0

Информационный обзор вокруг вопроса по закрытию телевизионных каналов В. Медведчука в Украине и реакция России.

Автор: Н.Тимошенко

 

Первую реакцию РФ можно назвать пока достаточно сдержанной.

 

Фактор визита Ж.Борреля. Возможно это связано с посещением Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Борреля России с 4 по 6 февраля и сделанное им накануне визита заявление о телефонном разговоре с украинской стороной и о поддержке Украины.

В ЕС Боррель уже подвергался критике со стороны ряда государств сообщества из-за того, что он не отменил визит в Россию в результате критики Запада в адрес Москвы вокруг дела осужденного Алексея Навального. Ранее сам Боррель и его пресс-служба заявляли, что прямой диалог ЕС и РФ необходим для их дальнейшего развития.

России в сложившихся геополитических реалиях и в реализации своих долгосрочных планов необходимо налаживание отношений с ЕС.

 

Фактор отношений с США. Президент США Джо Байден выступил 4 февраля в Госдепартаменте с речью о внешней политике страны. Среди прочего он заявил, что «страна не будет колебаться в стремлении добиться последствий для тех шагов со стороны Москвы, которые Вашингтон считает не соответствующими своим интересам. А также глава Белого дома заявил, что «продвижение верховенства права» и «достойного отношения к каждому человеку» находятся в основании американской глобальной политики. Так же было отмечено, что Америке необходимо возродить союзы с ключевыми союзниками в Европе и Азии.

Также накануне, 02 февраля, в Госдепе заявили, что США могут ввести санкции по итогам обзора спецслужб по России. Представитель американского внешнеполитического ведомства также отметил, что указанный обзор разведслужб завершится в течение достаточно короткого времени, хотя и отказался говорить о точных сроках.

 

Повлиять на позицию Америки у РФ в данном периоде пока мало возможностей, но вот попытаться изменить позицию ЕС на более лояльную к себе, чтобы не допустить жесткой консолидированной позиции США и ЕС по ряду вопросов, в том числе и в украинском вопросе – первостепенна задача РФ.

Потому совершать прямые агрессивные действия в сторону Украины РФ на данном этапе крайне невыгодно.

России требуется исключить как прямое вмешательство в вопрос о закрытии каналов, так и обвинения в любом другом вмешательстве (косвенном, таком как финансирование).

 

Российская позиция выражена как в общих нарративах, посылаемых международному обществу (в первую очередь тем площадкам, на которых она имеет влияние – ООН, ОБСЕ), так и указывает на реальные опасения РФ по отдельным вопросам, которые бы она предпочла бы «потушить», а также транслирует общие черты контрмер, которые Россия готова предпринять или поддержать против власти Украины.

 

Основные нарративы, транслирующиеся в информпространстве России (цитаты):

  • Блокировка Киевом оппозиционных телеканалов является нарушением прав граждан и свободы слова;
  • не имеет ничего общего ни с общечеловеческими, ни с европейскими ценностями и стандартами;
  • политическая цензура и «охота на ведьм»;
  • запрет деятельности ТВ не соответствует международным нормам; идет в разрез с международными обязательствами Киева;
  • факт наступления на свободу слова.

 

Основные опасения РФ (цитаты):

  • в Украине огромное количество телеканалов, поэтому прекращение вещание нескольких из них «вряд ли будет сильно отмечено населением».
  • Обвинения России в финансировании ряда украинских телеканалов являются «результатом исключительно внутриукраинского спора политических субъектов»
  • обвинения украинских властей в адрес России в финансировании телеканалов были бездоказательны,
  • США вместо защиты демократии и свободы слова снова расписываются в обратном и поддерживают власти Украины, называя действия Киева «борьбой с российской пропагандой».

 

Угрозы:

влияние на власть Украины (цитаты):

  • санкции в отношении телеканалов отчасти могут усугубить снижение рейтинга Зеленского
  • закончится массовыми протестами против власти нынешнего президента, может стать последней каплей
  • Импичмент осуществить будет трудно, но подобная инициатива привлечет внимание граждан Украины и международного сообщества
  • Зеленский дискредитировал себя в глазах граждан Украины и международного сообщества

 

для влияния на международное сообщество с целью изменения ситуации в свою пользу (цитаты):

  • западные политические и правозащитные структуры также должны обратить внимание
  • Международные организации, прежде всего ОБСЕ и Совет Европы, должны повлиять на Киев
  • Западные политические структуры должны незамедлительно отреагировать

 

Россия постарается вытянуть из ситуации «по максиму», если найдет отклик у коллективного запада, поэтому сразу же идет привязка к наиболее важным для РФ вопросам в Украине (цитаты):

  • о неприемлемом поведении официального Киева в отношении российских средств массовой информации,
  • Украина продолжает скатываться к тоталитарной модели управления с насильственной украинизацией,

 

Новый нарратив, который, возможно получит новую раскрутку в будущем (закрытые тв-каналы – якобы рупоры «революции достоинства»):

  • некоторые из этих телеканалов – например, «112.Украина» — фактически возникли либо незадолго, либо параллельно с так называемой «революцией достоинства». Это те телеканалы, которые всячески поддерживали «революцию достоинства» и в принципе все то, что происходит на Украине.

 

Россия оперирует основными нарративами таким образом, чтобы привлечь внимание именно международные союзы и организации в своей интерпретации «демократических» ценностей и свобод.

 

Также интересен тот факт, что в самой же России признают, что закрытие этих трех, якобы «весомых и важных» оппозиционных каналов само население Украины вряд ли заметит в связи с большим разнообразием других предложений. Что лишний раз подтверждает, что эти каналы важны именно для Кремля.

Поэтому Москва принимает решение развернуть информационную компанию по привлечению международного внимания к событиям.

 

В международном же пространстве реакция на данные события пока не нашла активной поддержки российской версии и  якобы «злостном нарушении свободы слова».

 

Так, на данный момент выражена такая позиция стран и союзов:

поддержали решение:

  • США, Великобритания, Эстония, Канада
  • послы стран «Большой семерки» (G7) на встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским заявили о наличии «потребности» Киева бороться с дезинформацией в СМИ.

высказались против:

  • «Европейская федерация журналистов (ЕFJ) полностью поддерживает заявление Союза журналистов Украины, который назвал санкции против украинских телеканалов наступлением на свободу слова»

заняли выжидательную позицию:

  • Еврокомиссия изучает последствия санкций на Украине, которые затронули ряд телеканалов. действия Киева не должны быть в ущерб свободе СМИ.
  • В Совете Европы внимательно следят за развитием ситуации вокруг санкций в отношении ряда телеканалов на Украине.
  • в Бюро представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ заявили, что приостановка вещания украинских телеканалов «112 Украина», NewsOne и ZIK на Украине вызывает обеспокоенность.
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) обеспокоено решением властей Украины ввести санкции против трех местных телеканалов.

 

Как видно из международной реакции, отдельные страны или союзы этих стран могут позволить себе однозначную позицию сразу, тогда как международные организации занимаются изучением данных вопросов в связи с большим представительством в них стран-участниц. Чем больше в них представительств стран, тем шире становится поле возможности оказать влияния на их позицию непосредственно Россией.

 

Как говорилось выше, прямыми действиями (угрозами) России сейчас действовать против Украины крайне нежелательно, поэтому Москва координирует и поддерживает действия внутри Украины через своих агентов влияния из пророссийской оппозиции

Сравнительная таблица указаний Москвы и реализации их оппозицией в Украине.

 

Как видно из таблицы, Россия сопровождает оба вопроса из блока «угрозы»:

  • влияния на действующую власть: через угрозы судебных разбирательств в различных инстанциях, объявление начала процедуры импичмента против президента Зеленского, усугубления внутренней обстановки и стабильности, и т.д. – основной упор все-таки делается на судебные разбирательства с вовлечением «разъяснительной» работы среди населения против действующей власти – дискредитация по всем направлениям, куда будет входить и круг вопросов социально-экономического характера, как катализатора протестов.
  • влияние на международное сообщество: здесь результаты будут зависеть от проделанной работы оппозиционных сил и реакции украинского общества внутри страны. Если удастся «раскачать» протестные настроения, то определенных «нужных» для РФ результатов ей удастся достичь.
  • Уход в международном информационном поле от темы российского вмешательства (участие РФ в финансирование) – одна из основных задач РФ. Видимо через судебные разбирательства (юридический аспект) этот вопрос также будет стараться быть решен. В случае неудачи Москвы с решением этого вопроса России будет нанесен серьезный репутационный удар, особенно в ЕС.

 

 

Вывод

 

Как видно из заявлений, сделанных публично на текущий момент, российская сторона заняла координирующую позицию по отношению к событию с закрытием каналов и санкциям в Украине — координирующую действия оппозиционных сил внутри Украины и на международной арене.

Основной упор в данный момент делается на возможность внутреннего давления на украинскую власть.

От полученного результата будут зависеть другие шаги России в международном пространстве.

Украинской власти важно в данный момент выстоять на позициях, не поддаваясь на провокации со стороны пророссийский оппозиционных сил, заручившись поддержкой основных игроков коллективного Запада и продолжать разъяснять свою позицию по отношению прямого вмешательства России через аннексию и оккупацию территорий Украины, а также финансированию пророссийской оппозиции в Украине с целью дестабилизации обстановки в стране.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *