Часть 4. Выводы для Украины.
Автор: Тимошенко Н.
Часть 1. Общие предложения России для ЕС обсуждений условий в построении нового миропорядка
- Статус России как супердержавы и опции зон влияния
- Международные правила и «особый» путь России.
- Причины для изменения миропорядка
- Две тенденции в Евросоюзе: стратегическая автономия (Франция) и евроатлантическая солидарность (Германия).
- Инициативы России по преодолению изоляции в свете построения нового мироустройства.
Часть 2. Проектная (проблемная) многосторонность или формат многосторонности ad hoc
- Старая многосторонность.
- Проектная (проблемная) многосторонность или формат многосторонности adhoc.
Часть 3. Статус Европы как «балансирующего союза» и связь с ЕАЭС
- Цель: Подмена прямых контактов Европы с РФ через ЕАЭС.
- Разделение зон влияния в Украине между РФ и ЕС.
- Статус «балансирующего союза» для ЕС.
Часть 4. Выводы для Украины.
Выводы для Украины.
Обозначив важность сохранения за РФ статуса «супердержавы и опций «зон влияния», Москва констатирует возможность понижения России в будущем в статусе на уровень «регионального государства». Прослеживается попытка через нарушение причинно-следственных связей определить и закрепить «особый путь России» — особый новый статус «балансирующего государства» с сохранением опций «зон влияния».
При переходе в статус «регионального государства» Россия столкнется с серьезными проблемами и конкуренцией своего «влияния» в международном пространстве в «своих бывших зонах», таких как постсоветское пространство и Украина в первом числе.
Свое поведение против стран постсоветского пространства (Молдова, Грузия, Украина, Беларусь и др.) Москва больше не сможет оправдывать якобы своим единоличным правом на «защиту своих зон влияния», это будет трактоваться как банальная агрессия против соседних государств и нарушение международных законов.
Т.е. потеряв статус «супердержавы» Россия стремиться сохранить за собой право оставаться «полюсом». Задача России сводится к тому, что нужно преодолеть консолидированную позицию коллективного Запада путем создания множества отдельных, независимых «полюсов» и взаимодействовать с каждым из них отдельно.
В ЕС существуют две основные тенденции по определению места Европы в мироустройстве:
- Стратегическая автономия ЕС (Франция) – модель: США – ЕС;
- Евроатлантическое единство (Германия) – модель: США/ЕС.
Стратегическая автономия ЕС, которую продвигает французская сторона, — более выгодна для России.
Эти противоположные тенденции озвучиваются Францией и Германией – странами, представители которых принимают непосредственное участие в урегулировании украинского конфликта на площадке Нормандского формата и имеют определенное влияние и на Россию, и на Украину. В том числе и от их консолидированной позиции по украинскому вопросу зависит будущее Украины.
Сейчас позиция этих представителей ЕС (Франции и Германии) соответствует консолидированной позиции основных игроков геополитического пространства и строится на соблюдение международных законов. Поэтому еще одной из задач России ставится найти такую новую модель, в которой эти международные законы можно будет если не обойти, то во всяком случае понизить их приоритетность (важность) в построении взаимоотношений, а значит – минимизировать последствия их нарушений.
Россия всячески пытается повлиять на отношения этих стран как к самой Украине, так и к их поддержке позиции Украины, предлагая различные формы «взаимовыгодного» сотрудничества как между Россией и этими странами (Францией и Германией), так и между Россией и соответственно со всем Евросоюзом, взамен на смягчение негативной позиций по отношению к РФ в этом конфликте. Это негативное отношение выражается как в политической изоляции России, так и в экономических санкциях против РФ, которые она стремиться преодолеть при сохранении уже достигнутых ею результатов, не собираясь менять своего поведения и своей позиции по отношению к Украине и украинскому конфликту.
Понимая, что такие новые предложения России должны быть поддержаны в геополитическом пространстве хотя бы некоторой частью основных игроков («полюсов»), основную ставку на такое «понимание» Москва делает на Европу, продвигая свои идеи и предложения конкретно через двух ведущих ее игроков – Германию и Францию.
И если французская позиция «Стратегической автономии ЕС» значительно облегчает России такую задачу, и Москва публично всячески поддерживает эту идею, то на изменение германской позиции «Евроатлантического единства» Кремлю приходится значительно прикладывать усилия, пытаясь предложить через Германию всему Европейскому союзу, альтернативную «выгодную» реальность.
У России возникают значительные проблемы, вплоть до непреодолимых, в каждом пункте, на которых была основана старая многосторонность: Институты, Ценности, Государства. В частности, в пункте Ценности (предполагается единство ценностей между участниками) РФ не обладает особой «системой единства ценностей» — как альтернативы существующей в демократических странах, которую бы признавали в мире, и нет союзников, которые бы разделяли эти ценности и отстаивали бы их.
Россия пошла по пути нарушения основных принципов международных ценностей, называя такие действия «особый путь» — подмена понятий, пытаясь заставить быть ее союзниками страны постсоветского пространства. Отсюда – прямая агрессия России против Молдовы, Грузии, Украины.
Основной посыл Москвы коллективному Западу заключается в том, что Россия предлагает уход от консолидированной позиции (международного формата союзов) к построению двустороннего прагматического сотрудничества, основанного только на совпадении интересов, а не ценностей.
Основным объектом для обсуждения и привлечения на свою сторону в построении данной концепции Россией на данном этапе выбрана Германия.
Видимо расчет в том, что, во-первых, у Германии последнее время весьма напряженные отношения с Вашингтоном; во-вторых, Германия является лидером ЕС и оказывает значительное влияние на все страны этого союза; в-третьих, в Германии в 2021 году запланированы выборы, в которых не будет принимать участие А.Меркель. Считается, что с ее уходом политика Германии может претерпеть изменения.
Если России удастся помешать сближению Германии с США (ослабить консолидированную позицию), а также склонить к принятию (восприятию) ее предложений в «проектной многополярности», то Москва может добиться значительных для себя результатов в переходном периоде «транзита власти» (до 2024 года).
Для Германии подход РФ может быть близок на примере их совместного сотрудничества по этим, предлагаемым Кремлем, принципам в вопросе строительства «Северного потока-2» в контексте украинского конфликта. Такая же модель взаимодействия может быть опробована и с другими странами ЕС при поддержке Германии.
Для преодоления накопившихся политических проблем, отразившихся на прямых контактах РФ и ЕС, затрудненных санкционной политикой Европы против России, Москва предлагает начать реализовывать сотрудничество в новых сложившихся условиях через экономические инструменты двух союзов: ЕС и ЕАЭС — проекта многостороннего сотрудничества.
Аргументация России сводится к тому, что это – не прямое двустороннее сотрудничество, и оно выгодно странам Европы:
- во-первых, такое сотрудничество открывает возможность оправдания европейских инвестиций в производство на территории России продукции именно для рынка стран ЕАЭС
- во-вторых, по причине «возможности усиливающейся транспортно-логистической связанности российского и азиатских рынков».
Рассматривая такие предложения для связки логистических цепочек Европы и России с выходом на Азию, для Москвы остаются наиболее актуальными две буферные территории – Украина и Беларусь. Без разрешения накопившихся противоречий и противостояния с коллективным Западом такой логистический проект становится затруднительным для реализации.
Россия обе эти территории считает зонами своего влияния и стремиться их сохранить на своих условиях так, чтобы коллективный Запад это признал. Так, Кремль предполагает создать предпосылки для частичной деконфликтизации (deconfliction) отношений России и Европы в этом направлении. Одной из таких предпосылок Москва видит в вымывании (решении) вопросов, представляющих фундаментальное значение в области безопасности России и европейских государств.
По Украине Россия признает спорность единоличного только российского влияния и предлагает ЕС на рассмотрение разделение и закрепление с Европой соответствующих «зон влияния» внутри Украины. Раздел таких зон влияния подразумевает возможность при глубокой заморозке конфликта создать из ОРДЛО «зону свободной торговли» между Украиной и РФ, и соответственно между ЕС (через Украину) и РФ.
Выступая 17.12.20 на ежегодной пресс-конференции В. Путин, отвечая на вопрос по поддержке Россией Донбасса, сказал: «Мы как поддерживали, так и будем поддерживать Донбасс, мы даже будем наращивать нашу поддержку Донбасса и это касается: понижения производства; решение социальных вопросов, инфраструктурного характера вопросов и т.д.».
Можно предположить, что Россия собирается заниматься вопросами улучшения логистики в ОРДЛО. Создание «зоны свободной торговли» из ОРДЛО подразумевает в будущем использование территории ОРДЛО для транзита грузов из Европы через Украину, через ОРДЛО — в РФ и наоборот для обхода санкций.
Эту схему мы ранее более подробно описывали здесь: «Сценарии России по выходу из-под санкций в украинском вопросе и последствия для коллективного Запада» https://geo-analytics.com.ua/ukraina-okupirovannye-territorii/scenarii-rossii-po-vyhodu-iz-pod-sankcij-v-ukrainskom-voprose-i-posledstviya-dlya-kollektivnogo-zapada/ .
Статус же «балансирующего союза» для ЕС рассматривается Россией с точки зрения заложения в него такого основного тезиса, как уход от глобальных союзнических отношений и переход к политике только двусторонних отношений на взаимовыгодной основе без политических обязательств перед союзниками или партнерами.
В качестве одного из взаимовыгодных проектов в этом направлении рассматривается взаимодействие ЕС и ЕАЭС, которое фактически создает инструмент как для ЕС, так и для РФ для обхода санкций, в том числе и американских, и связывает логистически Европу — через Украину, через территорию ОРДЛО, через Россию — с Азией и Китаем.
Поэтому Россия будет всячески пытаться уговорить европейских партнеров, в первую очередь Германию и Францию, изменить как их собственную позицию по отношению к украинскому конфликту и согласиться на разделение с Россией «зон влияния» внутри Украины, так и изменить позицию Украины, которая бы согласилась это признать.
В результате украинский конфликт не будет решен, а будет заморожен еще глубже, но Россия получит время на подготовку для дальнейших действий по восстановлению полного влияния в Украине и возможность экономического взаимодействия с ЕС и другими странами в обход санкций, в первую очередь – американских. Это может значительно усилить позиции России как в политическом, так и в экономическом аспекте в международном пространстве.