Активы России на Ближнем Востоке: Сирия. Астанинский формат (сентябрь) Часть 1.

(публикация 16.10.2019) Автор: Тимошенко Н.

 

Часть 1. Астанинский формат. (сентябрь)
• Целостность Сирии, вывод сил США; Зоны влияния: Заефратье; Идлибская зона; лагерь «Рукбан». Беженцы и гуманитарный вопрос.
• Израиль;
• Конституционный комитет; Продвижение сценария России «Сирия НАШ – Сирийский хоровод».

 

 


В данный период наблюдения отмечена активизация тезисов о важности присутствия РФ и его расширения на Ближнем Востоке.

Например, в том числе и такие:

«Палестина приветствует присутствие России в Ближневосточном регионе и надеется на его расширение. Российское присутствие является положительным и важным фактором в укреплении стабильности и безопасности» (чрезвычайный и полномочный посол государства Палестина в РФ А.Нофаль)

Трехстороннее сотрудничество Ирана, России и Турции способно заменить американский порядок в регионе Ближнего Востока, который Вашингтон пытался навязывать последние годы (директор международной программы Центра стратегических исследований при аппарате президента Ирана Диако Хоссейни).

Через такие месседжи Россия «оправдывает» свое присутствие в регионе, не являясь региональным игроком, и пытается закрепить, расширить свое влияние и поднять ликвидность данного актива.

Далее мы рассмотрим этот процесс в динамике происходящих событий.

Общая обстановка

Центральным событием наблюдаемого периода стало проведение 16 сентября 2019 года встречи в Астанинском формате и последующее официальное сообщение о создании и утверждении состава конституционного комитета Сирии 23 сентября.

Зоны влияния.  На данный момент 40% территории Сирии находится не под контролем официальных властей Сирии (Б.Асада), как и половина ее населения следует из последних заявлений американцев. Под другим заявлениям Б.Асад и россияне контролируют до 2/3 территории Сирии.

Условно Сирия поделена на зоны влияния – оппозиционные к власти Б.Асада, которые поддерживают США и их союзники: «Идлибская зона» (Турция), Заефратье (США), район Эт-Танфа (США) и т.д. Остальная территория контролируется сирийской властью и их союзниками Россией и Ираном.

Предлог борьбы с терроризмом – это ключевое универсальное понятие в борьбе за зоны влияния в Сирии всех сторон без исключения. Это также тот рычаг, с помощью которого США и союзники остаются на территории Сирии, а Россия, в свою очередь, пытается вернуть территории под контроль Б.Асада.

Создание и начало работы конституционного комитета означает, что впереди выборы в этой стране. Начинается стремительная борьба за голоса будущих избирателей. Т.е. новые реалии ставят приоритетными задачи для России по возвращению под контроль как можно большего количества территорий и людей, на них проживающих, чтобы оказывать на них влияние в будущих выборах, в т.ч. и беженцев, которых нужно вернуть в страну как можно в большем количестве на подконтрольные территории.

Беженцы.  Поэтому наблюдается повышенная активность России в этом направлении. Рычаги давления РФ на Турцию и ЕС – это беженцы. Также беженцы становятся важным активом – это потенциальные избиратели.

Вопрос политического урегулирования в Сирии рассматривается сторонами в разном порядке очередности пунктов исполнения, так же, как и в, например, украинском вопросе в исполнении пунктов «Минских соглашений». То есть, стороны согласны с общей формулировкой всех пунктов, но разночтения и там и здесь вызывают именно последовательность их выполнения.

Так, российская сторона трактует свою версию мирного урегулирования конфликта в Сирии в такой очередности — глава МИД РФ Сергей Лавров: «необходимо завершить разгром террористических группировок, создавать условия для возвращения беженцев и перемещенных лиц и запускать единый политический процесс в рамках созданного конституционного комитета». Сначала возвращение беженцев, потом – выборы.

Буквально прямым текстом Россия заявляет о том, что «что единственный путь к восстановлению Сирии лежит через окончательное уничтожение терроризма, освобождение всех незаконно оккупированных США и их союзниками территорий страны и возвращение сирийцев в родные места».

Возвращение беженцев подразумевает и выделение гуманитарной помощи на их содержание.

В очередной раз на встрече в астанинском формате российская сторона в лице президента В.Путина заявила, что «Гуманитарная поддержка должна оказываться всем сирийцам, без политизации и предварительных условий».  Это означает, что контроль как за вернувшимися беженцами, так и за распределение финансовых ресурсов, выделенных на их содержание, будут находится только под эгидой сирийской власти и их союзников, в первую очередь России, а это огромный рычаг давления на этих людей.

США и их союзники из ЕС трактуют же другую последовательность: сначала выборы, потом — возвращение беженцев. Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич на брифинге в Брюсселе заявила, что «ЕС считает, что возвращение беженцев возможно, только когда будут созданы условия для их безопасного возвращения в человеческих условиях. Мы считаем, что эти условия в Сирии пока не созданы».

«Карту» беженцев и их содержания пытается «разыгрывать» также и Турция в своих интересах. Президент Турции Т. Эрдоган пригрозил открыть западные границы страны для сирийских беженцев, если не будет создана зона безопасности на севере Сирии, и, если Запад не окажет Анкаре обещанную помощь. По словам Эрдогана в Турции нашли приют 4 миллиона беженцев: «До какого-то момента мы тянем этот груз, но извините, мы не можем это делать бесконечно. Если зона безопасности не будет создана, и, если мы не получим обещанную помощь Запада, нам придется открыть свои двери».

В свою очередь после таких заявлений Евросоюз сообщил, что «выделил на поддержку беженцев в Турции через специальный фонд 5,6 миллиарда евро из запланированных 6 миллиардов евро, оставшиеся средства будут переданы в скором времени».

Астанинский формат.

Основные обсуждаемые темы, выделенные в заявлениях по окончанию встречи в Астанинском формате:

  • Целостность Сирии, вывод сил США; Зоны влияния: Заефратье; Идлибская зона; лагерь «Рукбан». Беженцы и гуманитарный вопрос.
  • Израиль;
  • Конституционный комитет; Продвижение сценария России «Сирия НАШ – Сирийский хоровод».

Целостность Сирии, вывод сил США. Зоны влияния.

Основные посылы сторон заключаются в том, что должна быть соблюдена территориальная целостность Сирии.

В планах Кремля в результате будущих выборов сохранить власть Б.Асада и закрепить в Сирии свое военное присутствие, что даст им возможность не только экономических преференций в будущем (после выборов в Сирии международное сообщество обещало снять санкции и сделать большие денежные вливания на восстановление этой страны), но и значительно расширить свое влияние на весь Ближний восток.

Еще перед саммитом были заявлены амбиции России по этому вопросу: «Трехстороннее сотрудничество Ирана, России и Турции способно заменить американский порядок в регионе Ближнего Востока, который Вашингтон пытался навязывать последние годы».

После же саммита глава МИД РФ С.Лавров озвучил, что «Россия заинтересована в сохранении своего присутствия в Сирии, это пункт материально-технического обеспечения «Тартус» и авиационная база «Хмеймим», на это есть согласие легитимных властей арабской республики»

Заефратье.

Сирийские власти опасаются, что при поддержке США и их союзников на востоке страны будет создан сирийский Курдистан как автономия или как отдельное государственное образование, которое выступает в оппозиции к нынешней власти. Нужно отметить, что данная территория богата залежами нефти. Если территория получит автономию, то контролировать ни ее население (выборы), ни ее экономическую составляющую (нефть, газ) Дамаск не сможет. Как минимум на территории проживало около 2 млн. человек.

Поэтому присутствие американцев и их поддержка сирийским курдам (как и другим оппозиционным к власти Б.Асада силам там) видится россиянам как крайне нежелательным и сейчас и в дальнейшей перспективе.

Поэтому на встрече были сделаны заявления такого характера:

Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что «Тегеран настаивает на том, что войска США должны как можно быстрее покинуть Сирию, суверенитет Дамаска должен распространяться на Заевфратье» и подчеркнул «важность сохранения территориальной целостности Сирии».

Президент России Владимир Путин говорил о том, что «Сирию недопустимо делить на зоны влияния», «вооруженные силы США присутствуют в Сирии незаконно, Россия надеется, что решение президента США Дональда Трампа о выводе войск будет реализовано» и «Москва исходит из того, что после урегулирования ситуации в Сирии целостность страны будет восстановлена и все иностранные войска будут выведены оттуда». Последний посыл так же относится и к военному присутствию Турции.

На данный момент россиянам выгодно «руками» Турции (которая в том числе является и членом антиигиловской коалиции во главе с США) вытеснить с территорий Заефратья курдов и другие оппозиционные силы, оказывающие сопротивление сирийской власти, вместе с американцами. Кремль надеется, что после этого сможет договориться или принудить Турцию передать эту территорию под власть Б.Асада еще до выборов или будет ее контролировать вместе с Турцией.

Как вариант, предлагается в дальнейшем (после зачистки территорий турецкими властями) вернуться к применению Аданского соглашения[1], заключенного Анкарой и Дамаском более 20 лет назад: «Это положит начало устранению обеспокоенности Турции и Сирии по отношению друг к другу» (президент Ирана Х.Роухани).

Уже сейчас Россия постепенно втягивает Турцию в орбиту своего влияния, предлагая различные преференции как экономического характера, так и в части приобретения ВПК у нее. Как заявил президент РФ В.Путин на итоговой пресс-конференции по итогам трехсторонней встречи: «Москва и Анкара ведут переговоры по новейшим перспективным вооружениям».

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган так объяснил виденье своего присутствия в Заефратье: «Анкара не допустит образования «террористического коридора» в создаваемой на границе с Сирией зоне безопасности и предлагает создать там «города для беженцев» … для их жизни, чтобы они занимались садоводством и земледелием. Нужно создать для них инфраструктуру».

В совместном заявлении лидеров стран по итогам переговоров в Анкаре говориться, что «Россия, Турция и Иран отвергают все попытки создать новые реалии «на земле» под предлогом борьбы с терроризмом, включая незаконные инициативы по самоуправлению, и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии».

Тема «Заефратья» получила свое развитие после встречи в астанинском формате, и мы ее осветим отдельно чуть ниже.

Как говорилось уже выше, предлог борьбы с терроризмом – это ключевое универсальное понятие в борьбе за зоны влияния в Сирии всех сторон без исключения. Это также тот рычаг, с помощью которого Россия пытается вернуть все территории Сирии под контроль Б.Асада.

Это касается и еще двух направлений, таких как «Идлибская зона» и зона лагеря беженцев «Рукбан», который находится в 55-километровой зоне вокруг американской военной базы в районе Эт-Танфа (на границе Сирии с Иорданией), которую контролируют американские военные.

«Идлибская зона».

В 2017 году в провинции Идлиб и пограничных районах Алеппо, Латакии и Хамы была создана северная зона деэскалации. На ее территории сейчас действуют 12 наблюдательных постов турецкой армии. «Идлибская зона» является оппозиционной к власти Б.Асада.

Сирийской власти не выгодно оставлять такой большой анклав оппозиции (поддерживаемую Турцией), которую она называет «террористами», перед будущими выборами не под своим контролем. Также это крайне невыгодно и России.

Россия оправдывает вооруженные столкновения и попытки продвижения сирийской армии вглубь зоны деэскалации в Идлибе борьбой с якобы «террористами». Такие силовые действия со стороны Сирии могут привести к новому потоку беженцев в Турцию и ЕС, что является рычагом влияния Кремля на эти страны, в первую очередь на Францию и Германию, внимание которых активно привлекается для разрушения их единой позиции с США по отношению к сирийскому вопросу в том числе.

Из российской прессы можно привести несколько примеров, говорящих о том, что работа России по влиянию и привлечению к сотрудничеству отдельных стран ЕС с сирийскими властями до завершения мирного урегулирования конфликта ведется достаточно регулярно. Наибольшее освещение в российской прессе получила активность Франции. Например,

Президент Сирии Башар Асад принял 29 августа депутатов Европарламента во главе с Тьерри Мариани и обсудил с ними отношения Европы со странами Ближнего Востока. Мариани подчеркивал, что поездка никак не связана с деятельностью Европарламента и представляет собой самостоятельную инициативу. Визит «Национального объединения» в Сирию, начавшийся 27 августа, продлился по 1 сентября включительно. В состав возглавляемой Мариани делегации входят евродепутаты Виржини Жорон и Николя Бэ, а также Андреа Котарак, в прошлом состоявший в левом движении «Неподчинившаяся Франция», а затем поддержавший «Национальное объединение» на выборах в Европарламент

Обсуждались «политика американской администрации, стремящейся к дестабилизации в Сирии и регионе». В ходе встречи состоялся содержательный диалог по ряду вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе «о политическом курсе Европы по отношению как к странам региона, так и к экстремизму и терроризму, и следовании ряда стран за США, а также ущербе, который эта политика нанесла европейскому народу, будущему Европы и отношениям с другими странами».

Президент Сирии Башар Асад считает необходимым восстановить добрые отношения с Францией. Об этом сообщил на своей странице в Twitter французский депутат Европейского парламента Тьерри Мариани. В то же время, согласно Мариани, Асад заявил на встрече, давая оценку действиям официального Парижа: «Франция не намерена репатриировать находящихся в Сирии собственных граждан-террористов, так как они представляют для нее слишком большую опасность. Она хочет, чтобы они оставались в Сирии, но они занимают часть сирийской территории и навязывают свои законы населению».

Глава МИД РФ Сергей Лавров 9 сентября заявил, что Россия и Франция на переговорах «2+2» (министры иностранных дел и обороны) договорились координировать работу по борьбе с остающимися в Сирии террористами.

14.09.19 Французская компания Louvre Hotels Group (LHG) откроет два отеля в Дамаске. Она станет первым с 2011 года западным гостиничным оператором, который придет в Сирию, пишет в субботу газета Le Monde.

12.09.19 Стало известно, что Венгрия может стать первым государством-членом ЕС, которое восстановит прерванные дипотношения с Сирией. «Начиная со следующего года, Венгрия начнет направлять дипломата, который будет периодически посещать Сирию, чтобы следить за гуманитарной поддержкой и выполнять консульские функции», — указали в венгерском МИД. Вашингтон ранее крайне негативно отреагировал на планы Будапешта.

Еще перед началом саммита помощником президента РФ Ю.Ушаковым было заявлено, что «саммит Россия-Турция-Иран по Сирии может открыть путь для новой встречи Стамбульского формата с участием президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель». Также о заинтересованности в такой встрече говорил и Р.Эрдоган.

Проще говоря, Россия, как и прежде пытается шантажировать Коллективный Запад через массовый исход беженцев прикрываясь борьбой с террористами, пытаясь повысить ликвидность данного актива и добиться своих целей или уступок в других, важных для себя, задачах.

Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что «присутствие террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» в сирийском Идлибе увеличилось. До сих пор Идлиб находится в руках террористов». А президент России В.Путин в ходе пресс-конференции заявил, что «Сирийский Идлиб фактически находится в руках, аффилированных с «Аль-Каидой» структур, поэтому Россия совместно с Турцией и Ираном продолжит борьбу с террористами в этом регионе».

Надо отметить, что ситуация вокруг Идлиба до проведения встречи в астанинском формате складывалась для РФ не лучшим образом к этому моменту.

На пресс-конференции в Женеве Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет заявила, что «за четыре месяца эскалации боевых действий в районе сирийского Идлиба погибли 1089 мирных граждан».

После переговоров по Сирии в Нур-Султане 2 августа в Идлибе вступил в силу режим прекращения огня. Командование вооруженных сил САР заявило, что останавливает боевые действия при условии выполнения Турцией своих обязательств по российско-турецкому договору, достигнутому в сентябре 2018 года в Сочи. Основным пунктом являлся отвод тяжелого и среднего вооружения оппозиционных сил на 20 километров от демилитаризованной зоны в Идлибе.

Спустя три дня, 5 августа, сирийская армия возобновила операцию из-за якобы невыполнения условий со стороны «бандформирований», которые, воспользовавшись затишьем, предприняли попытки атаковать позиции сирийской армии на севере провинции Хама. Позднее и.о. постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский также заявил, что срыв перемирия в Идлибе лежит на террористах. Тридцатого августа в российском Центре по примирению враждующих сторон сообщили, что сирийские правительственные войска прекращают ведение огня в Идлибе с утра 31 августа.

США считают, что действия российских и сирийских военных в Идлибе являются не антитеррористической операцией, а просто борьбой с теми, кто не принимает президента Сирии Башара Асада, заявил и.о. постпреда США при ООН Джонатан Коэн. Госсекретарь США Майк Помпео выразил обеспокоенность «ужасающими последствиями нападений режима президента САР Б.Асада и его союзников на гражданское население, гуманитарных работников и инфраструктуру в Идлибе».

В подтверждение достаточно «серьезной озабоченности» Вашингтон нанес авиационный удар в районе между населенными пунктами Маарет-Мисрин и Кафер-Хая в провинции Идлиб. По информации ЦПВС, американская сторона заявила, что при ударе был уничтожен «пункт управления группировки «Аль-Каида» в Сирии», угрожавший безопасности гражданам США – все по единому сценарию борются с террористами.

Это подействовало отрезвляюще. Российский Центр по примирению враждующих сторон сообщил, что американские войска нанесли удар в провинции Идлиб без предупреждения России и Турции. И хотя российские военные сообщили, что американский удар якобы «привел к многочисленным жертвам и разрушениям, а также поставил под угрозу дальнейшее сохранение режима прекращения огня», но и также было заявлено, что сирийская армия намерена соблюдать мораторий на ведение боевых действий, несмотря на американские авиаудары в Сирии.

Глава МИД РФ Сергей Лавров: «Договоренности РФ и Турции по сирийской провинции Идлиб сохраняются, президенты Владимир Путин и Тайип Эрдоган согласовали конкретные шаги для их выполнения».

Американские дипломаты назвали российские сообщения «очевидной попыткой отвлечь внимание от ударов с воздуха со стороны режима Асада и России по гражданским лицам в Идлибе». В ведомстве также заявили, что сирийские власти, Россия и Иран «должны выполнять свои обязательства по прекращению насилия и предоставлению беспрепятственного доступа для решения гуманитарной катастрофы, вызванной авиаударами».

Генсек ООН Антониу Гутерреш еще 1 августа объявил о создании комиссии по расследованию авиаударов по гражданским объектам в сирийской провинции Идлиб. Запад и ряд других стран считают, что за этим стоят войска президента Башара Асада и российская авиация. Москва это отрицает.

Расследование решили начать после получения соответствующего запроса от 10-ти стран Совета Безопасности. В числе них США, Великобритания, Франция, Германия, Польша, Перу и ряд других. Власти этих стран обвиняют в обстрелах больниц, школ и других объектов, подконтрольных ООН, официальный Дамаск и российских военных, которые оказывают сирийцам поддержку с воздуха.

На все обвинения Россия как обычно отреагировала тем, что сначала категорически не признала свою вину в атаках на мирные объекты в «Идлибской зоне». И не смотря на то, что Генсек ООН А.Гутерреш выразил надежду на взаимодействие комиссии организации по расследованию авиаударов по гражданским объектам в Идлибе с сирийскими и российскими властями, в  МИД РФ назвали решение генсека ООН провокационным. Кроме того, там поставили под сомнение наличие у генсека полномочий о принятии таких решений без санкции всего Совета Безопасности.

А 16 сенятбря, в день встречи в астанинском формате, Небензя на пресс-конференции в ООН заявил, что российская авиация не наносила никакого ущерба гуманитарным объектам в сирийской провинции Идлиб, и продемонстрировал фото, подтверждающие сохранность больниц в Идлибе.

Так как обвинения России в преступлениях носят достаточно уверенный, твердый и серьезный характер, то были предприняты определенные контрмеры со стороны РФ в ООН – в поданном позже своем варианте резолюции по прекращению огня в Идлибе (за авторством РФ и Китая) было указано «на несоответствие координат объектов в Идлибе, представленных сторонам для включения в список деконфликтинга, их реальному расположению». Это как бы должно нивелировать обвинения, по мнению РФ, – обстрел таких объектов если и произошел, то случайно и не по вине РФ.

Также замглавы МИД РФ Сергей Вершинин обозначил дальнейшею линию поведения Кремля по данному вопросу. Она заключается в том, что «комиссия ООН по расследованию авиаударов на северо-западе Сирии не обладает правом определять виновных. Такое расследование должно соответствовать мандату и полномочиям, которыми обладают ООН и генеральный секретарь. Данное расследование не имеет полномочий на установление виновных».

Россия рассчитывает отыграть сценарий, когда расследование установит реальность разрушений, но назвать виновных в них не будет «иметь права» или этот факт не признается РФ, и Кремль будет придерживаться данного сценария для своего оправдания в дальнейшем – «это процессуальное нарушение и мы его не признаем».

После завершения встречи в астанинском формате пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «Речи о совместной трехсторонней военной операции России, Турции и Ирана в Идлибе не идет, нужно повышать эффективность шагов по борьбе с террористами».

В продолжение темы по развитию событий в «идлибской зоне», произошедших позже проведения саммита в астанинском формате, стоит сказать о том, что в ООН в последующем, 19 сентября, были вынесены на рассмотрение две резолюции по Идлибу.

Первая — проект резолюции о прекращении огня на северо-западе Сирии, представленный Бельгией, Германией и Кувейтом, согласно которому все стороны должны были прекратить огонь (срок с 21 сентября в полдень).

Вторая — Россия и Китай предложили Совбезу ООН свой вариант резолюции по прекращению огня в Идлибе. Согласно документу (срок с полуночи 20 сентября), прекращение огня не будет распространяться на операции против террористов, что в принципе вообще не изменяет предыдущий сценарий действий сирийской власти и ее союзников – России и Ирана.

В итоге Совбез ООН не принял ни одну из представленных резолюций.  Резолюцию Бельгии, ФРГ и Кувейта заблокировали два постоянных члена СБ — Россия и Китай — проголосовали против. А против резолюции России и Китая выступили США, Франция, Британия и ряд других членов Совбеза ООН.

Также на заседании СБ ООН постпред РФ при организации В. Небензя обозначил, что «фаза вооруженного противостояния в Сирии завершена, войну продолжают террористы, попытки покрывать их или представлять их в качестве дерадикализовавшейся оппозиции недопустимы. Никаких масштабных военных операций в Идлибе не велось и не ведется».

Ответ Турции на данный тезис российской стороны проявился в таких действиях.

Два крупных формирования сирийской вооруженной оппозиции в провинции Идлиб 5 октября объединились в единую военную структуру для борьбы против террористов из группировки «Джебхат ан-Нусра».

По информации телеканала Al Hadath, отряды протурецкой коалиции «Фронт национального освобождения» (ФНО) соединились с представителями так называемой Сирийской свободной армии (ССА), которая была создана в 2012 году. Новая структура — Сирийская национальная армия (СНА) — будет подчиняться базирующемуся в пограничном турецком городе Газиантеп «временному правительству».

Как передал Al Hadath, слияние двух основных вооруженных формирований умеренной оппозиции произошло при содействии Турции. По сведениям телеканала, численность новой группировки может составлять до 80 тыс. боевиков. Глава Сирийского комитета по переговорам (СКП) Наср аль-Харири заявил Al Hadath, что следующим шагом вооруженной оппозиции, которая опирается на поддержку Турции, станет предъявление ультиматума «террористам» с требованием самороспуска «Джебхат ан-Нусры», которая контролирует сейчас значительную часть провинции Идлиб.

Тема «идлибской зоны» получает развитие еще и в таком ключе – борьба за внутренний исход беженцев.

Так, сирийской стороной 24 сентября были сделаны несколько заявлений угрожающего характера о том, что «сирийские власти уверены, что провинция Идлиб, которая находится под контролем «боевиков», будет освобождена» в чем Сирия рассчитывает и на помощь своих союзников» — это очередная угроза силового сценария по отношению к зоне.

«Идлиб будет освобожден, и мы с вами увидимся в Идлибе» (министр местного самоуправления Сирии Хусейн Махлюф)

«Идлиб — это сирийская земля и сирийская провинция. И на этой территории должна господствовать сирийская армия. Сирия не одна войне, она имеет союзников (начальник военно-политического управления сирийских вооруженных сил бригадный генерал Хасан)

«Самая многочисленная в мире группировка иностранных боевиков находится в настоящее время в сирийской провинции Идлиб, они держат в заложниках мирных жителей … и не позволяют местным жителям покинуть этот район через созданный сирийскими властями гуманитарный коридор» (министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем).

Через пару дней последовало предложение России: «Представители российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии надеются, что совместными усилиями с турецкими военными получится наладить работу пропускных пунктов для возвращения беженцев в Идлибской зоне деэскалации».

Говоря простым языком – если будут исходить в Сирию беженцы из Идлиба (читай «будущие избиратели»), то не будет военной эскалации.

Борьба за беженцев – лагерь «Рукбан».

Аналогичные требования России и по лагерю для беженцев «Рукбан», который находится в 55-километровой зоне вокруг американской военной базы в районе Эт-Танфа (на границе Сирии с Иорданией), которую контролируют американские военные. Российские военные, представители МИД России и Сирии неоднократно заявляли, что «ситуация в лагере близка к гуманитарной катастрофе» и требовали выдать сирийским властям беженцев.

Координационные штабы России и Сирии требуют от Америки покинуть оккупируемую территорию Сирии, поскольку командование войск США в зоне Эт-Танф не способны обеспечить взятые на себя обязательства по реализации оперативного плана ООН, говорится в экстренном совместном заявлении межведомственных координационных штабов РФ и САР.

План по выводу мирных жителей из лагеря беженцев «Рукбан» сорвался из-за невыполнения США взятых на себя обязательств, следует из совместного заявления межведомственных координационных штабов России и Сирии. «Однако <…> 29 сентября на пункте пропуска Джлеб вместо более чем двух тысяч спланированных к эвакуации <…> сирийских граждан мы встретили всего 336 человек», — говорится в заявлении.

По свидетельствам спасшихся, так называемая администрация лагеря, а фактически члены подконтрольных США бандформирований, препятствует выходу беженцев под угрозой смерти, рассказали в координационных штабах. Тем, кому все-таки удалось покинуть «Рубкан», пришлось заплатить боевикам крупные суммы.

Руководитель американских тактических сил по борьбе с террористической организацией ИГИЛ Крис Майер заявил, что утверждения, что американские военные противодействуют выходу беженцев из «Рукбана», не соответствуют действительности.

Помощник замминистра обороны США по Ближнему Востоку Майкл Малрой считает, что «жители лагеря беженцев «Рукбан» в Сирии не хотят эвакуироваться. Они не хотят, чтобы их эвакуировали. Проблема в этом. Возможно, они не хотят, чтобы их эвакуировали к режиму президента Сирии Башара Асада, где их призовут на военную службу и заставят воевать в Идлибе. Возможно, ответ в этом».

В ответ на такие заявления в Минобороны России призвали обсудить на Генассамблее и в Совете безопасности ООН незаконную оккупацию части территории Сирии войсками США и подконтрольными ими боевиками.

Израиль.

Не обошли стороной на встрече и израильскую активность против Ирана на территории Сирии, но в этот раз обошлись короткими формулировками, не заостряя внимания на данных «инцидентах».

Так, посол России в Израиле А.Викторов заявил о том, что «Москва не приемлет удары по Сирии, это касается в том числе и израильских ударов по иранским объектам в арабской республике». И в совместном заявлении президентов трех стран по итогам саммита в Анкаре говорится о том, что Россия, Турция и Иран считают израильские военные атаки в Сирии дестабилизирующими и ведущими к напряжению в регионе.

Создание конституционного комитета.

Ключевое событие, которого ожидали несколько лет и которому всячески препятствовала Россия через различные формальные и неформальные предлоги, наконец-то свершилось – на саммите было объявлено о создании конституционного комитета.

Напомним, что по условиям мирного урегулирования конфликта в Сирии по резолюции 2254 ООН обозначены такие шаги: создание конституционного комитета, написание новой конституции и новые выборы.

На встрече президентом РФ В.Путиным было сделано несколько заявлений, таких как:

  • Список участников комитета полностью согласован при самом активном участии стран-гарантов. Работа конституционного комитета в Сирии должна начаться как можно быстрее.
  • Работа сформированного конституционного комитета Сирии должна оказать решающее воздействие на урегулирование ситуации в стране. Россия, Турция и Иран готовы всячески содействовать скорейшему началу работы в Женеве конституционного комитета Сирии.
  • Нельзя допустить, чтобы члены сформированного конституционного комитета Сирии были связаны по рукам и ногам, они должны работать добровольно. Необходимо добиться, чтобы члены конституционного комитета Сирии действовали достаточно самостоятельно, не подвергались давлению извне.

Но наиболее интересное вот такое предупреждение о том, что «Президент России В.Путин не исключил, что экстремисты могут сорвать работу конституционного комитета Сирии, но Россия, Турция и Иран готовы купировать эти угрозы».

Промежуточные выводы по встрече в астанинском формате.

Переговоры В.Путина и Т.Эрдогана, которые продлились 2 часа вместо отведенного 1 часа на них, прошли достаточно напряженно из-за сложившейся ситуации в «идлибской зане». Сторонами подчеркнуто, что переговоры по «идлибской зоне» будут продолжаться и далее, т.е. к единому решению стороны так и не пришли. На данный момент действует временное перемирие.

Российская и иранская сторона продолжают оперировать привычными тезисами-причинами силового варианта в данной зоне, обозначенными как борьба с международным терроризмом, на что Турции достаточно сложно апеллировать без помощи союзников из ЕС. Турция настаивает на проведении дополнительной встречи в Стамбульском формате, с участием Франции и Германии, но положительного решения по этому вопросу пока не озвучено. Российская сторона также заинтересована в такой встрече.

Также Турция самостоятельно предприняла контрмеры по объединению поддерживаемых ею оппозиционных сил к власти Сирии в единую структуру для возможного дальнейшего самороспуска «Джебхат ан-Нусры».

Также российская сторона постаралась сосредоточить Турцию в большей степени на вопросе «Заефратья», пытаясь столкнуть интересы Турции и США с их союзниками в этом районе. В дальнейшем российская сторона рассчитывает, что сможет выгодно воспользоваться результатами такого продвижения Турции, если оно состоится, по «зачистке» данной зоны от оппозиционных сил и размещении там беженцев, используя «рычаг» Идлиба на позицию Турции и использовании каких-либо преференций для нее в экономическо-военном аспекте, пытаясь втянуть как можно глубже Турцию в орбиту своего влияния.

В связи с открывшимся расследованием на уровне ООН о нападении на мирные объекты в «идлибской зоне», а также возросшему давлению в международном пространстве и в частности США на российскую сторону, во время встречи в формате было объявлено о создании конституционного комитета. Но российской стороной сделано замечание, что его работа может быть сорвана в любой момент, что звучит как предупреждение.

 

[1] Отношения между Турцией и Сирией в 1980-1990-х годах были крайне напряженными, так как Анкара обвиняла Дамаск в поддержке Рабочей партии Курдистана (РПК). В октябре 1998 года наступил кризис в отношениях двух стран, и Турция предоставила Сирии 45-дневный срок, в течение которого страна должна была полностью отказаться от поддержки РПК. В том же году сирийские власти выслали из страны лидера РПК Абдуллаха Оджалана, после чего произошел прорыв в отношениях между государствами. 20 октября 1998 года переговоры представителей глав МИД и МВД завершились подписанием в Адане совместного протокола и соглашения по вопросам безопасности.

 

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *