационализации; что подводит возможности реализации плана по созданию демилитаризованной зоны и открывает путь к мирным переговорам противостоящих сторон?
  • закладка для переговоров по спорному месторождению Кипра, где возможен «обмен активами» и компромисс – Турция входит в Ливию, но идет на компромиссы на спорном шельфе Кипра?

 

Позиция ЕС и США по отношению к Турции – различается. ЕС занимает более жесткую позицию в связи со своими прямыми интересами в Средиземноморье (газопроводы, беженцы и т.д.), тогда как США учитывают интересы балансов всех своих союзников, как в ЕС, так и на Ближнем Востоке и имеют спорные вопросы с ЕС по защите собственных интересов Америки (иранский вопрос по «ядерной сделке», «сделка века» Израиля и т.д.)

 

11 июня глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу призвал США играть более активную роль в урегулировании ливийского кризиса. Как заявил ранее турецкий лидер Тайип Эрдоган по итогам своего телефонного разговора со своим американским коллегой Дональдом Трампом, Турция и США достигли договоренности по Ливии. Деталей этой договоренности он не уточнил. Накануне Эрдоган обсудил ливийский кризис с президентом РФ Владимиром Путиным.

Позиции Ирана и Турции по ливийскому конфликту совпадают, — МИД Ирана.

12 июня Турция готовится к созданию двух постоянных военных баз на территории Ливии, сообщает газета Yeni Safak со ссылкой на военные источники. Отмечается, что Правительство национального согласия Ливии рассматривает вопрос о предоставлении Турции авиабазы Аль-Ватия, где Анкара планирует развернуть системы ПВО и боевые беспилотники. Вторая база может быть создана в порту Мисрата, где будут дислоцированы корабли ВМС Турции.

По данным газеты, Турция может стать совладелицей компаний по добыче нефти с морских месторождений в исключительной экономической зоне Ливии, и присутствие турецких военных кораблей необходимо для обеспечения безопасности буровых работ. Кроме того, Турция считает целесообразным присутствие своих ВМС в этом регионе из-за обострения отношений с Грецией.

Агентство «Анадолу» сообщает, что турецкие компании Enka и Çalık Enerji построили самые крупные электростанции в Ливии и запустили на них производственный процесс.

17 июля. Турция намерена заключить с Правительством национального согласия (ПНС) Ливии новое соглашение при участии Организации Объединенных Наций (ООН). С таким утверждением выступил в пятницу президент республики Тайип Эрдоган.

«Мы не бросим наших ливийских братьев одних. Мы уже заключили договор о сотрудничестве в области военной подготовки. И собираемся подписать новое соглашение, включив в него ООН», — сообщил турецкий лидер. Эрдоган при этом не уточнил, какую сферу будет затрагивать новое соглашение.

Между тем президент Турции также назвал «незаконными шаги, предпринимаемые Египтом» в вопросе ливийского урегулирования, в то время как, по утверждениям Тайипа Эрдогана, «все действия Анкары в зоне ливийского конфликта законны».

Действия Египта в Ливии по оказанию помощи главе Ливийской национальной армии Халифе Хафтару незаконны, заявил президент Турции Тайип Эрдоган журналистам в пятницу. «В Ливии есть законное правительство (Файеза) Сарраджа, и есть незаконный путчист Хафтар. Продолжается противостояние между теми, кто поддерживает законное правительство Ливии, и теми, кто поддерживает путчиста Хафтара. Все их действия являются незаконными», — сказал Эрдоган, отвечая на вопрос о действиях Египта в Ливии.

22 июля Пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын заявил, что любое соглашение о прекращении в Ливии требует вывода сил Хафтара из Сирта и аль-Джуфры и их отход к позициям, занимаемым по состоянию 2015 г.

Также Калын отметил, что Турция никак не воспринимает Хафтара, однако признает, что в Тобруке есть еще один парламент и другие акторы в Бенгази. Именно они и должны участвовать в переговорах.

 

Соглашение о создании турецкой военно-морской базы в ливийском городе Мисурата 18 августа подписано Турцией, Катаром и Правительством национального согласия (ПНС, базируется в Триполи) Ливии. Об этом сообщил в понедельник вечером сайт телеканала Al Arabiya.

В соответствии с договоренностью, в Мисурате создается трехсторонний военный координационный центр. «Кроме того, стороны договорились об отправке катарских военных советников в Ливию для обучения ливийских военных, а также о предоставлении Ливии мест в турецких и катарских военных училищах», — отмечает сайт телеканала Al Arabiya. Целью соглашения является «повышение боеспособности воинских подразделений, подчиняющихся ПНС».

Катар открыто присоединился к противникам Хафтара. «Ранее в понедельник ливийскую столицу Триполи посетили министр национальной обороны Турции Хулуси Акар и заместитель премьер-министра, государственный министр обороны Катара Халид бен Мухаммед аль-Аттыйя. Они встретились с главой ПНС Фаизом Сарраджем. В ПНС по случаю их визита отметили, что власти в Триполи выступают за «политический диалог, который является единственным решением ливийского кризиса, и необходимо поддерживать этот курс, способствующий укреплению стабильности в стране».

10 сентября Bloomberg опубликовал статью о том, что Турция ведет переговоры о разведке нефти и газа в Ливии. Согласно сообщению турецкого должностного лица, пожелавшего сохранить анонимность, Турция и ПНС Ливии ведут обсуждение нефтегазовых блоков на суше и на шельфе. Также источник сообщил, что турецкие чиновники провели переговоры с NOC о производстве энергии и эксплуатации трубопроводов, не уточнив при этом, участвовала ли NOC в переговорах о разведке энергоресурсов. NOC не дала комментариев по этому вопросу.

 

Промежуточный вывод

 

Для усиления своего влияния на Ближнем Востоке США необходимо выстроить балансы в регионе соответственно собственным интересам. Вашингтон прибегает к тактике создания региональных коалиций с привлечением к ним союзников и партнеров. В создание антииранской коалиции (которая становится в том числе и антироссийской, а далее и антикитайской) необходимо подключение к ней Израиля (замиривание Израиля с арабским миром).

Одним из проектов в данном региональном пространстве с участием Израиля было обозначено строительство газопровода EastMed, который снижал бы зависимость Европы от российского газа, и подразумевал бы в дальнейшем присоединение к нему стран арабского мира, которые бы получали бы доступ к европейскому рынку.

 

Реализация этой стратегии привела США в решении ливийского конфликта в статус наблюдателя – дав возможность Америке занять позицию «Активного нейтралитета», т.е. не входить в конфликт, а стать модератором всех процессов и участников, создавая балансы для сохранения и продвижения собственных интересов, но и не позволяя другим заинтересованным сторонам нарушать эти балансы в сторону собственных узких интересов в регионе.

 

Америке важно было изменить позиции основных заинтересованных игроков в пользу выстраиваемых балансов. Поэтому посылаются сигналы:

  • Сигнал первый: требование для всех сторон остановить военную эскалацию.
  • Сигнал второй: усиливается стратегическое сдерживание всех сторон со стороны США.
  • Сигнал третий — основной: отношение Вашингтона к Хафтару – усиление давление, с целью изменения позиции по вопросу препятствования поставок углеводородов из Ливии. Позиция Хафтара расценивается США как «нелепая и бескомпромиссная».

 

Как видно из вышеизложенного, основная задача данного периода была изменить позиции вовлеченных сторон в сторону принятия деэскалации военных действий для возможности начала переговорного процесса разными методами и аргументами.

Главная же цель – это возможность восстановления полноценной работы нефтегазодобывающего комплекса в Ливии, который является основным источником наполнения бюджета этой страны страны.

Поддержка непосредственно самого Хафтара и его личное участие в процессах (легитимизация) по возможности ослаблялась и уменьшалась из-за его односторонней позиции и не гибкости в методах достижения своих целей (силовые методы — военные действия, захват и контроль нефтяных месторождений и т.д.).

 

Произошло переключение на других более договороспособных акторов.

 

Так, поддержка ПСН возросла, Турция укрепила свои позиции в Ливии, у ПСН появился новый союзник – Катар. Поддержка же ЛНА (и в первую очередь Хафтара, как лидера) наоборот уменьшилась, на первый план вышли представители парламента и советы племен на востоке страны, которых в свою очередь поддержал Египет.

В результате взаимного не восприятия обоими сторонами лидеров ПСН и ЛНА (Сарраджа и Хафтара) можно предположить уход «в тень» обоих для возможности установления диалога между сторонами противостояния.

 

В конфликте обозначились новые балансы и линии противостояния, связанные опять же с противостоянием в Средиземноморье (вопрос разделения спорного шельфа), который также нужно решить – это решение уже действительно давно перезрело и достигаться должно именно в переговорном процессе, а не через силовую составляющую, как и в Ливии.

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *