Сценарии России по выходу из-под санкций в украинском вопросе и последствия для коллективного Запада

Автор: Тимошенко Н.

Вступление.

  • Основная задача России на данный момент — добиться снятия международных санкций, на решение которой направленны все её внешнеполитические инструменты.
  • Мероприятия, которые Россия осуществляет для решения этой задачи на украинском направлении условно ложатся в три сценария (плана):

1 — Основной — Разрешение украинского конфликта согласно Минских соглашений на условиях, выгодных РФ  — угрозы для Украины и коллективного Запада

2 — Запасной —  Полная заморозка конфликта в текущем состоянии (не выполнение Минских соглашений) — угрозы для Украины и коллективного Запада

3 — Альтернативный — Компромиссный вариант частичной заморозки конфликта (переход к «миротворцам ООН (ЕС, РФ)» на компромиссных с РФ условиях) — угрозы для Украины и коллективного Запада

  •  Возможность создание Россией из ОРДЛО «инструмента обхода санкций» — ЗСТ ОРДЛО.
  • В реализации каждого сценария для России важно изменить позицию Украины и свои намерения вложить в инициативу украинской стороны.
  • В завершении процесса урегулирования конфликта в Украине по мнению России должно скорее всего лечь подписание «Большого договора» с США. Этот договор должен урегулировать новые зоны влияния и ответственности в мире («Новая Ялта»).

 

Вывод.


Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия.

 

 

В условиях пандемии коронавируса (COVID-19) и падения мировых цен на нефть для Российской Федерации ещё более остро стала проблема выхода из-под действия международных санкций и налаживания отношений с коллективным Западом, но с одновременным, как минимум, сохранением достигнутых ранее результатов в украинском вопросе.

На решении этой проблемы сегодня сосредоточены основные усилия Кремля на международной арене. Именно с этой целью представители России пытаются всячески доказать свою непричастность к украинскому конфликту.

 

Мероприятия, которые Россия осуществляет для решения этой задачи на украинском направлении условно ложатся в три сценария (плана):

  • Основной сценарий, реализация которого подразумевает полный выход России из-под санкций за ОРДЛО (вопрос Крыма остается за скобками);
  • Запасной сценарий подразумевает, что санкции будут сохранены в нынешнем объеме, но есть угроза их возможного усиления;
  • При реализации Альтернативного сценария возможен частичный выход России из-под санкций за ОРДЛО (вопрос Крыма остается за скобками)

Добавим, что каждый из этих сценариев таит в себе риски и угрозы как для Украины, так и для стран ЕС.

 

Рассмотрим их более детально.

Основной сценарий Москвы – это разрешение украинского конфликта согласно Минских соглашений на условиях России.

Позиция «максимум» для России в реализации этого сценария – попадание всей территории Украины в зону российского влияния. «Лояльное» отношение такой Украины создаёт для России возможность со временем легализировать аннексию Крыма с «согласия» Украины, что позволит ей выйти из-под санкций за Крым.

Как показали события последних лет, для реализации этого сценария России необходим значительно длительный период времени в силу того, что в украинском обществе присутствует достаточно серьезное отторжение и сопротивление российскому влиянию, которое Кремль пока преодолеть не может.

При реализации Москвой этого главного сценария также нужно понимать, какие угрозы возникают как для независимой Украины, так и для стран ЕС в целом.

Одним из наибольших опасений коллективного Запада и Украины является понимание того, что население ОРДЛО оказалось под длительным жестким контролем и влиянием России.

Часть этого населения прошла специальную военную подготовку и участвовала в боевых действиях. В этом усматривается прямая угроза дестабилизации обстановки и в странах ЕС, когда, после «примирения» в Украине, начнется растекание (проникновение) подготовленных Россией боевиков и агентов влияния Кремля по территории ЕС под видом обычных граждан Украины.

 

Рассмотрим Сценарий 2 (запасной) — Полная заморозка конфликта в текущем состоянии (не выполнение Минских соглашений).

Реализацию запасного сценария мы можем наблюдать сейчас – это заморозка ситуации до «лучших времён» с целью выиграть время, при этом преследуются несколько целей:

  • не допустить введения новых санкций;
  • попытаться изменить конфигурацию основных сил и позиций непосредственно «на земле» для дальнейшего возвращения к основному сценарию или перехода к альтернативному.
  • попытка создания инструмента для обхода санкций (ЗСТ ОРДЛО).

 

При реализации Кремлем этого сценария также нужно понимать, какие угрозы возникают как для независимой Украины, так и для стран ЕС в целом.

Затягивание конфликта может привести к растянутой по времени дестабилизации государства Украины на всех уровнях из-за активных попыток пророссийских политических сил прийти к власти в стране, что создает угрозу уже реального гражданского конфликта внутри Украины и опасность миграционного кризиса в страны ЕС жителей (беженцев) из Украины.

 

Понимая такие проблемы, часть коллективного Запада попыталась донести свою заинтересованность в создании из ОРДЛО т.н. «буферной санитарной зоны» с постепенным возвращением и адаптацией жителей тех территорий в украинский социум, но ситуацию значительно усугубляет массовая выдача жителям ОРДЛО российского гражданства – поголовная упрощенная паспортизация РФ.

Так, еще на Мюнхенской конференции по безопасности 14 февраля появился документ под названием «12 шагов к усилению безопасности на Украине и евроатлантическом регионе».

Среди предложений предлагалось изучить экономические возможности участия ЕС, России и западных компаний в восстановлении инфраструктуры востока Украины, создание зоны свободной торговли (для восстановления Донбасса предлагается создать там ЗСТ), а также рассмотреть аспекты ослабления санкционного режима против России.

В «12 шагах» речь шла не о мире, а о стабильном перемирии. Т.е. и коллективный Запад, и сама РФ понимают, что данный план – это попытка продвинуться в вопросе перемирия на оккупированных территориях – созданию санитарной демилитаризированной зоныа не план, который приведет к урегулированию украинского конфликта.

В Украине есть понимание, что часть коллективного Запада, продолжая сохранять видимость консолидированной позиции против РФ, весьма заинтересована в улучшении экономических связей с РФ в обход санкций. Поэтому создание некой санитарной «буферной зоны» в виде Зоны свободной торговли в ОРДЛО может быть для них вполне приемлемым.

 

Но нужно понимать все последствия. ЗСТ ОРДЛО

Продолжая стремление к снятию или ослаблению санкций коллективного Запада, Кремль будет добиваться от Украины одностороннего снятия или ослабления санкций и ограничений, введённых Киевом в отношении территорий ОРДЛО и РФ, в т.ч. путём создания «Зоны свободной торговли с ОРДЛО» без решения политической части украинского конфликта.

 

Такое экономическое взаимодействие между Украиной и ОРДЛО не только высвобождает средства, выделяемые Россией на содержание ОРДЛО при полном сохранении контроля за данными территориями, но и позволяет Кремлю аккумулировать дополнительные ресурсы для усиления своего влияния на всей территории Украины.

 

Так, российская сторона при поддержке части коллективного Запада, фактически может создать инструмент для обхода санкций ЕС и США, который позволит России и далее вести свою деструктивную деятельность не только в украинском конфликте, но и в других спорных вопросах в международном пространстве.

Но для этого требуется добровольное согласие Украины. И видимо именно в этом направлении, и будет сосредоточена основная работа и давление российской стороны как на украинскую сторону, так и на заинтересованных партнеров коллективного Запада.

 

Теперь рассмотрим Альтернативный сценарийКомпромиссный вариант частичной заморозки конфликта (переход к «миротворцам ООН (ЕС, РФ)» на компромиссных с РФ условиях).

Согласно доктрины Герасимова – это переход на новый уровень управления конфликтом путём «миротворчества»: введения миротворцев или разворачивание официальной военной базы.

С помощью «миротворцев ООН (ЕС, РФ)» в ОРДЛО российской стороной может быть создана новая политическая реальность, в которой присутствуют попытки компромиссного решения между коллективным Западом и Россией, но вот интересы Украины пока сомнительные.

Должно быть понимание того, что в данном случае, миротворцы – это не решение конфликта, миротворцы — это выход на другой уровень конфликта.

Основной, и, если не единственный, «плюс» в этом сценарии для Украины – нейтрализация «горячей точки военного противостояния» на своей территории, то есть возможность получения демилитаризованной зоны под контролем «нейтральной» стороны, но, к сожалению, с сохранением влияния на ней России по причине в том числе и массовой российской паспортизации жителей ОРДЛО, которые становятся фактически юридическими заложниками России на данных территориях.

Россия же в этом сценарии может получить:

  • возможность выхода из статуса «участника конфликта»;
  • возможное ослабление санкционного давления (полное или частичное из-за ОРДЛО);
  • иметь возможность создания инструмента для обхода санкций, ведь санкции против России касаются не только украинского вопроса, и такой инструмент очень важен для Москвы и в будущем;
  • высвобождение значительных финансовых средств по содержанию ОРДЛО с сохранением своего влияния на данных территориях. В результате будет реализован аналог «приднестровского сценария» – блокировка политической части при налаживании экономических связей.
  • частичное восстановление экономических и политических отношений с Западом;
  • А при создании определенных условий и провокаций со стороны Кремля возможно развитие событий и по силовому «абхазскому сценарию» («миротворческая» защита российских граждан за рубежом), что приведет к возможности создания российской военной базы на территории ОРДЛО.

 

Все это позволит Москве усилить влияние на остальную территорию Украины и может значительно увеличить ее дестабилизирующую роль внутри нашей страны. Конфликт может затянуться на десятилетия, пока Россия не добьется благоприятных для себя условий, чтобы достичь своих поставленных целей по сценарию 1.

 

Таким образом все три сценария решения Россией своей проблемы выхода из-под действия международных санкций в первую очередь предполагают изменение позиции Украины, на выгодную для РФ.

В зависимости от изменения позиции Украины в части «улучшения отношений с Россией» будет меняться и позиция коллективного Запада — тоже в сторону улучшения отношений с Россией. А основной сценарий РФ, как мы помним, – это налаживание отношений с коллективным Западом при сохранении достигнутых ранее результатов в украинском вопросе.

России важно чтобы именно от украинской стороны происходили все выгодные для Кремля предложения, начиная от признания факта заморозки нормандского формата, выхода из минских соглашений или предложения миротворцев. Это позволяет России снять с себя ответственность за происходящее и уменьшить риск попадания под новые санкции из-за блокировки процесса урегулирования.

Сама Россия значительно повлиять на позиции украинцев пока не может (к своему большому раздражению). Поэтому, с одной стороны Кремль пытается создать на территории Украины благоприятные и выгодные для себя условия для возможности усиления своего влияния принимаемых Киевом решений. Одновременно, с другой стороны, Москва также стремиться найти компромисс с теми, кто в состоянии повлиять на Украину – с ее партнерами.

Россия ищет компромисс по украинскому вопросу, но не столько с нынешней Украиной, сколько с коллективным Западом и США, учитывая интересы этих игроков.

 

На данном историческом этапе основное санкционное противостояние у России происходит с Америкой. Американский закон о вторичных санкциях делает эти санкции практически международными и, как показала практика, нарушать санкции США никто не стремиться, опасаясь последствий.

Вместе с тем, некоторые страны ЕС стремятся к экономическому сотрудничеству с Россией, не смотря на ее частичную политическую изоляцию из-за дестабилизирующих действий в международном пространстве, в том числе и в украинском вопросе.

То есть Россия в первую очередь стремится обсуждать компромисс с заинтересованными представителями США.

Так, в завершении процесса урегулирования конфликта в Украине, по мнению России, должно скорее всего лечь подписание некоего «Большого договора» с США, так как именно Америка играет ключевую роль в сдерживании российских интересов.

Еще осеню 2018 года в российском сегменте проходила информация о том, что Россия подготовила большой пакет предложений к США – так называемый план «Big Deal», главная задача которого сводилась к разделу зон влияния в международном пространстве и смягчению санкций США.

Также отмечалось, что такой компромиссный план еще ранее был в общих чертах согласован с предыдущей администрацией Белого дома – представителями демократического крыла. Но из-за смены игроков в результате выборов в США, повлекшей к смене стратегии, тактики и приоритетов Америки в международном пространстве, реализация положений такого плана стала в тот период невозможной и была отложена до лучших времен.

Также активно обсуждалось, что для ознакомления новой администрацией Белого дома с «Big Deal» был обозначен канал передачи плана американской стороне вице-премьером Д. Козаком через посла США Хатсмана. Как видно из дальнейших событий данный план России не нашел должного отклика в Вашингтоне, хотя активно обсуждался в международном пространстве на различных уровнях.

 

Можно также предположить, что некоторые из заявленных сценариев данного плана Москва приняла к реализации самостоятельно, например, в украинском вопросе.

Тогда же, в 2018 году, российской стороной активно транслировалось описание компромиссного «идеального сценария» для российской политэлиты, в главной роли для реализации которого должен был выступить Д. Козак (Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 24 января 2020).

Как видим в общих чертах данный план к 2020 году Москвой реализовывался достаточно интенсивно. И именно Козак, как и предполагалось в плане, стал «главным» переговорщиком по украинскому вопросу.

Стоит обратить внимание на один из важных пунктов российского плана, пересекающегося с предложениями коллективного Запада в плане «12 шагов» — это «организация экспорта/импорта с Украиной именно через «ЛНР-ДНР»». Как мы указывали выше, это фактически создание Россией инструмента для обхода санкций.

Для реализации такого плана на украинское руководство и общество оказывается влияние и давление не только со стороны России, но и со стороны заинтересованных в «примирении» с Россией сторон коллективного Запада (как Европы, так и США).

 

Как видно из вышесказанного, в украинском вопросе Россия стремиться предложить коллективному Западу и США негласное «разделение зон влияния» с взаимными гарантиями — фактически смоделировать «новую Ялту», по условиям которой Украина должна стать признанной за Россией ее «зоной влияния».

 

Задача минимум России в текущем периоде – то снятие/ослабление или хотя бы не введение новых санкций против нее при сохранении достигнутых уже результатов. Понимая, что сложившихся обстоятельствах это пока невозможно, Россия стремится создать инструмент по обходу санкций коллективного Запада и США для продолжения своей деструктивной политики.

 

Задача максимум – убедить коллективный Запад и США в необходимости установления нового мирового порядка: необходимости смоделировать «новую» Потсдамскую конференцию и спроецировать ее итоги по разделению мира на негласные, но общепризнанные, зоны влияния между «супердержавами». Для решения и этой задачи в том числе Россия инициировала проведение саммита «ядерной пятерки».

 

Главные приоритеты России – это Украина (Крым) и Сирия.  Желание Москвы сводятся к тому, что Украина и Крым должны остаться в зоне полного влияния России и на ее условиях. Это «право» Москвы должно быть признано коллективным Западом и все санкции должны быть сняты. В Сирии же Россия нуждается в признании легитимности власти Б.Асада, чтобы сохранить свое физическое военное присутствие (военные базы), что дает ей возможность расширять свое влияния уже на всем Ближнем Востоке.

Вторичные приоритеты России: коллективному Западу предлагается размен зон влияния – страны Балтии признаются Россией зоной влияния Запада. За это коллективный Запад признает право России на приоритет во влиянии на такие страны, как Украина, Грузия, Молдова и Беларусь.

 

Нужно также учитывать такой нюанс, что в США сейчас идет предвыборная гонка президента. Выборы состоятся 3 ноября. Исход выборов пока не ясен. Для России, как в принципе и для всего коллективного Запада, пока нет полного понимания с кем они далее будут иметь дело после выборов. Но с другой стороны, есть понимание того, что отношения Америки и России вряд ли смогут сразу улучшиться не зависимо от того, кто придет к власти.

Нужно так же отметить, что данное предложение о негласном «разделение зон влияния» находит понимание и определенную поддержку в неоднородной среде коллективного Запада, особенно у представителей стран так называемой «старой» Европы и у части американского истеблишмента, в особенности у представителей так называемого демократического крыла.

Часть коллективного Запада выступает за улучшение отношений с Россий, но главная помеха в этом пока неразрешенный украинский конфликт. Россия и эта часть коллективного Запада активно ищут компромиссные решения с сохранением собственных интересов.

 

Реальные пути решения конфликта с сохранением украинских интересов заблокированы Россией.  Длительная заморозка же конфликта дает России возможность в усилении влияния внутри всей Украины и дестабилизации обстановки для достижения своих собственных целей. И на первый план должна выходить не попытка скоротечного возвращения территорий (ОРДЛО) в состав Украины, а реальное ослабление влияния России внутри Украины и влияния России на международных партнеров.

 

В политической плоскости решение спорных вопросов на международных площадках, таких как ООН, фактически заблокированы российской стороной и ее возможностью применения права «вето» при принятии консолидированных решений. В итоге коллективный Запад вынужден искать другие механизмы и площадки в обход площадке ООН.

Самая главная причина, сдерживающая агрессивные действия Кремля и в региональном, и в международном пространстве – это санкции и угроза новых санкций, то есть оказание экономического давления на Россию. Агрессивный сценарий России по возвращению Украины в «зону своего влияния» не может реализоваться на российских условиях сейчас именно из-за оказываемого на нее международного санкционного давления.

Такой механизм, как усиление санкций, приводит к тому, что России приходится под давлением возвращаться к процессам политического урегулирования.

 

Помогая Кремлю в создании «инструмента обхода санкций» (ЗСТ ОРДЛО), даже оперируя благими намерениями о возможности улучшения гуманитарной обстановки, коллективный Запад должен понимать, что тем самым он не решает проблему украинского конфликта, а только может его еще более усугубить.

Такой «инструмент обхода санкций» дает России возможность продолжать свою дестабилизирующую деятельность во всем международном пространстве более активно и агрессивно.

И нужно четко осознавать последствия подобных решений не только в сегодняшнем дне, но и в том, к чему это может привести в будущем не только в Украине, но и для коллективного Запада в целом.

 

Поэтому закончить хочется словами: «Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия».

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *