Внешняя политика Украины глазами российских экспертов

 

Автор: Н. Тимошенко

 

 

Вступление. Источник изучения.
Матрица анализа внешнеполитической стратегии.
• Оценка потребностей;
• Оценка международной среды;
• Формулирование интересов и целей;
• Анализ ресурсов;
• Выработка образа действий.
Вывод.

 

Перед РФ стоит задача вернуть Украину в орбиту своего влияния. Данная статья российских экспертов «Внешняя политика Украины как эксперимент»[1] демонстрирует возможные направления в данной работе России на основе анализа внешнеполитической стратегии Украины и предложений по возможности ее изменений для достижения собственных целей РФ.

По всей видимости данные предложения могут обсуждаться Россией с представителями ЕС как компромиссный вариант построения новых взаимоотношений России и коллективного Запада с вовлечением Украины в новых сложившихся геополитических условиях противостояния.

Предложение для Европы: «Такая стратегия (новая, предложенная российской стороной) подкреплялась бы конструктивным образом действия, который опирался бы на стремление к снижению напряжения в Восточной Европе, а не к постоянному повышению ставок».

Авторами произведен условный анализ внешнеполитической стратегии Украины по «Матрице анализа внешнеполитической стратегии»:

  • Оценка потребностей;
  • Оценка международной среды;
  • Формулирование интересов и целей;
  • Анализ ресурсов;
  • Выработка образа действий.

 

При анализе внешнеполитической стратегии Украины, авторы указывают на то, что «цели» делают украинские «интересы» избыточно зависимыми от внешней среды. Из этого формулируется проблема для РФ: возможность компенсации недостаточного военного ресурса Украиной за счет поддержки коллективного Запада:

«Вместо того чтобы сосредоточиться на внутреннем развитии, Украина стремится во что бы то ни стало обратить на себя внимание, а лучше – получить ресурсы Запада для противостояния с Россией – так компенсируется недостаточный военный ресурс Украины».

Это значительно затрудняет России реализацию ее основных сценариев как по Украине, так и в международном пространстве, таких как признание Украины  зоной влияния России (с последующим признанием Крыма – российским, распределением зон влияния в мире, признанием России отдельным независимым полюсом), снятие или ослабление санкций, создание РФ инструмента для обхода санкций, замиривание и экономическое взаимодействие с Европой и т.д. Также уменьшение или потеря влияния в Украине, по мнению российской стороны, угрожает национальной безопасности России и значительно усложняет противостояние Москвы с коллективным Западом.

Так, для преодоления негативных для России последствий, российские эксперты предлагают коллективному Западу и Украине компромиссы по изменениям внешнеполитической стратегии Украины через изменения в основных пунктах матрицы, которые и должны переориентировать Украину в первую очередь «на внутреннее развитие».

Авторы предлагают доказать, что нынешняя стратегия Украины опирается на «мнимые интересы» и видят основную задачу в том, что Москве (в т.ч. и с помощью представителей коллективного Запада), необходимо повлиять на изменение интересов Украины.

Российские эксперты подчеркивают, что главным затруднением в оказании своего влияния российская сторона выделяет такое понятие как «расцепленный субъект в Украине» («влияние в Украине разделено между десятками игроков. Это приводит после каждого электорального цикла новые власти в Киев») – существование множества субъектов (имеющих общие потребности) на которых необходимо оказывать влияние разными (различными) способами.

Поэтому российская сторона предлагает компромиссную внешнеполитическую Стратегию, которая «удовлетворяла» бы общие интересы и ценности всех «расцепленных субъектов» в Украине, выгодную для Кремля.

 

Оценка потребностей.

 

Общие потребности в Украине, по мнению авторов, изменить невозможно, но возможно перераспределить важность акцентов, сместив их в ту или иную сторону.

 

 

Авторы подчеркивают, что главная проблема в этом блоке для России в том, что Украина стремится удовлетворить свои потребности в безопасности и территориальной целостности в обход России и в противостоянии с ней. Именно на преодоление тезиса о «противостоянии» должны быть направлены основные усилия России, по мнению авторов.

Так же в новой стратегии предлагается усилить акцент на пункт «обеспечение экономического развития», в чем, по мнению авторов, заинтересованы все политические элиты в Украине («расцепленные субъекты») – и это должно их консолидировать, как и стоящих за ними представителей коллективного Запада.

 

Оценка международной среды

 

Как уже выделялось выше, авторы указывают на то, что «цели» делают украинские «интересы» избыточно зависимыми от внешней среды. Поэтому изменения в оценке Украиной международной среды становятся крайне важным для России.

 

 

Важный тезис, который необходимо преодолеть или изменить (скрасить) России – это понимание того, что «Россия теряет влияние».

Поэтому, чтобы еще и уйти от риторики противостояния (именно от риторики, тогда как сам факт противостояния возводится в константу), предлагается переориентировать акценты на понятие «соседства» — это еще должно подчеркивать кто и где может определять в том числе и зоны влияния.

Так, понятие «союзники и партнеры» — опускается в принципе и на первый план приоритетности для Украины выводятся соседи. Далее расставляются акценты уже в этом понятии. Америка – не сосед, поэтому предлагается ее вообще вывести за скобки, а далее формируется образ «ключевого соседа» (Россия) и «нервные, поглощённые паранойей соседи» (страны Прибалтики и Польша). На подтверждение тезиса о соседях в таких манипуляционных формулировках видимо будут направлены значительные усилия России в будущих периодах.

По мнению авторов, такое изменение оценки потребностей (на первый план выводится экономическое развитие) и изменение оценки среды (на первый план выводится соседство) может привести к изменению и интересов Украины.

 

Формулирование интересов и целей.

 

Изменения интересов и целей Украины – наиважнейшая задача России, реализовать которую самостоятельно Москва не может из-за позиции в том числе и коллективного Запада. Поэтому авторы апеллируют и к его представителям, которые могли бы оказать влияние на различных представителей «расцепленных субъектов» Украины якобы и в своих интересах (интересах Запада), которые им предлагает рассмотреть Россия на компромиссных условиях.

Как уже акцентировалось выше, по мнению авторов, «такая (новая) стратегия подкреплялась бы конструктивным образом действия, который опирался бы на стремление к снижению напряжения в Восточной Европе, а не к постоянному повышению ставок».

 

Интересы Украины.

 

 

Россия преследует свои собственные цели для преодоления противостояния с коллективным Западом – втягивание всей Украины в свою зону влияния через отказ Украины от участия в противостоянии с Россией (принятие Украиной условий России по конфликту на востоке Украины (ОРДЛО) и Крыму), принятия нейтрального статуса (минимизация военного потенциала Украины и соответственно понижения возможности сопротивления России), возможное преодоления санкций (за ОРДЛО и Крым) или создание из Украины зоны свободной торговли с коллективным Западом в обход этих санкций (развитие экономических связей с РФ и экономическая автономия Украины).

 

Цели Украины.

 

Авторы подчеркивают, что «на основе этих (новых) интересов украинские элиты могли бы выработать перечень (новых) внешнеполитических целей». И хотя по мнению авторов – это длительный и сложный процесс, но он вполне возможный в реализации, если к нему подойти комплексно. Своего рода – это план максимум.

 

 

Из вышеописанных авторами новых целей для Украины стоит отметить, что так или иначе они уже были отражены в различных документах и представленных работах РФ, таких, как и стратегия безопасности РФ, и статья Путина «Об Украине» и др.; а также в «Концепции взаимодействия Беларуси и Украины[2]», что может говорить о всеобъемлющем подходе российской стороны во всяком случае к планомерной разработке этого вопроса.

 

Вывод. 

 

В данной же работе отражены основные пункты общей стратегии России по Украине, возможно предположить, что по каждому из данных предложенных пунктов будут разрабатываться отдельные дополнительные тактические планы (сценарии) для:

  • изменения приоритетов в потребностях (переориентация с вопросов безопасности и сохранения территориальной целостности на автономное экономическое развитие);
  • оценке международной среды (подмена противостояния соседством);
  • изменению интересов и целей (главными из которых являются нейтральный статус Украины (внеблоковость) и экономическое взаимодействие (сотрудничество) с Россией в той или иной форме, что дает РФ возможность усиления влияния и контроля внутри Украины).

 

Т.е. можно предположить, что основными задачами для РФ будут индивидуальное усиление работы с каждой отдельной «элитой» из «расцепленных субъектов» в Украине по данным изменениям в матрице внешнеполитической Стратегии Украины, а также поиск поддержки компромисса (реализация новой Стратегии Украины) с лояльными представителями коллективного Запада, в первую очередь с влиятельными странами ЕС.

 

 

 

[1] https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vneshnyaya-politika-ukrainy-kak-eksperiment/

[2] https://buslife.site/kancepcyya/

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *