Взаимоотношения США и РФ (Украина и Китай в скобках)

(период наблюдения октябрь-начало декабря 2019) Автор: Тимошенко Н.


Вступление.
• Ставка россиян в противостоянии с США

Вопрос возможного улучшения отношений между США и РФ
• Общая оценка России отношений США и РФ
— Вопрос создания делового совета
— Вопрос межпарламентских связей между США и РФ
— Культурные отношения между США и РФ
— Оценка отношений ЕС и США российской стороной
— Вопрос стратегической стабильности.
• Позиция США по сотрудничеству между США и РФ:
— Пример использования РФ в собственных интересах США:
• Обозначение основных точек соприкосновения
• Наиболее острые проблемы во взаимоотношениях США и РФ
— Проблемы с консульствами в странах – проблемы с визами
— Вмешательство в выборы

Стратегии США сдерживания России.
• Обозначения РФ угрозой.
• Упоминание Украины и украинского вопроса

Законодательные инициативы США против РФ
• Резолюция против участия России в G7
• Оборонный бюджет на 2020 год США
• Билль о признании РФ спонсором терроризма
• Законопроект DASKA

Встреча на высшем уровне
• Заявления перед встречей
• Вопросы, которые рассматривались на переговорах условно можно разбить на 4 блока (таблица):
— Отсутствие точек соприкосновения и взаимодействия
— Не комментируется противоположной стороной
— Новые предложения
— Возможные точки соприкосновения и взаимодействия
• Рассмотрение наиболее актуальных вопросов из этих блоков
• Общие итоги переговоров

Вывод.

 

 


Вопрос возможного улучшения отношений между США и РФ

Для понимания выстраивания стратегии отношений межу РФ и США в сложившихся условиях в текущем периоде выделим два основных момента, на которых расставила акценты российская сторона.

Первый момент. Российская сторона еще с начала ноября подчеркивала, что позиции США на международной арене могут ослабнуть в связи с тем, что число военных конфликтов, в которых участвуют США, растет одновременно с расходами на них, и американцам придется постепенно отказываться от наименее выгодных и перспективных для себя проектов. Россия выражала надежду, что таким «отказным» проектом для США станет Сирия.

Выделим, почему это важно: здесь нужно учитывать момент, что в свое время администрация Трампа связала в один пакет сирийский и украинский вопрос, что означает, что для РФ закрыли возможность обменять эти активы друг на друга и перекрыли возможность «шантажа» обострения ситуации в одном из них для решений вопросов в другом. То есть надежда России сводилась к тому, что если для США Сирия станет в перспективе «отказным» проектом, то и украинский вопрос в перспективе потеряет свою актуальность для американцев.

Второй момент. Российские эксперты озвучили тезис о том, что контроль над вооружениями составлял от 80 до 90% диалога между США и РФ в сложившихся условиях. Так же большие опасения вызывало то, что при его отсутствии в перспективе ситуация может прийти если не к разрыву, то к снижению уровня дипломатических отношений, который и так предельно низок.

Можно говорить о том, что основными задачами РФ в текущем периоде обозначались:

  • блокировка как можно большего количества спорных вопросов, переговорных процессов и создание военных прецедентов (или как можно более долгого удержания в таковых), в которых участвуют США, для того чтобы принудить США поменять приоритеты и отказаться от определенных направлений. В первую очередь для России важно, чтобы американцы отказались от двух направлений – это Сирия и Украина.
  • сохранить диалог по контролю над вооружениями с США, как переговорную площадку для возможности обсуждения других вопросов, в том числе и для возможного дальнейшего обсуждения улучшения отношений между США и РФ.

 Общая оценка России отношений США и РФ

В конце ноября Россия вынуждена была признать, что состояние российско-американских отношений в данный период можно сравнить с наиболее сложными периодами «периода холодной войны» и США не предпринимают никаких практических действий для улучшения отношений с Россией.

Эксперты склонны связывать такое поведение Вашингтона в том числе и с тем, что Россия достаточно самонадеянно требует от Америки признания своего равенства с США на международной арене, не обладая для этого ни внешними ни внутренними сопоставимыми ресурсами. И США это наглядно продемонстрировали путем дипломатической и частично экономической (санкции) изоляции РФ.

В данный период наблюдения российская сторона признала, что на дипломатическом уровне во взаимоотношениях двух стран заблокированы такие вопросы как:

  • Вопрос создания делового совета (три года не наблюдается прогресса);
  • Вопрос межпарламентских связей между США и РФ (признано, что реальное размораживание межпарламентских связей между США и Россией вряд ли произойдет в ближайшем будущем. Проводятся отдельные встречи с отдельными американскими больше сенаторами, нежели конгрессменами. Встречи с конгрессменами проводятся только по их личной инициативе, а не в рамках парламентского сотрудничества).
  • Культурные отношения между США и РФ (признано, что «взаимная изоляция» в сфере политики и экономики существенно влияет на культурные отношения двух стран. В РФ отмечается, что в последние годы уровень русофобии в американских СМИ был беспрецедентным).
  • Российская сторона оценивает отношения ЕС и США хоть и как ситуативные, но как те, которые очень затрудняют продвижение российского влияния в ЕС (европейские коллеги идут на поводу у США).
  • Вопрос стратегической стабильности (прогресса в диалоге России и США по теме стратегической стабильности пока не наблюдается).

Обозначение основных точек соприкосновения сторонами.

Американская же сторона подтверждает, что в ее приоритетах сотрудничества межу двумя странами находятся вопросы, связанные с глобальной стабильностью и безопасностью, потому что статус России как ядерной сверхдержавы и постоянного члена Совета Безопасности ООН обязывает США взаимодействовать по целому ряду вопросов с РФ.

Также США неоднократно заявляли о том, что улучшение отношений между США и Россией зависит от приверженности Москвы минским соглашениям и при условии ее невмешательства в демократические процессы в США (украинский вопрос и вопрос вмешательства в выборы).

США заявили, что будут взаимодействовать с Россией только по тем вопросам, которые отвечают интересам страны и интересам их союзников.

Пример использования РФ в собственных интересах США: в случае с операцией американских военных по устранению главаря террористической группировки «Исламское государство» интересы двух стран пересеклись.

Помощник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен в интервью телекомпании NBC 27.10.19 на вопрос относительно того, считает ли он Россию союзником США, ответил:

  • Россия не является союзником Соединенных Штатов
  • Временами наши интересы пересекаются с интересами России.
  • Когда наши с Россией интересы пересекаются, нет причин не работать с ними.
  • подчеркнул, что Россия представляет серьезную угрозу для США.

В данный период наблюдения стороны сделали заявления о взаимодействии в определенных вопросах международной повестки. Обращает внимание расставление акцентов:

  • у США — поддерживает каналы взаимодействия с Россией;
  • у РФ — возобновились контакты на серьезном уровне.
заявления о взаимодействии в определенных вопросах международной повестки

Как видно из таблицы заявлений вопросы взаимодействия по Сирии и по Украине не комментируется российской стороной, как такие, которые нашли точки соприкосновения или взаимопонимания. То есть поддерживаются только каналы взаимодействия – стороны обмениваются мнениями.

Наиболее острые проблемы во взаимоотношениях США и РФ

Также существуют достаточно острые вопросы, решение которых обозначается как принципиальное для той или иной стороны.

Для России: Проблемы с консульствами в странах (проблемы с визами).

США и Россия обменялись несколькими раундами дипломатических санкций, включая высылку дипломатов, закрытие дипломатических представительств и сокращение штата сотрудников посольств. В качестве примера продолжающейся ситуации: в конце октября 2019 года США заявили, что не дадут России возобновить работу консульства страны в Сан-Франциско.

В середине ноября 2019 года в Вашингтоне прошли российско-американские консультации по консульско-правовым вопросам. Российской стороной отмечается, что с 2014 года после ухудшения отношений между РФ и США из-за событий в Крыму и в Украине контакты на межправительственном уровне между двумя странами проводятся крайне нерегулярно.

Главный вопрос, который стоит на повестке дня в РФ, который находится в компетенции консульской службы – невыдача виз в США

  • Россия ранее неоднократно высказывала протесты в связи с невыдачей виз членам делегаций РФ для участия в международных мероприятиях на территории США;
  • Власти США часто объясняют сложности с оформлением визовым недостаточным количеством сотрудников в своих диппредставительствах в РФ, которых стало меньше из-за кризиса в двусторонних отношениях.

Несмотря на то, что российская сторона оценила консультации как такие, которые «прошли в деловом, не конфронтационном ключе, с обеих сторон была подтверждена заинтересованность в поиске взаимоприемлемых решений по всем обсуждавшимся вопросам», уже менее чем через месяц была вынуждена признать, что у посольства РФ нет визовых запросов консульских работников США и что это американский госдепартамент не хочет восстановить работу своих консульских учреждений в России.

С точки зрения России в результате таких действий со стороны США свернут профессиональный диалог экспертов, которые должны были посетить эту страну (работа нескольких комитетов ООН заблокирована).

Для США: Вмешательство в выборы.

Для американской стороны крайне принципиален данный вопрос – они называют его своей «красной линией».

В начале ноября 2019 года в совместном заявлении глав минюста, минобороны, ФБР и ряда других правоохранительных ведомств США говорилось о том, что Россия, Китай, Иран и другие иностранные враждебные игроки — все будут пытаться вмешаться в процесс голосования или повлиять на предпочтения избирателей. Механизм вмешательства описывался как такие действия: могут организовывать кампании в соцсетях, насаждать дезинформацию или проводить кибератаки на инфраструктуру голосования.

Америка предупредила, что ее специалисты будут активно отслеживать все угрозы выборам в США.

Российская же позиция сводится к тому, что РФ категорически отрицает «бездоказательные инсинуации о российском вмешательстве в американские выборы» и утверждает, что «обвинения в адрес России в планирующемся вмешательстве в американские выборы — это очередная попытка США объяснить причинами внутреннего раскола страны внешними причинами».

Также позиция России заключается в том, что Москва готова предоставить США гарантии невмешательства в их дела, но Вашингтон отказывается сделать то же самое.

РФ предложила обменяться с США письмами с обязательствами по невмешательству во внутренние дела друг друга – по образцу обмена личными нотами между Франклином Рузвельтом и Максимом Литвиновым при восстановлении дипломатических отношений в 1933 году, на чем тогда настаивали американские власти. Еще 07 июня 2018 года Россия передала в Госдепартамент проект такого послания.

В Вашингтоне давать обещания отказались, утверждая, что Хельсинкский акт 1975 года позволяет США продвигать в России демократию.

Стратегии США сдерживания России.

Когда говорят о российской внешней политике, чаще всего звучат обвинения в сторону России в таких направлениях:

  • поддержка стран-изгоев,
  • дестабилизация демократических систем,
  • имперский колониализм и выкачивание ресурсов из развивающихся стран (связано это главным образом с активностью России на африканском направлении).

Обозначения РФ угрозой.

Американская сторона характеризует действия России как непрекращающуюся гибридную кампанию против США. Речь идет о «конкретной деятельности, которой руководит, которую санкционирует высокое руководство российского правительства, и которая осуществляется негосударственными действующими лицами, контролируемыми российским правительством».

В рассматриваемый период были сделаны ряд заявлений официальными лицами и экспертами США, приведем некоторые из них.

Обозначены основные направления угроз для Соединенных Штатов, среди которых:

  • терроризм,
  • космос,
  • киберугрозы,
  • иностранное влияние.

В основе почти всех векторов угроз лежит расширение конфронтационной деятельности со стороны таких государств, как Китай, Россия и Иран

  • Во-первых, Китай, во-вторых, Россия представляют сейчас для Министерства обороны США главное направление деятельности.
  • Обе страны быстро модернизируют вооруженные силы и расширяют свои возможности, в том числе в космосе и киберпространстве;
  • США также озабочены действиями государств-изгоев, Америка должна сохранять потенциал для участия в мелких вооруженных конфликтах, поскольку экстремистские организации по-прежнему представляют угрозу
  • США намерены «добиваться перехода от обеспечения войск той боевой техникой, которая пригодна для конфликтов малой интенсивности, к той технике, которая соответствует эре соперничества великих держав» (повышение цены — нарастание гонки вооружения).

Для понимания дальнейшей стратегии переговоров США и России нужно обратить внимание на расстановку акцентов угроз для США между Россией и Китаем, этот момент важен в рассматриваемых далее приоритетах США и их отношений с Россией.

Как видно из вышеизложенного, именно стремительно развивающийся Китай вызывает наибольшее опасение у США.         Акценты расставлены в плоскости стремления и возможности достижения уровня «сверхдержавы» этими государствами.

Россия при нынешних недостаточных возможностях добивается, чтобы ее еще воспринимали как «сверхдержаву». Это вектор понижения. Из-за последствий ее агрессивного поведения на международной арене по отношению к РФ применяются экономические санкции и стратегии сдерживания, по словам самих же российских дипломатов — «на уровне холодной войны».

Например, при активном «витке» поднятия стоимости «гонки вооружения», против чего категорически выступает сама Россия, ее экономика может не справится с такими запросами в том числе и потому, что РФ принимает активное участие в вооруженных конфликтах (Сирия, Украина), частично оказывает экономическую помощь непризнанным территориям (Южная Осетия, Абхазия, Крым, ОРДЛО), а также несет дополнительные затраты — инвестирует значительные средства для перекрытия доступа противнику в различные регионы. Все эти расходы в свою очередь могут привести к дестабилизации обстановки уже внутри самой России.

Китай же стремительно наращивает свои возможности, в первую очередь за счет экономической экспансии, соответственно наращивается и военный потенциал, и в скором времени Китай уже сможет претендовать по возможностям на уровень «сверхдержавы». Это вектор повышения.

Против Китая не применяются санкции, Китай не принимает участие в вооруженных конфликтах (не несет значительную затратную часть), не ведет себя агрессивно, соответственно и не наказывается, и не подвергается стратегиям сдерживания. Китай не ограничен в договорах по стратегической безопасности, а значит «гонка вооружений» не может сдержать или ограничить его потенциал.

Основные усилия Америки нацелены на то, чтобы выработать тактику сдерживания и Китая, используя такие инструменты как «торговые войны» (пересмотр несправедливых пошлин) и привлечение Китая в международные договора по стратегической стабильности (возможность ограничения и контроля за вооружениями), принимать участие в которых Китай категорически отказывается.

Этот момент важен в понимании переговоров США и России о взаимоотношении двух стран, которые мы рассмотрим дальше.

Вернемся к угрозам со стороны РФ для США, из них можно условно обозначить такие:

  • Военная угроза;
  • Угроза американским интересам в Европе и международном пространстве;
  • Вмешательство в выборы.

Как и говорилось ранее, США рассматривают для себя угрозу со стороны РФ с точки зрения ее возможностей дестабилизации обстановки и нарушений международных договоренностей через «гибридные методы».

Упоминание Украины и украинского вопроса.

Россия же, применяя такие методы в международном пространстве и по отношению к США в частности, добивается того, чтобы ее противник (США) отказался от своей позиции, как мы говорили выше, по двум стратегически важным вопросам для РФ: Сирии и Украине.

Вопрос Украины не стоит в первостепенных приоритетах Америки для решения. Это региональный вопрос и касается скорее интересов ее союзников в Европе, с одной стороны.

С другой стороны, он дает возможность Америке применять тактику сдерживания России как в региональном пространстве (выстраивая против нее коалицию внутри ЕС), так и в международном пространстве, посылая сигналы другим государствам в том числе и через санкционную политику против РФ.

Приведем несколько высказываний-сигналов американских представителей в наблюдаемый период перед встречей представителей РФ и США на высшем уровне.

Все эти и другие сигналы были посланы России перед встречей в Нормандском формате 09.12.19., накануне встречи главы МИД РФ с высшим руководством США. Основной посыл состоит в том, что решение украинского вопроса привязывают к возможному улучшению двусторонних отношений, зная, что решить украинский вопрос не на своих условиях Россия не заинтересована.

Т.е. фактически США блокируют украинским вопросом возможности РФ в налаживании отношений с Америкой до того момента, пока самим США это будет не выгодно, рассчитывая использовать возможности России в решении более значительных на данный момент для себя задач.

Чтобы еще больше стимулировать Россию к поиску сотрудничества с США, с одной стороны, а также сдерживать и контролировать ее агрессию, с другой стороны, американская сторона немного усиливает давление законодательными инициативами.

Законодательные инициативы США против РФ.

Резолюция против участия России в G7.

04.12.19 Палата представителей конгресса США приняла резолюцию, в которой выступила против участия России в «Большой семерке». Основные тезисы резолюции сводятся к тому, что Россия не должна иметь допуск на G7 до тех пор, пока она «не будет уважать территориальную целостность соседей» и придерживаться «стандартов демократических обществ».

Оборонный бюджет на 2020 год США.

12.12.19 Палата представителей США проголосовала в поддержку оборонного бюджета на 2020 год. Теперь голосование по бюджету должно пройти в сенате. Президент США Д. Трамп уже заявил, что готов незамедлительно подписать этот документ после одобрения конгресса. Бюджет предполагает выделение 738 миллиардов долларов. Прежний бюджет на 2019 год составлял 716 миллиардов долларов.

Наиболее интересные в контексте рассматриваемой темы пункты в бюджете:

  • обязывает Пентагон отчитываться о мерах по сдерживанию РФ и Китая
  • предусматривает, среди прочего, санкции против «Северного потока — 2» и «Турецкого потока».
  • Пентагон также должен сообщать о мерах по повышению издержек — политических, военных, экономических, бюджетных и технологических – для России и Китая.
  • Оборонный бюджет по-прежнему накладывает запрет на сотрудничество с российскими военными
  • конгресс США намерен увеличить выделение средств на «европейскую оборонную инициативу», предоставив дополнительные 734,3 миллиона долларов на военные расходы по сдерживанию России
  • Оборонный бюджет США на 2020 год предполагает выделение 300 миллионов долларов на помощь Украине
  • требует от администрации уведомления в случае намерения выйти из Договора о мерах по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) и Договора по открытому небу (ДОН)
  • запрещает покупку и развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования
  • Он также выделяет финансирование на космические войска.

Самые неприятные сигналы для РФ заключаются даже не в санкциях или выделении средств Украине. Самые неприятные и тревожные сигналы для России заключаются в том, что выделяются значительные средства на разработку и реализацию мер сдерживания РФ и фактически объявлении и начале реализации со стороны США «гонки вооружения в космосе», цель которой втянуть Россию в значительные затраты еще и в этой весьма дорогостоящей области.

Законопроект DASKA

11.12.19 Комитет по иностранным делам сената США перенес голосование по санкционному законопроекту DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля»). Голосование было отменено, так как один из авторов законопроекта, сенатор-республиканец Линдси Грэм, не смог на нем присутствовать. Оно может состояться на следующей неделе или уже в следующем году.

Документ, среди прочего, предполагает введение санкций:

  • против российских банков, которые поддерживают «вмешательство» Москвы в выборы в других странах (определить банки, которые попадут под ограничения, предлагается президенту США),
  • санкции против инвестиций в российские СПГ-проекты
  • ограничения из-за «агрессии» против Украины.

Билль о признании РФ спонсором терроризма.

11.12.19 Международный комитет сената США одобрил законопроект, который обязывает госсекретаря решить, надо ли объявить Россию спонсором терроризма. После голосования в комитете законопроект будет рассматриваться Сенатом полного состава. Сейчас в список поддерживающих терроризм стран входят Иран, Северная Корея, Сирия и Судан.

  • Документ по России предписывает главе Госдепартамента в течение 90 дней после вступления его в силу дать заключение по этому вопросу соответствующим комитетам конгресса.
  • В те же сроки он должен определиться, находятся ли контролируемые Россией вооруженные формирования в Донбассе и подпадают ли они наряду с вооруженными формированиям ЛНР и ДНР под определение «иностранных террористических организаций».

Именно этот документ, принятый комитетом после переговоров на высшем уровне госсекретаря США, президента США и главы МИД РФ вызвал самое большое обсуждение и комментарии в российских СМИ.

Как заявляет ряд российских экспертов реалистичность такого сценария, по крайней мере, сейчас представляется достаточно небольшой, и такого рода планы американской стороны не повлияли на ситуацию на российской бирже, на курс рубля. Это может говорить о том, что западные партнеры РФ и вообще иностранные партнеры не очень-то верят в то, что наиболее радикальный вариант этого сценария будет реализован.

Как пояснил эксперт, в случае, если Россия будет объявлена спонсором терроризма, любые иностранные компании, поддерживающие торгово-экономические связи с ней, могут быть на основании этого закона объявлены спонсорами международного терроризма. Теоретически это может означать полную экономическую блокаду России и отключение ее, в том числе, и от банковских платежей, от системы SWIFT.

Другой эксперт сделал заключение, что Билль интересен в первую очередь не санкциями, а формальным правом, дающим Вашингтону возможность применять вооруженные силы против этих самих вооруженных формирований (как российских, там и сил т.н. ДЛНР) в довольно широком спектре.

Так же в случае принятия сенатом Билля и положительных ответах Госсекретаря по обозначенным пунктам остается открытым вопрос не лишится ли Россия своей единственной влиятельной международной площадки – статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН.

В министерстве иностранных дел России «не увязывают одобрение комитетом конгресса США инициативы о признании РФ «спонсором терроризма» с визитом главы российского МИД Сергея Лаврова в Вашингтон». Само по себе такое заявление стоит внимания. Оно подводит к выводу, что Россия получила от США «домашнее задание» (поручение) и в случае его невыполнения или агрессивных действий взамен — могут наступить последствия.

Какие же вопросы обсуждались или предлагались к обсуждению на переговорах, что для их продвижения было усилено давление такими законодательными инициативами, как Законопроект DASKA (голосование которого было перенесено) и Билль о признании РФ спонсором терроризма.

Встреча на высшем уровне

Заявления перед встречей

До начала переговоров американской стороной было заявлено, что госсекретарь США Майкл Помпео намерен обсудить с российской стороной такие вопросы:

  • двусторонние отношения,
  • контроль над вооружениями
  • Сирия,
  • Украина,
  • Венесуэла.

Российская же сторона обозначила такие направления встречи с президентом США:

  • дальнейшее развитие отношений России и США,
  • актуальные темы международной повестки дня,
  • готова предоставить США гарантии невмешательства в их дела: обменяться с США письмами с обязательствами по невмешательству во внутренние дела друг друга,
  • Россия готова рассмотреть идею президента США Дональда Трампа о новом договоре по ядерному разоружению, о котором он говорил российскому лидеру Владимиру Путину.

Российской стороной еще до переговоров была подтверждена предыдущая позиция по вопросу о вмешательстве в выборы.

Вопрос о вмешательстве в выборы, как и украинский вопрос, – это те инструменты, которые применяются США для недопущения улучшения (углубления) отношений в любом случае в данное время, а не как предмет торга.

Также российская сторона «сделала» ставку на рассмотрение вопроса о стратегической стабильности на американских (!) условиях, этот интересный момент мы раскроем более подробнее дальше.

Можно предположить, что данный вопрос и есть тем самым решающим (цель встречи со стороны России), ради которого и проводились эти встречи. Как говорилось выше, российские эксперты опасаются, что если не удастся сохранить диалог по контролю над вооружениями, то это еще более приведет к снижению уровня дипломатических отношений, который и так предельно низок.

Заявления сторон после переговоров госсекретаря США и президента США с главой МИД РФ, которые состоялись 10.12.19.

Глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Майкл Помпео провели переговоры в Вашингтоне. С американской стороны во встрече принимали участие замгоссекретаря и кандидат на пост посла США в России Джон Салливан и и.о. помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Филипп Рикер. С российской стороны —  замглавы МИД Сергей Рябков и посол в Штатах Анатолий Антонов.

После встречи с госсекретарем США, глава МИД России был принят президентом США. Беседа продлилась около 45-50 минут.

Озвученные на пресс-конференциях сторонами обсуждаемые на переговорах вопросы (основные темы):

  • Дипломатические связи
  • Консульские проблемы (визы)
  • Удерживаемые лица (шпионские скандалы)
  • Вмешательство в выборы (в т.ч. вопрос на пресс-конференции о вмешательстве РФ в переговоры межу Великобританией и США)
  • Взаимодействие в экономике
  • Стратегическая стабильность. Старый ДСНВ.
  • Новый ДСНВ.
  • Борьба с терроризмом и торговлей наркотиками
  • Афганистан
  • Венесуэла
  • Украина
  • Сирия
  • КНДР
  • Иран
  • Персидский залив
  • Ливия
  • Йемен
  • Израильско-палестинский конфликт
  • Китай
  • Санкции
  • Обстановка на Ближнем Востоке

Все заявления в СМИ сторон переговоров после встречи условно можно разделить на 4 блока, такие которые можно охарактеризовать как:

  • Отсутствие точек соприкосновения и взаимодействия (стороны обменяли своим мнением и виденьем проблемы, зачастую противоположным, стороны остались на прежних позициях – вопросы заблокированы).
  • Не комментируется противоположной стороной (до противоположной стороны донесены пожелания или предложения для обдумывания).
  • Новые предложения (предложения для обдумывания, которые приняты к сведению, проявление заинтересованности);
  • Возможные точки соприкосновения и взаимодействия (одобренные действия или намерения сторон, ожидание их реализации; взаимодействие по факту).

Выделим несколько интересных моментов из заявлений более расширенно.

В блоке «Отсутствие точек соприкосновения и взаимодействия» (заблокированные вопросы) можно выделить несколько вопросов в сообщениях сторон для более детального рассмотрения, как те, в которых появились новые аспекты противостояния.

Стратегическая стабильность.

Госсекретарь США М.Помпео заявил о том, что «США считают, что диалог не только должен быть расширен за счет включения Китая, но и расширен в плане включения всего ряда инструментов силы, которые могут создавать стратегическую нестабильность. Это стратегические наступательные вооружения, ракеты средней и меньшей дальности, весь список договоренностей, заключенных десятки лет назад».

Это говорит о том, что договор СНВ-3 не рассматривается США как таковой для продления не только потому, что там нет Китая. Этот договор американцы не безосновательно считают «устаревшим» в технологическом плане. Новые вооружения уже не попадают под его основные критерии. Чтобы туда их включить – их нужно не только «засветить», показать, но и предоставить на изучение их технические характеристики для подтверждения или опровержения опасности международной стабильности.

Для России, так гордящейся своими «уникальными новыми разработками, которым, по их словам, нет аналогов в мире» – это большой риск. Но ввязываться в гонку вооружений – тоже риск. Россия ищет выход из сложившейся ситуации. Выходом может стать предложение продления предыдущего договора на время переговоров для заключения нового договора, а для этого ей нужны союзники, которые бы поддержали такую идею. Поэтому РФ «делает» США предложение, которое мы рассмотрим в соответствующем блоке.

Вмешательство в выборы.

Госсекретарь США М.Помпео заявил, что «Вашингтон представит те документы, касающиеся имевшего место вмешательства в выборы 2016 года в США, которые американская сторона посчитает целесообразным публиковать. Мы полагаем, что нет никаких ошибок относительно того, что тогда произошло».

Глава МИД РФ С.Лавров в свою очередь отметил, что Россия находится на своих предыдущих позициях по решению данного вопроса, заявляет о своей полной невиновности и готова обменяться письмами о взаимном невмешательстве, но американская сторона не принимает такое предложение.

А на заявление о возможной публикации разоблачающих материалов пообещал ответную публикацию: «Москва согласна опубликовать переписку с Вашингтоном, касающуюся приписываемого РФ вмешательства в выборы в США. Будем готовы, как только Вашингтон даст подтверждение своего согласия предать гласности эти важные для общественности документы».

Что находится в данной переписке – не озвучено, но Россия о ней говорит уже достаточно долгое время, как о «доказательстве своей невиновности», по всей видимости там могут содержаться определенные компрометирующие материалы против должностных лиц в США и «сбросить» такой «козырь» Кремль решится только в случае действительно серьезных обвинений в свою сторону.

Развязка этой истории по всей видимости еще впереди, раз США сделали заявление о частичной публикации обвиняющих материалов.

Еще пару интересных моментов вокруг этого вопроса.

Главе МИД РФ С. Лаврову неожиданно задали вопрос на пресс-конференции о вмешательстве РФ в переговоры межу Великобританией и США, который был сформулирован в таком ключе обвинения РФ, что «слив» в прессу переговоров Великобритании и США по здравоохранению может быть примером «российского вмешательства». Лавров заявил, что ничего не слышал о вмешательстве РФ в переговоры США и Британии. «Предупреждение» Россией было получено публично. Российское вмешательство будет в «нужный» момент вскрываться во всем международном пространстве.

Второй момент касается «забывчивости» С.Лаврова о разговорах по вмешательству в выборы США с президентом Д.Трампом, на что обратила внимание именно западная пресса.

Сообщение из западных СМИ: «Глава МИД России Сергей Лавров в ночь на среду, 11 декабря, опроверг заявление Белого дома о том, что в ходе его встречи с президентом США Дональдом Трампом тот предостерег Лаврова от вмешательства России в американские выборы. «Мы не обсуждали выборы», — заявил Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с Трампом.

«Президент Трамп предостерег от любых попыток России вмешаться в американские выборы и призвал Россию урегулировать конфликт с Украиной», — говорится в заявлении Белого дома по итогам встречи Трампа и Лаврова. Сам Трамп в своем Twitter назвал встречу с Лавровым «очень хорошей» и также написал, что одной из ее тем было «вмешательство в выборы» — цитирует издание.

Вопрос вмешательства в выборы накаляется с обоих сторон.

Украина.

Здесь интересен момент того, что глава МИД РФ С.Лавров «подробно пробрифинговал Майка Помпео и его делегацию о состоявшихся вчера переговорах в рамках «нормандского формата» в Париже, о принятых там решениях, о тех вопросах, которые ещё предстоит урегулировать для того, чтобы полностью двигаться в направлении минских договорённостей».

Главный тезис российской стороны остался без изменения. Он звучит как то, что «Суть всей проблемы — прямой диалог между Киевом, Донецком и Луганском». Вернее, проблема в том, что такой прямой диалог России необходим для того, чтобы снять с себя обвинения в участии в украинском конфликте, что, по их мнению, приведет к снятию санкций и разблокирует отношения с коллективным Западом, в том числе в первую очередь с США, при сохранении полного контроля за оккупированными территориями Украины и позволит распространить свое влияние на всю страну.

Оставаясь все также на своих позициях в украинском вопросе Россия о встрече в Нормандском формате дает полный отчет США, которые не являются его участником, и в данный момент не имеют даже спецпредставителя Америки по данному вопросу.

Как ранее указывалось уже выше, США, зная, что данные вопросы имеют для РФ приоритетное значение, используют их для блокировки реального улучшения (сближения) отношений с Россией с целью сдерживания России в международном пространстве – это «вмешательство в выборы» и «украинский вопрос» (который привязан к «сирийскому вопросу»), прогресс в которых на данном этапе маловероятен. Ситуации в этих двух вопросах остаются «замороженными», но не усугубляются, что важно.

Сирийский же вопрос удается медленно, но продвигать в связи с тем, что американские военные находятся непосредственно «на земле» и могут гарантировать соблюдение баланса непосредственно по месту. Хотя политическая часть сирийского вопроса постоянно подвергается попыткам блокировки со стороны РФ и властей Сирии.

Проблема судоходства в Персидском заливе

В блоке «Не комментируется противоположной стороной» (предложения для обдумывания) можно выделить вопрос, который озвучен российской стороной, но не комментировался американской: «Персидский залив» — безопасность судоходства в Персидском заливе.

Проблема судоходства в Персидском заливе напрямую связана в том числе с иранским вопросом по выходу США из ядерной сделки, в котором Россия и США занимают противоположные позиции, а Россия себя позиционирует союзником с Ираном не только в ней, но и в Сирии, где Иран входит в Астанинскую тройку (Иран, Россия, Турция).

На фоне обострения и ухудшения безопасности судоходства в проливе американская сторона объявила, что создает коалицию Sentinel (в обход площадки ООН), российская же сторона презентовала свою концепцию безопасности (на площадке ООН). США дали понять РФ, что не поддержат данное предложение России.

Оба проекта находятся на начальных стадиях формирования. Проблема РФ заключается в том, что их проект может быть заблокирован в ООН американским представителем в СБ. Американский же проект столкнулся со сложностями – отсутствием поддержки европейскими союзниками. К проекту присоединилась Великобритания, но Германия и Франция отказались от своего участия. Все эти три страны (Англия, Франция и Германия) и Россия остаются гарантами в ядерной сделке с Ираном, после входа из нее США.

Американская сторона на переговорах «призвала Россию поддержать усилия США в том, чтобы не допустить Иран до разработки ядерного оружия и просила поддержать политику США в отношении Ирана». Российская же сторона акцентировала внимание, что «необходимо сделать все, чтобы спасти ядерную сделку с Ираном».

Но вопрос российской стороны о безопасности судоходства в Персидском заливе, который не комментировался американской, меняет акценты в проблематике данного вопроса. Эти акценты могут иметь диапазон от шантажа США со стороны России и Ирана до сделанного предложения, которое будет обдумано.

Продвижение данной российской инициативы концепции безопасности в Персидском заливе интересна Украине с точки зрения, что такое же предложение Россия может продвигать и в Черноморском регионе, что в итоге может привести не только к блокированию для Украины Азовского моря, но и изменению Нормандского формата на более выгодный России, а также возможности силового варианта разрешения украинского вопроса (миротворцы РФ).

«Новый ДСНВ»

В блоке «Новые предложения» (проявление заинтересованности) единственный вопрос «Новый ДСНВ».

Госсекретарь США М.Помпео, комментируя вопрос о необходимости добиваться стратегической стабильности в глобальном масштабе, заявил, что «Вашингтон готов рассмотреть предложение Москвы о необходимости подключения Лондона и Парижа к процессу ядерного разоружения». Помпео заявил, что на переговорах министр иностранных дел Лавров высказал мысль о том, что в данном процессе должны участвовать Великобритания и Франция.

Интересный момент состоит в том, что перед переговорами российская сторона акцентировала внимание на том, что «Россия готова рассмотреть идею президента США Д.Трампа о новом договоре по ядерному разоружению, о котором он говорил российскому лидеру В. Путину». А после переговоров было озвучено, что рассматривали якобы предложение Москвы, которое Вашингтон принял к рассмотрению.

Вопрос вот в чем. Это действительно идея России? Или Америка «дожала» Россию, чтобы та озвучила предложение США от своего лица, тем самым взяв на себя ответственность перед Китаем в дальнейшем продвижении этой идеи? Это и есть то самое «домашнее задание» для РФ, ради которого пришлось прибегать к давлению через такие инструменты как «законодательные инициативы», о которых говорилось выше?

Это возвращает нас к предыдущим тезисам США по сдерживанию России и Китая, которые обозначены американской стороной соответственно, Россия — «самая реальная военная угроза» и Китай — «самая всеобъемлющая угроза» (более значительная).

США отказываются продлевать договор СНВ-3 без привлечения к нему Китая. Китай категорически против. В свое время американская сторона обращалась к российской с предложением повлиять или посодействовать к такому привлечению Китая, но Россия вынуждена была признать, что таким влиянием и возможностями она не обладает. Все посылы РФ о том, что если США хотят включит в договор и Китай, то должны самостоятельно заниматься этими переговорами и этой проблематикой, но не разрушать (выходить) из двустороннего договора СНВ-3 с РФ не возымели должного результата.

После выхода США из ДРСМД гонка вооружений начала набирать обороты. Следующим и последним договором, сдерживающим уровень такой гонки, остался ДСНВ-3.

По всей видимости «российское» предложение сводится к тому, что все постоянные члены СБ ООН (государства с ядерным оружием) – США, Россия, Китай, Великобритания и Франция – должны стать участниками нового договора, подобного ДСНВ-3. Это расширяет возможности влияния на Китай к привлечению его в такой договор, ставя его в равные условия со всеми ведущими ядерными игроками.

Такое предложение весьма «заинтересовало» американскую сторону, и она пообещала рассмотреть его на высшем уровне.   Еще раз напомним, что выработка стратегии сдерживания Китая – одна из первоочередных задач для США. Пока не известно, как к данному предложению отнесутся европейские партнеры США – Франция и Великобритания, и тем более не известно, как отнесется Китай, но предложение само по себе достаточно интересное и реалистическое.

По всей видимости эту позицию о «Новом ДСНВ» Китаю должна донести Россия, как его союзница. Здесь Россия, если она получит еще и согласие, и поддержку Франции, может оказаться весьма полезной для США.

Возможные соприкосновения

В блоке «Возможные точки соприкосновения и взаимодействия» (ожидание реализации; взаимодействие по факту) обозначены четыре вопроса:

  • Контртеррор (США)
  • Афганистан (США)
  • Ливия (США, РФ)
  • Взаимодействие в экономике (США, РФ)

Если первых два вопроса обозначались сторонами и до переговоров как такие, в которых происходит взаимодействие (контртеррор) или понимание (Афганистан), то Ливия в переговорном процессе в позитивном ключе возможного взаимодействия обозначается чуть ли не впервые.

Получит ли развитие взаимодействия вопрос Ливии (урегулирование конфликта внутри страны), в мирном решении которого в большей степени заинтересованы европейские союзники США (Франция, Германия, Италия) и Турция нужно будет смотреть далее по происходящим событиям. До этого момента им ливийский вопрос не удалось не разрешить, не разморозить.

И последний вопрос, заинтриговавший многих: «Взаимодействие в экономике».

Российская сторона сообщила, что в рамках улучшения взаимодействия РФ и США по линии экономического сотрудничества глава МИД РФ С.Лавров обсуждал с госсекретарем Майком Помпео создание бизнес-совета: «Обсуждали договоренности, которые были достигнуты в Хельсинки в прошлом году по предложению президента РФ В.Путина — создание консультативного делового совета, в который вошли бы лидеры частного бизнеса, по семь-десять человек с каждой стороны. Совета, который бы пользовался поддержкой и Москвы, и Вашингтона».

Трамп в ходе встречи с Лавровым отметил важность улучшения отношений с Россией в интересах торговли между двумя странами. Госсекретарь США Помпео акцентировал внимание на том, что Вашингтон и Москва рассчитывают в обозримой перспективе выступить с важным заявлением о двустороннем экономическом сотрудничестве и что он надеется, что обе страны сделают это заявление без долгих задержек.

Так же было обозначено, что такое сотрудничество не подразумевает снятие предыдущих санкций: «Соединенные Штаты надеются на дальнейший рост двустороннего товарооборота с Россией, несмотря на санкции».

Идет ли речь о том, что все-таки принято решение о создании бизнес-совета, о чем так сильно просила Москва все это время, или идет речь о поощрении «инициатив» РФ таким образом за выполнение неких «поручений» США, или идет речь о новом предложении от США для РФ – пока не известно.

Но в любом случае – экономические связи Америка рассматривает как инструмент влияния и сдерживания. Напомним, что из доктрины Трампа вытекают два вида инструментов экономического влияния:

  • санкции (ограничения) — этот инструмент в основном применяется против «соперников» и их сателлитов-союзников, которые проявляют признаки не договороспособных или ненадежных с точки зрения выполнения международных обязательств или законов, которые они систематически нарушают.
  • «торговые войны» — пересмотр международных экономических соглашений в части неравнозначности торговых пошлин и т.д. Этот инструмент в большей степени применяется в отношении «партнеров» или «будущих партнеров» США, т.е. стран, которые способны не только договариваться, но также поддерживают, соблюдают и выполняют международные обязательства или законы.

Первый вид, санкции, применяются против России, второй вид, торговые войны, применяются против Китая.

У США имеются экономические интересы по отношению к России на данном этапе. Можно привести такой пример. В принятом военном бюджете США на 2020 год обозначается, как мы помним, выделение значительных средств на создание космических войск, что фактически дает «старт гонке вооружения в космосе» и она рассчитана как один из пунктов сдерживания РФ и повышения ее расходов на ВПК.

С другой стороны, у США существует проблема с ракетными двигателями, которые они на данный момент покупают у РФ и пока не имею альтернативы замены им.

Так, в начале ноября издание National Interest написало о зависимости США от российских ракетных двигателей:

  • США за последние годы вводили различные ограничительные меры против Москвы, однако им до сих пор не удалось избавиться от зависимости от российских ракетных двигателей РД-180
  • Однако к 31 декабря 2022 года ВВС США по закону будут обязаны прекратить пользоваться РД-180.
  • Предполагается, что Соединенные Штаты продолжат использовать российские двигатели по крайней мере до 2024 года и даже дольше.
  • закон могут ввести понятие «альтернативный носитель», если американский не будет готов к 2022 году, а единственной альтернативой являются именно двигатели российского производства.
  • Вашингтону не следует допускать отсрочки, поскольку дальнейшее промедление якобы усиливает позиции Москвы и подрывает национальную безопасность США.

Если Россия будет заниматься изготовлением повышенного числа двигателей для США (а РФ нужны экономические связи), например, то, когда она будет создавать двигатели для собственных нужд, ведь ракетные двигатели все-таки не штампуются конвейерным способом и на это требуются и время, и специалисты…  Но это только размышления вслух, предположения – не более.

Судя по бодрому заявлению Помпео мы скоро должны узнать, что именно американской стороной имелось ввиду под «двусторонним экономическим сотрудничеством».

Оценка итогов встречи российской стороной

Несмотря на это, казалось бы, оптимистичное для нее заявление американцев, российская сторона в итоге очень сдержанно оценила переговоры с США:

  • С восстановлением российско-американского диалога ясности пока нет.
  • Нельзя сказать, чтобы появилось твердое понимание и осознание того, что и когда мы будем осуществлять для восстановления каналов, форматов, платформ для тех или иных обсуждений.
  • пока не приходится говорить о каких-то позитивных, скажем так, сдвигах в наших двусторонних отношениях, но такие контакты — они важны.

Итоги:

По большинству острых вопросов стороны на переговорах обменялись мнениями и остались на предыдущих позициях, зачастую диаметрально противоположных.

Обозначены некоторые точки соприкосновения, такие как «Контртеррор» (которое заключается главным образом в возобновлении регулярного межведомственного диалога), «Афганистан», «Ливия» и объявлен чуть ли не возможный «прорыв» в вопросе «Взаимодействия в экономике».

Единственно новым и свежим выглядит «российское» предложение, которое заинтересовало американскую сторону в вопросе «Новый ДСНВ», но получится ли его конвертировать в какой-то результат – пока не известно.

Вывод:

Подводя общие итоги отношений между США и РФ в рассматриваемый период можно отметить следующее:

Обе стороны продолжают применять по отношению друг другу стратегии сдерживания для достижения собственных приоритетных целей.

Российская сторона продемонстрировала в очередной раз, что наиболее приоритетными для нее вопросами являются Сирия и Украина (региональные вопросы) и сохранение диалога по контролю над вооружениями (сдерживание гонки вооружения). Россия по-прежнему участвует в многочисленных спорных вопросах в международном пространстве, являясь оппонентом и соперником США, в надежде, что американцы откажутся от борьбы (противостояния) в некоторых из них в пользу российских приоритетов.

Американская сторона подтвердила в очередной раз, что в число ее первых приоритетов входит Китай (всеобъемлющий вопрос). Ради достижения результатов в данном вопросе США пытаются использовать возможности России в том числе, продолжая и ее сдерживать одновременно. В региональных пространствах США на данный момент контролируют ситуации, не давая им перейти в «горячую» фазу и сохраняя некий баланс между региональными игроками, но и не достигая пока своих конечных целей.

Это «длинная» игра, в которой Украина стала заложником.

Автор: Наталья Тимошенко

Эксперт по изучению конфликтов на Ближнем востоке и в других регионах, а также в Украине как гибридных войн и агрессивной оккупации России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *