0

Афганистан и Россия: новая реальность. Часть 2.

Автор: Тимошенко Н.

 

Часть 1. Вступление.
Локальный уровень.
• РФ-Афганистан.
Региональный уровень.
• Позиции по Афганистану региональных игроков: Пакистан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Иран, Китай, Индия, Турция, Катар, Россия.
Часть 2. Глобальный уровень.
• Позиции по Афганистану глобальных игроков: США, НАТО, ВБ, ЕС, ООН и попытки влияния России.
Попытки влияния РФ через Афганистан на мироустройство:
• Ценности, Формат «ядерной пятерки», Зона влияния, Угроза терроризма, Беженцы и гуманитарная помощь.
Вывод

 

 

Глобальный уровень

Рассмотрим позиции глобальных игроков — США, НАТО, Великобритании, ЕС, ООН — по Афганистану в текущем периоде.

Основные смыслы США в наблюдаемый период сводились к тому, что Америка продолжает быть лидером в консолидации коллективного Запада на глобальном уровне, американская сторона транслирует, что планирует применять к властям Афганистана метод кнута и пряника, а также действовать с единых позиций с союзниками и партнерами в отношении радикального движения Талибан.

Российская же сторона весьма заинтересована в посредничестве и вовлеченности на глобальном уровне в Афганском вопросе со странами коллективного Запада, отношения с которыми у нее значительно ухудшились в последнее время. Россия стремиться повысить ликвидность своего актива в Афганистане, чтобы иметь возможность участия не только на дополнительных переговорных площадках, которых РФ в последнее время практически лишена, но и постараться смягчить в свою пользу позицию стран коллективного Запада в других спорных вопросах, имеющих для РФ первостепенное значение, таких как Сирия, Украина и др. Так, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Запад понимает, что «с катастрофой», связанной с ситуацией в Афганистане, ему без России не справиться.[i]

 

США

Президент США Джо Байден 16 августа заявил, что американская цель в Афганистане достигнута[ii] и в обращении к нации объяснил, почему принял решение о выводе войск из Афганистана сказав, что «американские военные не будут и не должны воевать в войнах, в которых не воюют сами афганцы».[iii] Также Байден подчеркнул, что Россия и Китай заинтересованы в том, чтобы Вашингтон вкачивал средства в Афганистан бесконечно.[iv]

США объявили 30 сентября о завершении миссии в Афганистане.[v] Президент Джо Байден заявил, что уход США из Афганистана подводит черту под эрой крупных военных операций, направленных на переустройство других стран силовым путем и единственный американский интерес в Афганистане – не допустить превращения страны в плацдарм для террористических атак против Соединенных Штатов.[vi]

Госдеп планирует применять к властям Афганистана метод кнута и пряника и в ближайшее время не планируют пересматривать санкции против талибов[vii], и пока не откроют доступ к госрезервам Афганистана для Талибана.[viii]

Президент США Джо Байден не планирует сам вступать с переговоры с руководством афганского движения Талибан, сказал его советник по национальной безопасности Джейк Салливан.[ix] Так же в Америке заявили, что талибы должны заслужить легитимность[x] и США ожидают от талибов выполнения обязательств о соблюдении прав человека.[xi] А госдепартамент заявил, что у США остались источники информации в Афганистане.[xii] Заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд заявила, что США будут «оценивать талибов не по словам, а по делам»,[xiii] отметив, что Совет Безопасности ООН уже озвучил, каким хотел бы видеть афганское правительство.

Также президент США Джо Байден сообщил, что обсудил ситуацию в Афганистане с лидерами стран Группы семи (G7), представителями НАТО, ООН и ЕС и все они договорились выступать с единых позиций в отношении радикального движения Талибан.[xiv]

НАТО

НАТО объявила 20 августа о завершении миссии в Афганистане.[xv]  Столтенберг также заявил, что НАТО выполнила задачу в Афганистане.[xvi]

ВБ

В МИД Великобритании 17 августа заявили о намерении теснее сотрудничать с РФ и КНР по Афганистану. Глава МИД Доминик Рааб исключил возможность прямого диалога между Лондоном и радикальным движением Талибан «в обозримом будущем», однако заявил, что королевство уже давно взаимодействует с талибами либо через иностранных посредников, либо через представителей политического офиса Талибана в Дохе.[xvii]

Талибы уже не ведут себя «как в Средневековье», заявили в Британии.[xviii] Глава британского штаба обороны призвал дать шанс талибам на построение государства.[xix] Великобритания будет работать с талибами, если это потребуется, заявил британский премьер-министр Борис Джонсон,[xx] также было заявлено, что посольство Великобритании в Афганистане будет временно работать в Катаре.[xxi] Главой МИД Соединенного королевства Домиником Раабом было отмечено, что Великобритания не собирается оказывать поддержку движениям, противостоящим Талибану в Афганистане.[xxii]

Также премьер-министр ВБ считает возможным дипломатическое признание Талибана на Западе, однако для этого движение должно выполнить несколько условий (гарантировать безопасное перемещение для тех, кто хочет покинуть страну, уважать права женщин и девочек, не допустить, чтобы Афганистан снова превратился в инкубатор глобального терроризма).[xxiii]

ЕС

Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель назвал развитие событий в Афганистане самым значительным геополитическим событием с момента аннексии Крыма Россией. Так же он также обозначил, что Иран, Пакистан, Турция и Индия, а также Россия и Китай являются странами, с которым надо будет больше вести диалог и настаивать на выполнении резолюций Совета Безопасности ООН.[xxiv]

В ЕС было заявлено, что Евросоюз признал, что движение Талибан выиграло войну в Афганистане,[xxv] но ЕС не намерен признавать Талибан,[xxvi] и что Евросоюз решит вопрос о сотрудничестве с Афганистаном только при условии соблюдения прав человека.[xxvii] В ЕК также заявили, что ЕС заморозил экономическую помощь Афганистану в €1 млрд на семь лет, или пока талибы не докажут свои намерения.[xxviii] Также было заявлено, что ЕС не намерен возобновлять работу своей миссии в Афганистане.[xxix]

Главы МИД ЕС объявили, что Евросоюз будет взаимодействовать со сформированным радикальным движением Талибан правительством Афганистана, не признавая его политически, ради обеспечения поддержки местного населения.[xxx] ЕС пока не определился с формой своего дипломатического присутствия в Афганистане.[xxxi]

Говоря о выборе возможного посредника в переговорном процессе с Талибаном в Афганистане перед ЕС встала не простая задача – выбрать влиятельного и ответственного регионального представителя.

Так, на этом фоне главы МИД стран ЕС приняли решение расширить взаимодействие с Китаем по Афганистану.[xxxii] Некоторые станы ЕС высказываются и за более тесное сотрудничество по Афганистану с Россией.  Глава МИД Италии назвал Россию важнейшим партнером по Афганистану.[xxxiii] Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан сделал заявление о том, что Париж заинтересован в том, чтобы вести диалог с Россией и Китаем по ситуации в Афганистане, с которыми могут быть совпадающие интересы, заключающиеся в том, чтобы Афганистан не стал базой террористов.[xxxiv]

Также по мнению Ле Дриана, страной, которая больше всего извлекает выгоды из ситуации в Афганистане, является Пакистан. Возвращение талибов позволило Пакистану приобрести большую стратегическую глубину, чтобы реализовать свои интересы, в том числе в отношениях с Индией. Поэтому Франция будет требовать от Пакистана содействия борьбе с терроризмом.

ООН

Совет Безопасности ООН 16 августа призвал к созданию нового правительства в Афганистане, которое будет включать в себя разные группы населения страны, в том числе женских представителей. Об этом говорится в распространенном 16 августа заявлении органа.[xxxv] Они (члены СБ ООН) подчеркнули, что устойчивый конец конфликта в Афганистане может быть достигнут только через инклюзивное, справедливое, прочное и реалистичное политическое урегулирование с поддержкой прав человека, в том числе меньшинств, женщин и детей, — указывается в заявлении. Подчеркивается, что Талибан и любая другая афганская группировка не должны поддерживать террористов, действующих за пределами Афганистана. В заявлении также отмечается необходимость гарантировать, что с территории Афганистана не будет исходить угроза для других государств.

Совбез ООН 30 августа принял резолюцию 2593 по ситуации в Афганистане, призывающую движение Талибан в том числе исполнять свои обязательства по обеспечению свободного и безопасного выезда для афганцев и иностранцев из Афганистана.[xxxvi] Авторами документа выступили Великобритания, Франция и США. В ходе голосования в поддержку резолюции высказались 13 государств, Россия и Китай воздержались.

Как объяснил постпред РФ при ООН Василий Небензя, Россия воздержалась при голосовании по резолюции СБ ООН по Афганистану, так как ее авторы не учли ряд озабоченностей Москвы – в частности, в документе не упоминается необходимость «борьбы с ИГИЛ»[xxxvii]. Кроме того, как указал Небензя, авторы резолюции проигнорировали предложения России включить в документ «императив оказания гуманитарного содействия Афганистану в строгом соответствии с руководящими принципами ООН».

Тут нужно отметить, что Россия давно пытается вопрос борьбы с ИГИЛ и с терроризмом внести в резолюции на рассмотрение в ООН. Создав такой прецедент в ООН, Россия будет продвигать идею создания антиигиловской (или антитеррористической) коалиции под эгидой ООН, в которой она будет непосредственно принимать участие без одобрения других участников и контролировать ее действия через право «вето». Такая идея просматривается и продвигается РФ, например, в «Концепции безопасности Персидского залива» и в других предложениях Кремля.

Это даст возможность Кремлю утверждать, что легитимность имеют только антитеррористические коалиции под эгидой ООН, что поможет более конкретнее оспаривать легитимность антиигиловской коалиции (под руководством США) в Сирии, как такую, которую не утверждал ООН и даст «законные» основания РФ требовать вывода сил такой коалиции с территории САР.

Так же стоит отметить еще один эпизод с заинтересованностью России с целью закладывания определенных моделей, влияние в которых Кремль мог бы использовать в будущем для давления – императив оказания гуманитарной помощи.

Ранее, еще 16 августа Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что Франция готова активно содействовать сотрудничеству между Россией, США и ЕС для урегулирования ситуации в Афганистане, в том числе по линии Совета Безопасности ООН, поскольку интересы совпадают.[xxxviii] А уже 29 августа он рассказал о планах создать в Кабуле зону безопасности под контролем ООН для защиты гуманитарных операций.[xxxix] Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что эту идею президента Франции Э. Макрона о зоне безопасности в Кабуле необходимо обсуждать. Он подчеркнул, что здесь очень важно обсудить все модальности такой зоны, режим, а также очень важно понять отношение к ней Талибана.[xl]

Такая зона, одобренная резолюцией ООН, могла открыть России новые возможности по оказанию влияния как на страны коллективного Запада, так и непосредственно на талибов по примеру (аналогии сценария) резолюции механизма трансграничных поставок в Сирию.

Суть вопроса такова, что в июле 2014 года Совет Безопасности принял резолюцию, которая предусматривала разрешение на поставки гуманитарных грузов в Сирию через четыре пограничных пункта.[xli] С тех пор это разрешение неоднократно продлевалось. В резолюции от 10 января 2020 года под давлением России Совбез дал разрешение на пропуск грузов уже только через два из четырех пунктов, а в резолюции от 09 июля 2021 года (при том же усиленном давлении РФ) уже лишь через один действующий пропускной пункт при том, что гуманитарная ситуация в Сирии продолжает ухудшаться.

Так, сокращая пропускные пункты, Россия пытается навязать коллективному Западу свои собственные условия, выгодные для РФ и власти Б.Асада в Сирии, шантажируя не продлением данной резолюции, что приведет к невозможности оказанию гуманитарной помощи ООН людям, находящимся на оппозиционных территориях к власти Асада.

Отметим, что представитель катарского политического офиса радикального движения Талибан Мохаммад Сохаил Шахин отклонил это предложение Макрона о создании зоны безопасности в Кабуле для продолжения гуманитарных операций.[xlii] Но то, какой интерес у РФ вызвало это предложение Франции, может говорить о том, что в будущем Россия постарается подвинуть этот вопрос еще раз на площадке ООН.

Такие же методы шантажа при принятии резолюций в ООН Россия может применять в самых различных вопросах через наличие у нее права «вето», что дает ей возможность продолжать оказывать влияние на глобальном уровне. Но обязательным условием реализации такого влияния должно быть обязательное рассмотрение вопроса на площадке ООН.

Поэтому Россия неоднократно подчеркивает важность того, чтобы все вопросы рассматривались на площадке ООН. Так, например, президент РФ Владимир Путин еще раз 3 сентября подчеркнул в своем выступлении, что за порядок в мире должна отвечать Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности, в том числе, в лице постоянных пяти членов (Россия, США, Китай, Франция и Великобритания).[xliii]

 

Мироустройство

 

Главная геополитическая цель РФ ‒ стать одним из нескольких независимых «полюсов» в многополярном мире, взаимодействующих в международном пространстве по принципу приоритетности реализации собственных интересов над общими ценностями.

Саму «многополярность» Россия видит в признании таких отдельных, равноправных и независимых полюсов как Россия, США, ЕС, Китай, Индия, среди которых Россия не только приобретает статус «супердержавы», но и закрепляет за собой важнейшую опцию такого статуса ‒ собственную «зону влияния», почитаемую всеми остальными международными игроками.

В этом вопросе РФ вступает в прямую конфронтацию с США, для которых более предпочтительным видится «биполярный мир»: «полюс коалиции демократии» против «полюса стран автократии», где первостепенное значение имеют общие ценности (основной тезис «коалиции демократии» – «порядок, основанный на правилах»).

На данный момент США стремятся к тому, чтобы создать (подключить) в т.н. «коалицию демократии» как можно больше союзников и партнеров для общего (консолидированного) противостояния странам автократии (Китай, Россия, Иран, КНДР и др.).

Российская же сторона всячески этому препятствует, ссылаясь на то, что основы миропорядка (правила) прописаны в уставе ООН и, несмотря на то, что его полноценная работа сейчас фактически заблокирована, все страны всё равно должны его соблюдать. Одновременно представители Кремля настаивают на своей «исключительности», дающей ей право на собственную интерпретацию международных ценностей, законов и правил, которые она нарушает в силу наличия у нее якобы своего «особого пути», который должен быть принят остальным международным сообществом как должное.

Россия настаивает на очной встрече лидеров стран «ядерной пятерки» (членов совета безопасности ООН – США, Великобритании, Франции, Китая и РФ) для возможности урегулировать новые зоны влияния и ответственности в мире (т.н. «Новая Ялта»).

Рассмотрение вопросов в таком формате как «пятерка постоянных членов СБ ООН», ведет к тому, что всем региональным игрокам нужно будет согласовывать все свои проблемы и предложения с членами ядерной пятерки, которые в своем узком формате будут корректировать и принимать окончательные решения.

Самой же «ядерной пятерке», участники которой обладают правом вето, найти консолидированное решение будет крайне затруднительно. Консенсус возможен, только если ее членами будут определены условные «зоны влияния». При этом из процессов принятия решений практически исключаются остальные представители ООН, не обладающие правом вето.

Кроме того, участие России в принятии решений в качестве члена «ядерной пятерки» в любом конфликте автоматически переводит её из непосредственного участника либо регионального игрока в статус «наблюдателя» глобального игрока.

 

В текущих событиях в афганском вопросе можно наблюдать попытки России следовать этим своим сценариям:

  • оспаривать демократические ценности (стремление к многополярности);
  • требовать принятий решений в формате «ядерной пятерки»; (признание России полюсом – влиятельным игроком глобального уровня);
  • претендовать на «зоны влияния», (раздел и закрепление зон влияния).

Ценности

Россия и Китай активно посылают сигналы о том, что демократические системы ценностей коллективного Запада утратили свою значимость в построении нового мироустройства из-за ситуации в Афганистане, и что взаимодействие игроков в международном пространстве должно строиться по принципу приоритетности реализации собственных интересов над общими ценностями.

Все усилия авторитарных режимов (России, Китая, Ирана) направлены на то, чтобы дискредитировать США как главного глобального игрока на международной арене, чтобы воспрепятствовать возможности построения коалиции демократии против стран автократии, заставив сомневаться союзников и партнеров США в правильности выбранного пути, сея сомнения и оказывая влияние на представителей демократического лагеря коллективного Запада.

Так, президент Франции Эммануэль Макрон 29 августа в эфире телеканала TF1, отвечая на вопрос об Афганистане в свете вывода американских войск заявил, что «демократию навязать нельзя, нельзя навязать правительство извне. Этому нас научила ситуация в Ираке, в Ливии, ситуация в Афганистане».[xliv]

Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь 31 августа заявил, что вывод войск США из Афганистана доказывает, что военное вмешательство и политика навязывания своих ценностей другим обречены на провал.[xlv]

И уже 1 сентября президент России В. Путин, комментируя ситуацию в Афганистане, заявил, что невозможно ничего навязать извне, нужно помогать и ждать, когда ситуация созреет.[xlvi]

Глава же российского МИД Сергей Лавров 2 сентября сказал, что сейчас Запад внезапно «прозрел» в ситуации с Афганистаном, однако не стоит всецело доверять последним заявлениям руководства США о конце эры распространения демократии.[xlvii] Он напомнил о недавнем заявлении президента США Джо Байдена о том, что уход Вашингтона из Афганистана знаменует конец эры военных акций по распространению демократии. «То есть, невоенные акции будут, я в этом не сомневаюсь… Навязывание своих ценностей, конечно же, продолжится», — отметил Лавров.

Но как бы пока Россия не пыталась подняться на глобальный уровень в афганском вопросе, ее роль обозначена пока как игрока на региональном уровне.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 26 сентября заявил, что ситуация в Афганистане требует обмена мнениями и информацией, поэтому с большой долей вероятности контакты между Россией и США продолжатся, механизм налажен. [xlviii] Но далее был вынужден признать, что в Кремле неизвестно про какие-то обращения американцев к РФ насчет помощи по Афганистану.[xlix]  Также посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов подтвердил, что Вашингтон не обращался к Москве с просьбой принять афганских беженцев.[l]

Формат «ядерной пятерки».

Россия пытается использовать любую возможность самостоятельно, или используя влияние на других игроков международного сообщества, чтобы создать повод для запуска работы в формате «ядерной пятерки».

Глава МИД РФ Сергей Лавров 24 августа заявил, что Россия готова встретиться в формате пятерки СБ ООН для обсуждения ситуации в Афганистане,[li] ссылаясь на то, что президент Франции на днях в разговоре с президентом Путиным предложил собраться в составе пяти постоянных членов Совета безопасности ООН, провести обмен мнениями по Афганистану.

Лавров подчеркнул, что РФ главное, чтобы разговоры в такого рода форматах были посвящены не попытке пропагандировать то или иное своё действие, а нацелены, во-первых, на осознание реальности на земле, чтобы они не были оторванными от этой реальности и, во-вторых, чтобы дискуссии были нацелены на выработку подходов, которые помогут достичь договорённостей.

Представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Западные страны несут ответственность за происходящее в Афганистане, поскольку отошли от требований мандата Совбеза ООН, ни разу не отчитавшись перед Совбезом ООН и международным сообществом.[lii]

Зона влияния.

Россия активно посылает сигналы о том, что она против присутствия военных США в Центральной Азии, обозначая ее своей зоной влияния, центральную роль в которой, по мнению Москвы, должна играть Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Так, заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков 19 августа заявил, что последние события в Афганистане не изменили мнения России о том, что любая форма военного присутствия США в Центральной Азии противоречит интересам Москвы и не способствует безопасности региона.[liii] Издание The Wall Street Journal утверждает, что та же тема поднималась на переговорах президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена 16 июня.

А глава МИД РФ Сергей Лавров 24 августа сказал, что Россия не хочет видеть американских военных в Центральной Азии[liv], в связи с тем, что у России и ряда других стран там есть общее пространство безопасности, и в этом пространстве есть свои обязательства — Организация Договора о коллективной безопасности, которая предполагает согласие всех союзников по вопросам, касающимся размещения иностранных вооруженных сил на их территории.

Главной причиной он назвал то, что американцы хотели, выходя из Афганистана, разместить часть своей инфраструктуры и вооружений, военнослужащих на территории соседних стран, чтобы при необходимости можно было оттуда наносить удары по территории Афганистана. Лавров отметил, что ни страны ОДКБ в Центральной Азии, ни Узбекистан не заинтересованы в размещении американских сил на своей территории после их ухода из Афганистана.[lv]

 

Рассмотрим взаимосвязь понятия зоны влияния, на которую Россия делает заявки через инструменты борьбы с терроризмом и недопущением миграционного кризиса.

Политическое международное признание (легитимность) власти Талибов в Афганистане на глобальном уровне может состоятся только при выполнении талибами определенных требований международного сообщества. Соответственно политическое признание приведет к экономическому признанию (разморозка счетов, предоставление финансовой помощи, займов, снятие санкций и т.д.), а значит снижается степень риска и миграционного кризиса и терроризма.

Чтобы все участники оказывали нужное влияние на талибов и способствовали в выполнении этих требований, глобальные игроки используются такие инструменты:

  • Угроза терроризма переводится с глобального на региональный уровень и становится приоритетной задачей региональных игроков (но под пристальным контролем со стороны коллективного Запада в качестве силовой подстраховки);
  • Миграционный кризис переводится с глобального на региональный уровень и несет угрозу уже непосредственно региональным игрокам (также под контролем и с помощью донорских вливаний коллективного Запада, что позволяет стимулировать в том числе и доноров к оказанию дополнительного влияния на свои контакты в регионе).

 

Рассмотрим более внимательно реализацию этих сценариев.

 

Угроза терроризма

Тема зоны влияния и возможности ее признания и сохранения тесно связана с силовой (военной) составляющей и реальной способности противостоянию в том числе к таким угрозам как терроризм и миграционный кризис как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Позиция России:

Как уже говорилось выше, Россия подала сигналы, что она против присутствия военных США в Центральной Азии, обозначая ее своей зоной влияния, центральную роль в которой, по мнению Москвы, должна играть Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В состав ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.

Рассмотрим, какие действия продемонстрированы РФ и ОДКБ в направлении возможностей реальной защиты этой заявленной зоны влияния в Центральной Азии.

Так, Президент РФ В. Путин 23 августа призвал не допустить проникновения в ОДКБ радикального исламизма.[lvi] На саммите ОДКБ он выразил озабоченность событиями в Афганистане.[lvii] В ОДКБ пообещали, что выработают ответные меры на исходящие из Афганистана угрозы.[lviii]

Гендиректор спецэкспортера Александр Михеев 23 августа заявил, что «Рособоронэкспорт» готов поставлять оружие граничащим с Афганистаном странам в случае угрозы со стороны Талибана.[lix] Страны ОДКБ наладили взаимодействие по Афганистану, заявил Кабулов.[lx] Так, Ташкент заверил членов ОДКБ в защищенности узбекско-афганской границы.[lxi] В ОДКБ заявили о готовности к сотрудничеству с Узбекистаном.[lxii] Россия усилила военную базу в Таджикистане.[lxiii] Но Таджикистан отказался принимать участие в учениях ОДКБ в Киргизии[lxiv] (из-за киргизско-таджикского пограничного конфликта — вооружённых столкновений между военнослужащими Таджикистана и Киргизии в апреле-мае 2021 года[lxv]).

ОДКБ сможет контролировать ситуацию с афганскими беженцами, заявил Борисов.[lxvi] Страны ОДКБ приняли заявление о подтверждении приверженности Уставу ООН.[lxvii] ОДКБ окажет помощь Таджикистану в случае обострения ситуации на границе с Афганистаном.[lxviii]

В итоге, президент РФ В.Путин заявил, что обстановка в зоне ответственности ОДКБ не только не стабильная, но и несёт риски для стран региона.[lxix] Путин призвал страны ОДКБ к сплоченности.[lxx] ОДКБ проведет через месяц в Таджикистане на таджикско-афганской границе несколько масштабных военных учений.[lxxi]

Также глава ОДКБ заявил о готовности взаимодействовать с НАТО по Афганистану, но со стороны Североатлантического альянса такой готовности не проявлено – НАТО даже не комментирует нежелание альянса сотрудничать с ОДКБ по Афганистану заявили в пресс-службе альянса.[lxxii]

Как видно из вышеизложенного, де-факто, никакого единого взгляда на безопасность региона и реальных возможностей у этих стран нет.

Позиция Китая

Оценивая такую ситуацию в том числе и с ОДКБ, и с другими реальными возможностями региональных игроков глава МИД КНР призвал США помочь Афганистану остановить насилие.[lxxiii]

Так, китайской стороной в своем обращении было отмечено, что США при условии уважения суверенитета и независимости Афганистана должны предпринять реальные действия, помочь афганской стороне остановить произвол и насилие со стороны террористов и, не применяя двойных стандартов и избирательного подхода, нанести удар по террористическим силам.

Позиция США и талибов

Американская же сторона понизила статус возможной террористической угрозы из Афганистана с глобального уровня на региональный. Также Штаты обозначили более приоритетные для себя на сегодняшний момент цели (зоны влияния) для борьбы с международным терроризмомСирия, Йемен, Ирак, Восточная Африка и т.д.

Так, Президент США Джо Байден заявил, что единственный американский интерес в Афганистане – не допустить превращения страны в плацдарм для террористических атак против Соединенных Штатов.[lxxiv] США заявили, что не потерпят превращения Афганистана в убежище террористов[lxxv] и призвали не допустить использования Афганистана террористами.[lxxvi]

Далее было заявлено, что США могут бороться с террором в Афганистане без присутствия войск[lxxvii] и НАТО готова наносить дистанционные удары по террористическим группировкам.[lxxviii]

Глава центрального командования вооруженных сил США Кеннет Маккензи 31 августа заявил, что США не видят вызовов от Талибана, а только от Исламского государства.[lxxix] Госсекретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкен 13 сентября сообщил, что разведывательное сообщество США полагает, что нынешнее положение террористической группировки Аль-Каида в Афганистане пока не позволяет ей совершать атаки за рубежом. [lxxx]

Американский президент Джо Байден заявил в свете ситуации в Афганистане, где к власти пришло движение Талибан, что США сталкиваются с более серьезной угрозой терроризма из Сирии, Восточной Африки и других стран, где такие террористические группировки, как «Аль-Каида» и «Исламское государство», дают метастазы.[lxxxi] Директор Национальной разведки США Эврил Хейнс 13 сентября заявила, что основная угроза для США со стороны международных террористических группировок исходит из таких стран, как Йемен, Сомали, Сирия и Ирак, а Афганистан в этом списке находится далеко не на первых позициях.[lxxxii]

Глава центрального командования вооруженных сил США Кеннет Маккензи 31 августа заявил, что не меньше двух тысяч радикальных бойцов террористического «Исламского государства» находятся в Афганистане.[lxxxiii] Талибы заверили, что контролируют ситуацию с угрозой ИГ в Афганистане.[lxxxiv] Пентагон же допустил координацию действий с талибами для борьбы с ИГ в Афганистане.[lxxxv] Но Талибан заявил, что Афганистану не нужна иностранная помощь для обеспечения безопасности.[lxxxvi]

Блинкен заявил, что США ждут, что талибы выполнят обещание по борьбе с терроризмом.[lxxxvii] Представитель талибов заверил в отсутствии угроз для Афганистана со стороны ИГ[lxxxviii] и в качестве демонстрации своих возможностей в афганской провинции Нангархар арестовали 80 боевиков ИГ,[lxxxix] почеркнув, что Талибан не будет предоставлять другим странам разведданные о террористах.[xc]

В итоге борьба с терроризмом в Афганистане была переведена с глобального на региональный уровень и было сделано заявление о том, что генсек НАТО считает, что РФ и КНР должны противодействовать терроризму в Афганистане. [xci]

 

Беженцы и гуманитарная помощь.

Тема миграционного кризиса тесно связана с проблемой терроризма и особенно болезненно воспринимается Европой, пережившей миграционной кризис из-за военных действий в Сирии.

Поэтому США и странам коллективного Запада очень важно, чтобы действия региональных игроков были направлены на оказание влияния на пришедших власти талибов с целью стабилизации внутренней ситуации в Афганистане и недопущению гражданской войны внутри этой страны.

Поэтому проблему миграционного кризиса и оказания гуманитарной помощи переводят с глобального уровня на региональный, чтобы региональные игроки, поддерживающие Талибан или антиталибские силы, были также заинтересованы в выполнении обещаний талибов перед международным обществом во избежание гражданской войны и исхода беженцев на их территорию и усугубления гуманитарной ситуации в регионе.

Так, американский представитель при ООН Линда Томас-Гринфилд 16 августа заявила, что США призывают международное сообщество, включая соседей Афганистана, принять беженцев из страны, а движение Талибан — обеспечить возможность выезда всем желающим, сказала.[xcii]

Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что дестабилизация в Афганистане грозит неконтролируемыми потоками миграции в Европу.[xciii] Канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала рассмотреть возможность приема беженцев из Афганистана в соседних государствах, прежде чем обсуждать их размещение в ЕС.[xciv] Председатель Европарламента призвал готовиться к волне миграции из Афганистана,[xcv] а председатель ЕК сообщила, что число беженцев в Афганистане достигло 3,7 млн.[xcvi]

Часть стран заявила об отказе в приеме беженцев из Афганистана, в том числе, например, канцлер Австрии выступил против приема беженцев из Афганистана,[xcvii] а в Турции заявили, что страна не сможет принять беженцев из Афганистана.[xcviii]

В итоге, ЕС предложил собрать форум по расселению афганских беженцев.[xcix] ЕС окажет поддержку соседним с Афганистаном странам для приема беженцев.[c]

Россия конечно же воспользовалась ситуацией с беженцами и для дискредитации авторитета США по этому вопросу, и для запугивания Европы новым миграционным кризисом. Но, поддерживая талибов, говорить о том, что их действия могут привести к масштабному миграционному кризису, тоже выглядит не логично, и в РФ это понимают, поэтому тема беженцев и гуманитарного кризиса освещается российскими СМИ хотя и широко, но в осторожных формулировках.

Сама же Россия совершенно не спешит участвовать как в приеме беженцев, так и в оказании гуманитарной помощи Афганистану.

Так, Сенатор РФ А. Пушков заявил, что в Европу пойдет основной поток из тех трех с лишним миллионов покинувших Афганистан мигрантов, о которых говорит глава Еврокомиссии.[ci] Президент России Владимир Путин заявил, что размещение мигрантов из Афганистана без виз в Средней Азии и недопуск их в США выглядит несправедливо.[cii]А директор бюро Международной организации по миграции в Москве Абдусатор Эсоев заявил, что наплыва афганских беженцев в Россию в свете установления движением Талибан контроля над Афганистаном не будет.[ciii]

Президент РФ Владимир Путин 20 августа заявил, что важно не допустить проникновение террористов в сопредельные с Афганистаном страны, в том числе под видом беженцев.[civ] Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил, что Россия руководствуется своими обязательствами по международному гуманитарному праву в вопросах приема беженцев.[cv] Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что в России не принималось каких-то решений об особом статусе беженцев из Афганистана.[cvi] Так же он сообщил, что Россия пока не выработала позицию по приему мигрантов из Афганистана, где радикальное движение Талибан захватило власть вооруженным путем.[cvii]

Посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов 28 августа заявил, что Вашингтон не обращался к Москве с просьбой принять афганских беженцев.[cviii] Так же российская сторона не исключает нового наплыва беженцев из Афганистана, но эту ситуацию можно контролировать, в том числе усилиями ООН.[cix]

Пока новая афганская власть, сформированная талибами, не доказала приверженности данным обещаниям и не получила легитимности и признания в международном сообществе, а значит и полноценного доступа к финансированию страны, исходу беженцев может помочь консолидированная гуманитарная помощь. Такая помощь должна также стимулировать талибов выполнять свои обещания.

Так, Минфин США разрешил оказывать помощь Афганистану несмотря на санкции[cx] и разморозили финансирование программ гуманитарной помощи Афганистану.[cxi] США предоставят $64 млн для гуманитарной работы в Афганистане.[cxii]

Глава МИД ФРГ Маас заявил, что талибы должны гарантировать безопасность гуманитарных акций в Афганистане[cxiii] и оказание гуманитарной помощи Афганистану зависит от действий талибов.[cxiv] ЕС заявила, что увеличит объем гуманитарной помощи Афганистану до €200 млн.[cxv] Участники конференции по Афганистану обещали предоставить помощь более чем на $1 млрд.[cxvi] Китай поставит Афганистану $31 млн помощи и 3 млн доз вакцин от COVID-19.[cxvii]

Сообщений о том, какую помощь собирается предоставить Россия (и собирается ли вообще) – пока не проходило.

 

Вывод

Подводя промежуточный итог по обзору ситуации в Афганистане нужно отметить, что американская сторона выстраивает систему мониторинга, влияния и контроля по афганской проблематике с учетом новых условий, занимая в данном процессе не только роль лидера, но и роль главного арбитра, формируя коалицию по Афганистану вне площадки ООН с сохранением принципов противостояния полюса стран демократии со странами автократии.

Так, госсекретарь Энтони Блинкен 14 сентября заявил о том, что администрация США намерена внимательно наблюдать за тем, в какой степени Москва и Пекин поддерживают проводимый Вашингтоном и его партнерами курс в отношении Афганистана.[cxviii]

С его слов, США продвинулись в создании группы стран и организаций, которые выработали единый подход к происходящему в Афганистане и к радикальному движению Талибан. Он также подчеркнул, что есть государства, которые могут оказаться в стороне от данных усилий, в их числе были упомянуты Китай, Россия, Пакистан.

Также Блинкен пригрозил последствиями тем государствам, которые станут помогать радикальному движению Талибан в Афганистане игнорировать обязательства, выполнения которых ожидают от него Вашингтон и его партнеры.[cxix] США и их международные партнеры, в том числе в рамках ООН, выработали ряд условий для Талибана, которые движение должно выполнить, чтобы, с точки зрения Вашингтона, добиться нормального отношения к себе со стороны мирового сообщества. Если ожидания не воплотятся в жизнь, а другие страны будут помогать и потворствовать тому, чтобы талибы не соответствовали этим ожиданиям, у этого тоже будут последствия, — подчеркнул Блинкен.

 

Ситуация в развитии…

 

 

 

 

[i] https://ria.ru/20210916/afganistan-1750346816.html

[ii] https://ria.ru/20210816/bayden-1746008906.html

[iii] https://ria.ru/20210816/bayden-1746009167.html

[iv] https://ria.ru/20210816/bayden-1746009269.html

[v] https://ria.ru/20210831/legitimnost-1747915942.html

[vi] https://ria.ru/20210831/bayden-1748085898.html

[vii] https://ria.ru/20210817/afganistan-1746014688.html

[viii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12294695

[ix] https://ria.ru/20210823/bayden-1746952944.html

[x] https://ria.ru/20210830/afganistan-1747909536.html

[xi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12156655

[xii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12289563

[xiii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12275965

[xiv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12212589

[xv] https://ria.ru/20210820/missiya-1746612145.html

[xvi] https://ria.ru/20210817/stoltenberg-1746122231.html

[xvii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12149931

[xviii] https://ria.ru/20210818/taliby-1746198115.html

[xix] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12159039

[xx] https://ria.ru/20210820/dzhonson-1746616093.html

[xxi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12247985

[xxii] https://radiosputnik.ria.ru/20210906/afganistan-1748935084.html

[xxiii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12249937

[xxiv] https://ria.ru/20210817/barrel-1746148224.html

[xxv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12155425

[xxvi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12186635

[xxvii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12155419

[xxviii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12186603

[xxix] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12275315

[xxx] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12296945

[xxxi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12353967

[xxxii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12298927

[xxxiii] https://ria.ru/20210827/afganistan-1747548853.html

[xxxiv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12289069

[xxxv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12144975

[xxxvi] https://radiosputnik.ria.ru/20210830/rezolyutsiya-1747906188.html

[xxxvii] https://ria.ru/20210830/nebenzya-1747906974.html

[xxxviii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12145523

[xxxix] https://ria.ru/20210829/kabul-1747701491.html

[xl] https://ria.ru/20210830/kabul-1747825203.html

[xli] https://news.un.org/ru/story/2021/07/1406152

[xlii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12249673

[xliii] https://ria.ru/20210903/oon-1748516452.html

[xliv] https://ria.ru/20210829/makron-1747764843.html

[xlv] https://ria.ru/20210831/afganistan-1747943270.html

[xlvi] https://ria.ru/20210901/afganistan-1748116195.html

[xlvii] https://ria.ru/20210902/afganistan-1748324034.html

[xlviii] https://ria.ru/20210826/afganistan-1747334529.html

[xlix] https://ria.ru/20210827/vzryv-1747502051.html

[l] https://ria.ru/20210828/afganistan-1747686746.html

[li] https://ria.ru/20210824/lavrov-1747033837.html

[lii] https://ria.ru/20210902/afganistan-1748395745.html

[liii] https://ria.ru/20210819/ryabkov-1746472440.html

[liv] https://ria.ru/20210824/aziya-1747032227.html

[lv] https://ria.ru/20210824/lavrov-1747041862.html

[lvi] https://ria.ru/20210823/putin-1746853498.html

[lvii] https://ria.ru/20210823/putin-1746855111.html

[lviii] https://ria.ru/20210823/odkb-1746856742.html

[lix] https://radiosputnik.ria.ru/20210823/afganistan-1746831380.html

[lx] https://ria.ru/20210828/afganistan-1747696411.html

[lxi] https://ria.ru/20210823/odkb-1746920901.html

[lxii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12197947

[lxiii] https://ria.ru/20210824/baza-1746970437.html

[lxiv] https://regnum.ru/news/3362926.html

[lxv] https://clck.ru/XcvLn

[lxvi] https://ria.ru/20210909/afganistan-1749314616.html

[lxvii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12386189

[lxviii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12385943

[lxix] https://ria.ru/20210916/putin-1750266579.html

[lxx] https://ria.ru/20210916/afganistan-1750267802.html

[lxxi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12419221

[lxxii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12218067

[lxxiii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12248475

[lxxiv] https://ria.ru/20210831/bayden-1748085898.html

[lxxv] https://ria.ru/20210818/gosdep-1746283871.html

[lxxvi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12173365

[lxxvii] https://ria.ru/20210817/afganistan-1746013510.html

[lxxviii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12153131

[lxxix] https://ria.ru/20210831/ugroza-1747913050.html

[lxxx] https://ria.ru/20210913/afganistan-1749931168.html

[lxxxi] https://ria.ru/20210819/bayden-1746361739.html

[lxxxii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12375561

[lxxxiii] https://ria.ru/20210831/afganistan-1747914206.html

[lxxxiv] https://ria.ru/20210901/taliby-1748229766.html

[lxxxv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12275427

[lxxxvi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12303391

[lxxxvii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12335403

[lxxxviii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12310095

[lxxxix] https://ria.ru/20210907/boeviki-1748990162.html

[xc] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12355097

[xci] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12305153

[xcii] https://ria.ru/20210816/bezhentsy-1745978258.html

[xciii] https://ria.ru/20210816/makron-1746002051.html

[xciv] https://ria.ru/20210817/bezhentsy-1746097694.html

[xcv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12160891

[xcvi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12186541

[xcvii] https://ria.ru/20210822/avstriya-1746739149.html

[xcviii] https://ria.ru/20210823/bezhentsy-1746930909.html

[xcix] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12210793

[c] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12251109

[ci] https://ria.ru/20210822/afganistan-1746740345.html

[cii] https://ria.ru/20210822/putin-1746745664.html

[ciii] https://ria.ru/20210816/bezhentsy-1745951069.html

[civ] https://ria.ru/20210820/terroristy-1746587203.html

[cv] https://ria.ru/20210820/lavrov-1746608922.html

[cvi] https://ria.ru/20210824/bezhentsy-1747009984.html

[cvii] https://ria.ru/20210826/afganistan-1747333571.html

[cviii] https://ria.ru/20210828/afganistan-1747686746.html

[cix] https://ria.ru/20210830/afganistan-1747806231.html

[cx] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12227913

[cxi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12301727

[cxii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12372419

[cxiii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12372647

[cxiv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12327783

[cxv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12203849

[cxvi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12374039

[cxvii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12374629

[cxviii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12383805

[cxix] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12383997

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *