Взаимоотношения США и России – линии разлома и точки соприкосновения в переходный период построения «нового миропорядка» (прогнозы и предложения РФ) — 4

Санкции и их преодоление

Автор: Тимошенко Н.

 

 

Введение
Цели, сроки, задачи и инструменты.

Инструменты – дипломатия, вовлеченность, санкции.
Дипломатия.
• Преодоление дипломатической изоляции.
Вовлеченность:
• Контроль над вооружениями.
• Глобальные мировые проблемы.
Региональные проблемы:
— Дальнее Зарубежье.
— Ближнее Зарубежье (в т.ч Украина). Наработка новых подходов.
Санкции и их преодоление.
• Проблема преодоления и обхода санкций
• Предложения российской стороны

Направления: европейское и китайское.
• Европейское измерение
• Китайское измерение

Заключение.

Выводы для Украины в рамках урегулирования украинского конфликта.

 

 


Санкции и их преодоление

 

Противостояние с Западом значительно затрудняется для России из-за экономических санкций, которые были на нее наложены как наказание за нарушения международных норм и законов.

Санкции являются значительным препятствием для Москвы как для сохранения статуса «супердержавы» и его опций, так и ограничивают ее возможности в позиционировании России в качестве «полюса» в построении нового мироустройства и привлечения на свою сторону союзников и партнеров.

 

Преодоление санкций с сохранением предыдущих достигнутых уже результатов – одна из основных задач России в «переходном периоде» в построении отношений с США.

Задача для Москвы усложняется тем, что американская санкционная политика имеет два механизма влияния: непосредственно сами санкции США и вторичные санкции, которые делают их практически международными.

 

Санкции против России

 

По мнению российских экспертов, главная неясность заключается в том, захочет ли новая администрация ограничиться продолжением политики, обозначенной администрациями Б. Обамы и Д. Трампа, или все же попытается вывести политику санкций на качественно иной, более высокий уровень. Эксперты считают, что такое качественное ужесточение американской политики создало бы значительные новые риски для стабильности как мировой финансово-экономической системы в целом, так и американской экономики в частности.

Неясно и то, насколько американским интересам отвечает превращение России во второй Иран или вторую Северную Корею. Единственное, что может заставить администрацию нового американского президента пойти на повышенные риски, по мнению российских экспертов, — новый острый кризис Вашингтона в отношениях с Москвой, подобный кризису 2014 г., что категорически не выгодно Кремлю в «переходном периоде». Поэтому в интересы России входит не допущение подобного кризиса.

 

Так же российские эксперты прогнозируют, что санкции останутся одним из основных инструментов американской политики в отношении Москвы, как и в отношении других оппонентов (а при необходимости — и против союзников) США на международной арене.

 

Предполагается, что общее число антироссийских санкций будет только увеличиваться, равно как возрастет и число объектов, на которые эти санкции будут распространиться, что лишний раз подтверждает, что Россия не намерена исправлять своего деструктивного поведения в международном пространстве.

 

За последние годы в Вашингтоне выстроили определенный алгоритм развития санкционной стратегии, который, скорее всего, не претерпит существенных изменений в ближайшие годы, по оценке экспертов.

Во-первых, как и раньше, будет ставиться задача не столько повлиять на конкретные направления российской внешней или внутренней политики, сколько «наказать» Россию за те или иные действия.

  • подтверждением эффективности санкций будут считаться не конкретные изменения российского поведения, а «сдерживание» еще более нежелательных российских действий.

Во-вторых, как и раньше, будет ставиться задача перехода к «умным санкциям», которые в максимальной степени затрагивали бы российское политическое руководство и связанные с ним группировки крупного бизнеса России.

  • Политика санкций, среди прочего, будет нацелена на провоцирование расколов внутри российской экономической и политической элиты, каковые должны сыграть свою роль в ходе предстоящего транзита от нынешней политической системы к «пост-путинской».
  • Возможно расширение числа объектов «точечных санкций» — например, ограничения в отношении российских олигархов могут быть распространены на членов их семей и ближайшее бизнес-окружение.

В-третьих, администрация Дж. Байдена, как и ее предшественники, будет пытаться избавиться от опеки своей санкционной политики со стороны Конгресса, упреждая возможные законодательные акты собственными решениями.

  • Эксперты по санкциям исходят из того, что исполнительная власть в целом способна применять инструмент санкций более профессионально и эффективно, чем законодательная власть.

 

Проблема преодоления и обхода санкций

 

Самая большая проблема для РФ – пресечение обхода санкций.

Прогнозируется, что в США будут предприниматься усилия, чтобы максимально перекрыть любые возможности обойти санкции, кем бы такие попытки ни предпринимались.

По мнению экспертов, администрация Дж. Байдена будет повышать эффективность мониторинга как американских, так и зарубежных компаний, которые могут быть заподозрены в нарушениях режима санкций.

 

Значительная проблема для России в том, что это касается в первую очередь ограничения поставок в Россию современных технологий в информационно-коммуникационной и энергетической сферах, а также ограничений в финансовых транзакциях с Россией.

И если такие поставки планировались за счет создания схем для обхода санкций, то в сейчас такие схемы и инструменты будут находится под еще более пристальным вниманием Вашингтона, а за их реализацию могут наступить еще более серьезные последствия как для самой РФ, так и для других участников таких схем.

 

Предложения российской стороны

 

Задача России стоит даже не в попытках отмены санкций или создании механизмов их обхода, а в том, чтобы убедить смягчить санкционную политику или попытаться внести в нее коррективы, дающие России возможность для маневра.

 

Так, российской стороной выдвигаются предложения повлиять через своих партнеров на возможность повысить гибкость американских санкций (включая и возможности оперативной отмены или модификации некоторых из них), а также минимизировать разногласия по вопросам санкций между США и их европейскими партнерами (на примере «Северного потока – 2»).

 

Также предлагается более последовательно интегрировать санкции в общий контекст американкой политики на российском направлении, четко и недвусмысленно формулировать условия, при которых санкции могут быть сняты.

 

Российская сторона настаивает, чтобы санкционная политика Запада строилась по принципу не столько «наказания» за уже совершенные Москвой действия, а по принципу предупреждения — инструментом сдерживания нежелательного российского поведения должна служить угроза санкций.

 

Видимо Россия хотела бы предложить Западу схему, в которой Запад сначала должен послать сигнал о том, чего не должна делать РФ и как именно Москву за это могут наказать, и только потом, если Кремль не изменит своих намерений или не сможет убедить Запад в правомочности таких намерений, вводить эти санкции как наказание.

Так Россия намеревается создать для себя механизм «права выбора» совершать те или иные проступки в отношении тех или иных стран и знать заранее цену, а значит иметь возможность подготовиться и минимизировать свои потери.

 

Такая позиция Москвы открывает для нее новые перспективы в построении своих отношений с другими участниками международного пространства. Россия может сознательно выбирать на каком направлении усиливать или уменьшать свое влияние и вмешательство для выстраивания двусторонних интересов, не совершая деструктивных действий в отношении заинтересованных фигурантов, разрушив консолидированную позицию Запада.

 

Продолжение следует …

 

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *